Развитие физических способностей на уроках физической культуры методом круговой тренировки



Управление образования администрации Белгородского района
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»






Развитие физических
способностей на уроках физической культуры
методом круговой тренировки




Автор опыта:
Денисов Михаил Юрьевич
Учитель физической культуры
МОУ «Майская гимназия Белгородского района белгородской области»









п.Майский
2012 год



Содержание:

Информация об опыте
Технология опыта
Результативность опыта
Библиографический список
Приложение к опыту































Информация об опыте

В последние годы уровень здоровья подрастающего поколения нашей страны резко снизился. Достаточно посмотреть на количество учеников, которые имеют различные ограничения к занятиям физической культурой или полностью освобождены от уроков. Заболевания самые разные – от ограничений по зрению до астмы и сахарного диабета. Здесь необходимо назвать несколько причин: ухудшение экологической обстановки, экономические факторы, понижение интереса к физкультуре и спорту в стране и другие. На фоне таких удручающих факторов как никогда остро встает вопрос о правильном планировании, проведении и дополнительных нагрузках на уроках физической культуры, привлечении детей к занятиям в различных спортивных секциях.
В течение десяти лет применяю в педагогической практике метод круговой тренировки, который с каждым годом приобретает все большую популярность, особенно у учащихся. Упражнения комплексов «круговой тренировки», как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, способствуя не только общему и физическому развитию школьников, но и успешному освоению всех разделов учебной программы. Словом, вопрос сегодня стоит не об эпизодическом применении «круговой тренировки», а о постоянном включении ее в уроки, на которых идет освоение разделов легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр. При наличии необходимых условий круговую тренировку применяют и во время лыжной подготовки. Метод круговой тренировки проводится в целях повышения физической подготовленности, укрепления здоровья школьников, воспитания в них постоянной заботы о своем физическом развитии, поддержания полноценной трудоспособности на уроках, приобщению к здоровому образу жизни.

