Здоровьесберегающие технологии как фактор эффективного взаимодействия субъектов образовательного прочесса









Доклад
на тему:
« Здоровьесберегающие технологии
как фактор эффективного взаимодействия
субъектов образовательного процесса »








Рыжкова Лилия Викторовна
учитель английского языка муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная
школа № 4» муниципального
образования городской
округ Красноперекопск











г. Красноперекопск
2016 г.
Выступление на МО по теме « Здоровьесберегающие технологии как фактор эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса ».
В последнее время здоровье школьников – это не только медицинская, но и педагогическая проблема, т.к. состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.
В России, к сожалению, с каждым годом ухудшается здоровье детей школьного возраста. Исследования показывают, что с каждым годом уменьшается число первоклассников с сильным типом нервной системы, для которой характерна высокая работоспособность, подвижность нервных процессов, быстрая реакция на изменение ситуаций, быстрый темп речи и действий (то есть характеристики, необходимые для успешного педагогического процесса). К тому же за период обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения.
В связи с вышеизложенным, на сегодняшний день в школах остро стоит проблема сохранения здоровья обучающихся и актуальным представляется формирование здоровьесберегающей среды обучения.
Итак, что же такое здоровьесберегающие технологии? Среди многочисленных определений этого понятия я выбрала определение Петрова О.В.: Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Из данного определения понятно, что Здоровьесберегающие технологии характеризуются системностью внедрения, т.е. это неоднократные, связанные между собой и с темой урока действия со стороны учителя; кроме того, здоровьесберегаюшие технологии призваны не только сохранять, но и укреплять и развивать различные составляющие здоровья – духовное, эмоциональное, интеллектуальное, личностное, физическое.
Каковы составляющие здоровьесберегающих технологий?
Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требования к ученику, адекватность методик обучения и воспитания);
Рациональная организация учебного процесса (соответствие возрастным, половым, индивидуальным особенностям, соответствие гигиеническим требованиям);
Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Вполне естественно, что у каждого учебного предмета есть своя специфика преподавания, соответственно, для каждого предмета характерны свои особенности применения здоровьесберегающих технологий. Каковы же эти особенности для английского языка?
Школьный курс английского языка имеет практическую направленность. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке, при этом они должны усвоить большой объем материала, приобрести произносительные навыки. На уроках обучающимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Со стороны детей необходимы сосредоточенность и активность для достижения хороших результатов. С другой стороны, при обучении английскому языку существует множество вариантов внедрения различных элементов здоровьесберегающих технологий, связанных между собой и связанных с тематикой урока (игра, зарядка, песня, релаксация, смена видов деятельности, включение соответствующих тем в тематическое планирование).
Рассмотрим эти элементы более подробно.


Положительная эмоциональная настроенность на уроке
Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предмету.
Для установления эмоционального контакта можно использовать упражнение-игру «Round about» (карусель). Ученики передают друг другу мяч и высказываются о своих чувствах, эмоциональном и физическом состоянии. С подобных упражнений можно начать урок и скорректировать эмоциональную настроенность обучающихся, причем, их можно применять как в младших классах (используются простейшие фразы – Hello! How are you? – I’m fine, thank you!), так и в среднем и старшем звене (I’m in good (bad) mood today I feel like singing and dancing today, because it’s my birthday).
Используя такие упражнения-игры, учитель всегда может отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть возможные негативные ощущения.
Смена видов работ
У обучающихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому очень важной во время урока является смена учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабления во время прослушивания песен и т.д..
В средней и старшей школе так же огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ (самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование , ответы на вопросы, работа с учебником, творческие задания). Это способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременному отдыху учеников.
Игра на уроках английского языка
Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра, как одна из важнейших форм релаксации. Игра дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества.
Для младших школьников может быть использована игра-пантомима (например, при изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером);
при изучении темы ’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами;
при изучении темы ’ My day’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
С детьми более старшего возраста можно использовать игру-проект, где они пишут проекты, защищают их, отстаивая свою точку зрения и совершенствуют английскую речь.
В диалогах учащиеся могут вообразить себя различными персонажами (в зависимости от изучаемой темы, например, директором школы – 5 класс, директором зоопарка – 6 класс).





Песня на уроках английского языка
Песня на уроке хороший вид релаксации, который представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Во втором классе дети узучают песню «Алфавит» (The ABC), различные песни-рифмовки, “What is your name?”. Обычно подобные песни выполняют роль фонетическиз зарядок на начальном этапе обучения.
Песни могут вводиться в связи с изучением лексической темы, например, Politics «Wind of change», Appearance – «Head and shoulders».
Песни могут применяться и как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда учащиеся устали и им нужна разрядка.
Эмоциональные разрядки
Наличие эмоциональных разрядок необходимо для снятия умственного напряжения и утомления. Это могут быть поговорки, скороговорки веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка.
Уже во втором классе дети изучают скороговорки – они помогают снять напряжение, формируют навыки произношения, помогают запомнить слова – например, словосочетание very well – учащиеся тренируют звуки [v] и [w], повторяя его быстро несколько раз подряд и отвлекаются от возможной монотонности.
Использование поговорок при изучении английского языка не только формирует произносительные навыки, снимает напряжение школьника, но и стимулирует речевую деятельность. Можно использовать пословицы и поговорки при изучении грамматики: What is done can't be undone (модальные глаголы), The best fish swim in the bottom (степени сравнения прилагательных).
Двигательная активность на уроках английского языка
На уроке английского языка двигательная активность способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.
Запоминание нового материала в сочетании с двигательной активностью происходит гораздо быстрее. Поэтому введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения. Количество лексических единиц увеличивается от урока к уроку, следовательно, увеличивается возможность для двигательной активности. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть они не просто рассказывают диалоги, а показывают их. Все это, конечно, более актуально на начальном этапе обучения языку. Проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.
Stand up clap clap
Arms up clap clap
Step step arms down
Clap clap please sit down


Изучение тем, способствующих здоровьесбережению
Для формирования здорового образа жизни с самого раннего возраста дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам: «Распорядок дня»; «Спорт и здоровый образ жизни»; «Проблемы молодежи»; «Технический прогресс и человеческие способности» и многие другие.
При изучении темы повелительного наклонения дети изучают такие фразы, как “Wash your hands!”, “Wash the fruit!”, что способствует воспитанию элементарной санитарно-гигиенической культуры у детей. Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня.
Обучащиеся средней и старшей школы уже более серьезно и основательно изучают темы, способствующие здоровьесбережению, знакомясь с проблемами взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни, глубоко и всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи.
Таким образом, значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем подрастающего поколения. На уроках английского языка учителя стараются решать эти проблемы, используя различные элементы здоровьесберегающих технологий, выстраивая их в систему.
В заключении хотелось бы сказать, что использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.
  

Заголовок 1 Заголовок 215