Оптимизация педагогического взаимодействия участников образовательного процесса
ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ахмерова Елена Сергеевна,
учитель начальных классов,
МОУ СШ № 14, г. Волгоград
Проблема общения младших школьников, несмотря на то, что мало исследована в литературе, очень актуальна. Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Опыт взаимодействия с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребёнка, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса педагогического взаимодействия имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребёнка, проникновением в область многообразных контактов детей с взрослыми и сверстниками.
Процесс общения – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, но и он, может быть управляем со стороны педагогов и психологов, родителей и самих детей. Но все же большую роль здесь играет именно педагогическое воздействие.
Предложенные в методической литературе способы оптимизации и управления общением в детских коллективах позволяют более многообразно организовывать жизнедеятельность учащихся.
Исследования показали, что первоклассники в большинстве случаев стремятся к всестороннему общению с учителем и откровенны с ним, но система предъявляемых учителем требований не всегда бывает им понятна и доступна. В ряде случаев затруднения во взаимопонимании создаёт и характер предъявляемых требований. Недостаточное знание особенностей детей не позволяет учителю вовремя оказать помощь тому или иному школьнику.
Наблюдения показали, что у каждого учителя уже с первого урока намечаются тенденции развития и преобладания определённых показателей взаимоотношений: организация взаимодействия с учениками на протяжении всего урока; преобладание организационно деловых требований над дисциплинарными; преобладание или коллективных, или индивидуальных способов воздействия; недостаточное число мотивированных оценочных суждений – они либо единичны, либо совсем отсутствуют; преобладание положительных или отрицательных суждений; наличие или отсутствие моральных стимулов взаимоотношений между детьми и учителем, между самими учащимися.
Всё это приводит к формированию разного уровня взаимоотношений между учителями и учениками.
Изучая педагогическое взаимодействие младших школьников, в качестве основных показателей можно использовать следующие параметры:
субъективная значимость сверстника для ребенка, которая проявляется в общем интересе к другому, в эмоциональной вовлеченности в действия другого;
просоциальность поведения, направленного на сверстника, т.е. способность уступить, помочь, поделиться тем, что нужно самому;
способность к сочувствию и сопереживанию, которая выражается, в частности, в реакции ребенка на успехи и неудачи другого (сорадование успехам и огорчение при неудачах).
Таким образом, принимая во внимание все указанные обстоятельства, учитель формирует определённую систему взаимоотношений в классе.
Современные образовательные системы предоставляет нам широкий спектр возможностей и средств оптимизации педагогического взаимодействия. Одним из таких средств является организация «клубов общения».
Цель клуба общения, прежде всего, заключается в том, чтобы создать ребенку условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых у детей:
снимался страх перед самостоятельным высказыванием;
развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
прививает навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;
формируется умение ценить свою и чужую работу;
закрепляет чувство радости от совместного труда и творчества.
Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству и т.д. Так ребенок узнает себя как партнер по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.
Вступая в общение с окружающими его людьми, школьник удовлетворяет одну из основных социальных потребностей, причём необходимость в удовлетворении потребности в общении увеличивается с возрастом, достигая максимума в ранней юности.
Будучи важным фактором формирования личности младшего школьника, общение содержит в себе огромные педагогические возможности. В тоже время, будучи во многом процессом стихийным, оно таит в себе и определённые опасности, ибо может способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и ценностей.
Это вызывает необходимость для педагогики исследовать объективно, заложенные в общении позитивные и негативные потенции. Педагогике необходимо определить возможность управления общением школьников с целью стимулирования его позитивного воздействия на личность и нивелирования негативных мотивов. Реализация этих возможностей необходима для повышения эффективности воспитательного процесса в целом.
Процесс общения может быть управляем со стороны педагогов и психологов, родителей и самих детей. Но все же большую роль здесь играет именно педагогическое воздействие. Предложенные в методической литературе способы оптимизации и управления общением в детских коллективах позволяют более многообразно организовывать жизнедеятельность учащихся и распространять педагогическое влияние на сферу межличностного общения младших школьников.
Обобщение педагогического опыта и результаты по проведенным исследованиям говорят о том, что целенаправленная организация общения школьников в системе учебно-воспитательной работы способствует более быстрому сплочению ученических коллективов, приводит к тому, что содержание жизнедеятельности коллектива становится основой содержания общения учащихся, способствует формированию гуманистических отношении в коллективе и повышению воспитательного воздействия коллектива на личность школьника.
Помощь педагогов и психологов способствуют благоприятной позиции учащегося в процессе общения, обеспечивают участие школьников в содержательном общении со сверстниками и взрослыми и благодаря всему этому повышают эффективность процесса становления личности.
Можно выделить ряд общих психологических моментов в организации общения, способствующих достижению оптимальных межличностных контактов, применимых так же и к ситуации педагогического воздействия.
Во – первых, общающиеся должны обладать способностью воспринимать и адекватно психологически интерпретировать поведение друг друга непосредственно в каждый момент общения, фиксировать изменения в познавательных процессах, чувствах и поступках партнёров по общению, определять причины, которые эти изменения вызывают.
Во – вторых, у общающихся должен быть сформирован набор оценочных эталонов, которые позволяли бы им сравнивать характер изменений, наступающих в вербальном и невербальном поведении каждого участника общения, и своевременно делать по поводу их существа правильные заключения.
В – третьих, одни участники общения постоянно должны отдавать себе отчёт в том, как воспринимают и психологически интерпретируют их облик и поведение остальные участники этого общения.
В – четвёртых, общающиеся должны располагать, по возможности глубокими знаниями о типичных ошибках в межличностном восприятии, которые не редко допускаются при оценивании внешнего и внутреннего облика людей, а также при психологическом объяснении наблюдаемой картины их поведения.
Таким образом, общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.
Нерешенность многих проблемных вопросов по части общения детей в школьном или ином другом коллективе говорит о том, что рассматриваемая тема еще долго будет оставаться открытой для обсуждения и проведения новых исследований.
Список литературы:
1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе: Пособ. - Томск: Пеленг, 2004 — 120 с.
2. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности.// Вопросы психологии.- 1996,- №4.
3. Галлигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи. М.:Просвещение, 1992.
4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986 — 144 с..
5. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев, 1987.
6. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990.
7. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. / Под ред. М.И. Лисиной. - М., 1974 — 231 с.
8. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. / Под ред. М.И. Лисиной. - М., 1985.
9. Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. - М.: Педагогика, 1987.
10. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. /под ред. Репиной Н.Е. - М., 2005.
11.Смирнов Е.Ю. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии.- 1994 г.- №6.
12. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выгодского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии.- 1996.- №6.
13.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 2005.
14. Шипицына Л.М., Заширинская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет). М., 2008.