Тема открытого занятия: «Общение. Виды общения. Функции общения»
МКОУ ДОД «Черноземельский ДДТ»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
на тему:
«Общение. Виды общения. Функции общения»
Педагог: Горяева Б.Н.
П.Комсомольский, 2015
Тема открытого занятия: «Общение. Виды общения. Функции общения»
Цели и задачи:
- раскрытие понятий общения, виды и функции общения;
- развитие коммуникативной компетенции;
- развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении;
- познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми;
- формирование у участников навыков эффективного общения.
Методы и формы работы: мини-лекция, имитационные игры, групповая дискуссия, практические упражнения, работа в парах и мини-группах.
Ход занятия:
Вводная часть.
- Организационный момент. Объяснение темы занятия.
Основная часть.
Первый блок.
Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.
Д. Леббок
Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
М. Сервантес
- Как вы понимаете эти высказывания? (Ребята делятся на 2 группы и начинается обсуждение)
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
- В каких сферах жизни нам необходимо искусство общения?
- Назовите еще виды деятельности, которые охватывают все сферы в нашей жизни.
- Сформулируйте и запишите: для чего нужно уметь общаться именно вам?
Последующее обсуждение
- Общение – это сильнейший дар, он помогает человеку производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться в любой ситуации.
- С чего начинается общение?
Модель речевого общения:
1. Кто (передает сообщение) - Коммуникатор
2. Что (передается) - Сообщение (текст)
3. Как (осуществляется передача) – Канал связи (непосредственно и
опосредованно)
Кому (направление сообщения) – Реципиент (адресат)
С каким эффектом - Эффективность (эффективное общение
или не эффективное)
- Какие вы знаете виды общения?
1. Вербальное;
Невербальное.
2.Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и др.);
Опосредованное (связанное использованием специальных средств и орудий);
Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди);
3.Формальным мы будем называть общение, которое происходит согласно нормам, правилам и должностным инструкциям, существующим в вашей организации или ее подразделении, и подчинено решению конкретных задач, стоящих перед вами. Оно обычно происходит при деловых или дипломатических отношениях, стороны общаются формально, на официальном уровне.
4. Неформальное общение - это ваша своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень понимания, согласия, психологической близости. Именно в этих отношениях удовлетворяется потребность в самореализации в рамках данной работы, в уважении и принятии, это общение дома, с родителями, с друзьями.
Функции общения:
Социальные функции
Психологические
Организация совместной деятельности;
Функция обеспечения психологического комфорта личности;
Управление поведением и деятельностью;
Удовлетворение потребности в общении;
Контроль.
Функция самоутверждения.
Разбор каждой функции ребятами.
Практическая часть.
В упражнении отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать.
Время: 20-30 минут.
Размер группы: 10-15 человек.
Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь коня потеряешь, направо пойдешь голову потеряешь, прямо пойдешь женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая направо, а третья прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.
Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.
Упражнение «Одноминутная речь»
Упражнение помогает развитию коммуникативных навыков, ораторского мастерства, способности говорить спонтанно. Также оно может служить разогревом для пассивной группы.
Необходимые материалы: заранее подготовленный список вопросов для выступления на определенную тему. (Пример списка см. ниже).
Время: в зависимости от размера группы 10-25 минут.
Размер группы: 6-15 человек.
Описание. Каждому из участников нужно будет произнести одноминутную речь на определенную тему. Выбирается доброволец, который будет следить за временем. Затем зачитывает или показывает на проекторе первый вопрос и выбирает первого оратора, который говорит в течение минуты. Называет следующий вопрос и вызывает следующего участника, так продолжается, пока не выступят все.
После завер
·шения выступлений педагог просит группу дать обратную связь всем участникам.
Обсуждение.
Что особенно понравилось в выступлениях, привлекло внимание, «зацепило»?
Какие удачные ораторские приемы были использованы участниками?
Было ли легко или тяжело говорить спонтанно?
Что делали спикеры, если у них «заканчивались мысли»?
Приложение. Возможны список вопросов для выступления.
Как вы заработали первые деньги?
Самый необычный подарок, который вы дарили или получали?
Самая смешная история, которая с вами происходила?
Лучший отпуск, который вы провели?
Отговорки, которые люди придумывают, когда опаздывают?
Что лучше дипломатичность или прямолинейность?
Манипуляции это хорошо или плохо?
С каких фраз начать знакомство в метро?
Если бы вы выиграли кругосветное путешествие, куда бы вы поехали?
Упражнение «Выйди из скорлупы»
Упражнение помогает участникам потренироваться в навыках убеждения. Также упражнение помогает «встряхнуть» участников, создает в группе позитивную веселую атмосферу.
Время: 5-10 минут.
Размер группы: 10-20 человек.
Описание. На полу мелом либо бумажной клейкой лентой очерчивается круг диаметром около 1 метра. Тренер просит одного добровольца встать в этот круг.
После этого дается задание группе: нужно убедить водящего выйти из круга. Нельзя использовать физическую силу для того, чтобы, к примеру, вытолкнуть его из круга, можно что-то предлагать взамен, торговаться, объяснять, почему он должен выйти, давать обещания и т.д.
После того как водящий вышел из круга, проводится разбор техник и приемов влияния, которые были использованы.
Варианты. Можно снять упражнение на видеокамеру, после чего просмотреть отснятый материал с обсуждением того, как группа убеждала стоящего в кругу выйти из него, какие приемы убеждения были использованы.
Упражнение «Общение без слов» (15 мин)
Цель дать возможность участникам группы получить новый опыт общения, обратить внимание на чувства, возникающие в результате прикосновений, физического контакта с партнером, дать возможность почувствовать большее доверие к людям, участвующим в группе тренинга.
Описание упражнения. Упражнение выполняется молча. Ведущий просит участников встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаются по команде ведущего. Оказавшиеся напротив друг друга люди образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук, открыть глаза и двигаться дальше. Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: «Положите руки на плечи друг другу и посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыбнитесь, опустите руки и начинайте двигаться дальше». Следующие инструкции образующимся парам могут быть такими: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь, обопритесь спинами друг о друга и присядьте, стараясь не упасть, и т.п.
После упражнения участники обмениваются возникшими чувствами.
Упражнение «Таможня»
Из состава участников выбираются два «работника таможни» и два «иностранца». «Таможенники» остаются в комнате, а «иностранцы» выходят. Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с «Иностранцами», чтобы выяснить, кто из них провозит «запрещенный товар». В качестве такого «товара» могут выступать, например, «наркотики». Разумеется, все это не реальные вещи, а игровые символы. Так, «багажом» могут быть две книги, с которыми «иностранцы» подходят к «таможенникам» и ведут беседу, а «наркотиками» – вложенный в одну из книг лист чистой бумаги. «Таможенники» не имеют права брать эти книги в руки и листать. Они должны решить свою задачу, опираясь на свою наблюдательность и интуицию.
Пока «таможенники» рассаживаются и готовятся к принятию «иностранных гостей», те за дверью комнаты придумывают легенду: из какой страны они приехали, с какой целью, на какой период запланирован их визит и т.п. Главная задача «иностранных гостей» состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозрений «таможенников» и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание «таможенников» и помешать принятию ими правильного решения. Например, сентиментальная или остросюжетная история может надолго отвлечь внимание «таможенников». В ходе игры постепенно выясняется, что уже первые действия «иностранцев» часто выдают их «с головой»: тот, кто везет «запрещенный товар», часто либо немного суетится, либо излишне напряжен и зажат. Лидером беседы в большинстве случаев выступает тот из «гостей», кто свободен от «контрабанды».
Беседа длится до тех пор, пока «таможенники» не решают, у кого из «иностранцев» спрятан «запрещенный товар». После того, как ответ высказан, другие участники, которые находились в роли зрителей, также предлагают свои решения. И только потом «иностранцы» признаются.
В заключении игры происходит общее обсуждение, в котором группа анализирует, какие ответы были правильными и почему. Выявляется, по каким признакам «работники таможни» и зрители определили, у кого из «иностранцев» был спрятан «запрещенный товар».
Заключительная часть.
Наше занятие-тренинг подходит к концу.
Рефлексия (7 минут)
- Итак, подведем итоги.
- Что нового вы для себя открыли?
- Что необходимо для того, чтобы общение было эффективным?
- Какие умения и навыки требуется совершенствовать?
Упражнение «Рукопожатие»
- Мы все сегодня плодотворно поработали и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить другу друга рукопожатием.
15