Технология опыта


Развитие физических способностей у детей и подростков зависит от двух основных факторов: возрастного развития физиологических систем и механизмов, их воздействия, обеспечивающих совершенствование деятельности организма как единого целого и тренирующего эффекта регулярной двигательной активности. Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнении учащимися и контроле за ее воздействием на систему организма. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям, благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. «Круговая тренировка» имеет широкую сферу применения от школьного физического воспитания до большого спорта.
В педагогической деятельности на первых уроках физической культуры осваивают школьники методику проведения «круговой тренировки», которая может проводиться несколькими методами – непрерывно и с интервалами, в процессе которых каждое из упражнений учащиеся выполняют многократно. Суть непрерывного метода заключается в том, что ученик передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие избирательно воздействовать на различные системы жизнедеятельности организма, мышцы и т.д.
Главной целью при использовании этого метода является достижение заранее определенного эффекта или реакций основных систем человека, обеспечивающих высокую работоспособность в конкретных условиях спортивной деятельности. Упражнения выполняются одно за другим, а отдых предусматривается после окончания всего круга, а может и вообще отсутствовать. При применении этого метода необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
Нагрузку нужно начинать на уровне 50% от максимально возможного для каждого ученика. Повышение нагрузки необходимо осуществлять путем увеличения количества упражнений, времени их выполнения, скорости, а также путем укорачивания времени отдыха между кругами.
Оптимальное количество упражнений находится в границах 6 – 12, продолжительностью до 1 минуты, выполняемых в быстром темпе. Упражнения необходимо подбирать в соответствии с
возможностями занимающихся, а их содержание может оставаться постоянным.
В каждом занятии целесообразно использовать трехкратное преодоление круга упражнений с определенным временем.
На последующих занятиях целесообразно повышать скорость преодоления кругов. После выполнения 6 – 12 упражнений необходимо отдыхать в течение 3 – 5 минут.
Интервальный метод круговой тренировки заключается в подборе упражнений, воздействующих на разные группы мышц или системы жизнедеятельности организма и выполнении этих упражнений на каждой из «станций». Упражнения нужно отбирать таким образом, чтобы они соответствовали целям и задачам подготовки учащихся, занимающихся на каждом этапе. Рекомендуется использовать упражнения с различными предметами, в том числе и с мячами. В использовании этого метода необходимо помнить о следующем:
Тренировочную нагрузку, как и в непрерывном методе целесообразно повышать постепенно в ходе занятии от 50 – 60 % до максимальной на каждой из «станций». Повышать нагрузку можно за счет увеличения количества упражнений на каждой «станции» или интенсивности при их выполнении.
Оптимальное количество «станций» от 6 до 10. длительность каждого упражнения – до 1 минуты. Темп выполнения каждого ученика необходимо равномерно повышать до максимального. Упражнения подбирать в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся детей.
Начинать тренировку целесообразно с 2 – 3 повторений упражнений на каждой «станции», постепенно увеличивая количество повторений и скорость выполнения упражнений. В процессе отдых рекомендуется фиксировать выполненную работу в дневнике.
После выполнения упражнений перед переходом на очередную станцию необходимо отдыхать в течение 1 минуты.
Практика показывает, что во всей системе уроков (разучивание, закрепление, совершенствование, учет) можно использовать метод «круговой тренировки».
Педагог совершенствует метод круговой тренировки несколько лет разработал методику, согласно которой при разучивании материала, «круговую тренировку» можно использовать в конце основной части урока. Закрепляя материал по различным разделам программы, «круговую тренировку» использую уже во всей основной части. При совершенствовании учебного материала «круговая тренировка» применяется во всех частях урока. Когда провожу зачетный урок, то использую 2-3 станции (например, 1-я станция – учет, 2-3 – совершенствование, или 1,3 учет, 2-я – совершенствование). Первая четверть – это изучение программы по легкой атлетике. Спортивное ядро гимназии позволяет реализовывать представленный метод. Спортивная база включает:
Футбольную площадку;
баскетбольную площадку;
волейбольную площадку;
атлетический уголок: брусья канат, рукоходы, турники, гимнастические стенки и т.д.
ямы для прыжков в длину и высоту.
В начале каждой четверти с учащимися определяем индивидуальный тренировочный пульс (ИТП) каждого ученика. Формула ИТП расположена на стенде и позволяет определить, при каком пульсе нужно тренироваться, чтобы был прирост физических качеств. Пользоваться формулой рекомендуется следующим образом: (В) – это возраст, (П) – пульс в покое за 1 минуту, подставляем данные в формулу и высчитываем индивидуальный тренировочный пульс (220 – В – П) * 0,6 + П = ИТП. Так же использую еще и максимальный тест (МТ). Он определяется на первых уроках после показа и объяснения, ученики по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время (30- 40 сек). Стараясь проделать его максимальное для себя количество раз. Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2-3 минут для отдыха. Всё это ученики записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию, где
принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечению 2-3 минут определяется максимальный тест этого упражнения и т.д. После определения максимального теста для каждого устанавливается индивидуальная нагрузка: в зависимости от подготовленности класса. На последующих уроках ученики выполняют каждое упражнение в комплексе, установленное число раз, но в разных вариантах. Выполняют каждое упражнение комплекса (проходят один круг) заданное число раз в строго обусловленное время 30 – 45 сек., стараясь как можно точнее исполнять каждое движение. Выполняют весь комплекс (проходят 1 комплекс) за строго обусловленное время. Повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого дозировке.
Организм учеников постепенно приспосабливается к систематически повторяемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать ее, увеличивая дозировку упражнения.
Развивая физические качества методом «круговой тренировки», рекомендуется использовать рельеф местности, деревья и т.д. На уроках при закреплении учебного материала по легкой атлетике, уже во всей основной части используется «метод круговой тренировки». Этот метод позволяет увеличить плотность урока и количество пройденного материала. Разделяя учащихся по станциям (количество зависит от поставленных задач) мне легче их контролировать. Например, 1-я станция – техника разбега в метании, 2-я станция – финальное усилие при метании мяча, 3-я станция – прыжок в длину с разбега и т.д. Распределив по станциям, назначается старший и ставится педагогом задача группе, выдаётся план-задание каждой группе в устной форме или на карточке с номером станции и кратким описанием задания в двигательном действии, которые предстоит выполнить ученику на этой станции. Также применяются карточки-самоучители, в которых нарисованы ошибки при выполнении упражнений, а напротив – рекомендации по их устранению. Например, карточка-самоучитель по изучению низкого старта и стартового разгона. Пункт №2 гласит: «Ошибки – руки не выпрямлены, центр тяжести сдвинут слишком назад. Рекомендации – правильно распределить тяжесть тела, следить за руками». Также используются карточки-загадки. Учащиеся должны сами отгадать, смотря на рисунок на карточке, как правильно выполнить упражнение.
Работая по очереди с каждой группой педагог осуществляет дифференцированный подход к каждому участнику. При разделении групп необходимо, чтобы первая была самая сильная и т.д. При совершенствовании материала на всех этапах урока используется «круговая тренировка».
На уроках особенно тщательно рекомендуется производить контроль за самочувствием учащихся, использую для этого таблицу «Физическая нагрузка на уроке» и «Определение самочувствия по внешним признакам».
Урок разучивания учебного материала проводится с использованием «метода круговой тренировки» во всей основной части урока.
Используют на уроке только 2 станции: в 1-е отделение отбирают более сильных, дают им задание, и они самостоятельно разучивают упражнение, с более слабой группой занимаются под контролем педагога, используя для этого не только словесный метод обучения, но и наглядный. Затем педагог возвращается к сильной группе и педагог проверяет-исправляет ошибки самостоятельного разучивания. После смены станций повторяют учащиеся ту же методику, затем разделяется класс на 4-е группы и начинаются упражнения на развитие физических качества учащихся методом интервальной «круговой тренировки», используя 6-12 станций, но с учетом тех упражнений, которые разучивались на уроке.
При закреплении учебного материала также используют круговую тренировку, но класс уже разделяют на 3 группы, первая – сильная, вторая – немного слабее, третья – группа коррекции, в нее входят учащиеся, которые еще допускают много ошибок при выполнении того или иного упражнения. Третьей группе уделяют больше внимания. После прохождения круга, развивают физические качества «непрерывным методом».
Урок совершенствования начинают с разминки «методом непрерывной круговой тренировки».
На уроке-зачете используют ту же методику, что и в легкой атлетике. При изучении раздела «Спортивные игры» методика использования «круговой тренировки» видоизменённая. Уже с разучивания учебного материала во всех частях урока используют «метод круговой тренировки». В подготовительной части используют как интервальный, так и непрерывный метод с мячами (набивными, баскетбольными, волейбольными, футбольными и т.д.). В основной части разделяют класс на 3 группы и спортзал на 3 части. В каждой части зала группа выполняет задание. При развитии двигательных качеств используют интервальный «метод круговой тренировки». Количество упражнений 6-8.
Урок – закрепление отличается только тем, что увеличивается только количество станций и групп. Зал делится на 4 части. При развитии двигательных качеств используют интервальный метод и увеличивают количество упражнений до 10-12 повторений.
На уроке совершенствования используют соревновательный метод по круговой схеме. Разделяют площадку на две части, а класс на 4 команды и проводятся игры.
При учете знаний образуют до 4 станций и оценивают по степени подготовленности групп по каждой из станций.
Изучая раздел «Лыжная подготовка» при распределении на группы учитывают не только подготовленность учащихся, но и лыжный инвентарь. Учащиеся, которые будут работать на деревянных лыжах, определяют в одну группу, а тех, кто будет работать на пластиковых лыжах – в другие. На уроке изучения нового уже в подготовительной части используют «круговую тренировку». Учащиеся разминаются по кругу, выполняя поточным способом разные задания на разных сторонах круга. Дальнейшая методика проведения уроков такая же, как и в легкой атлетике.
Для того чтобы успешно развивать физические качества, нужно знать, в каком возрасте это надо делать.
Для этого в гимназии возле спортивного зала находится наглядная агитация - информация о спорте и спортивной жизни школы, о здоровом образе жизни. В этой наглядной агитации есть стенд «Периоды развития двигательных качеств». Стенды информируют, в каком возрасте надо развивать то или иное физическое качество. В переходный период от детского к подростковому возрасту у детей отмечается не только замедление приростов, но и снижение многих показателей в физическом развитии. Так, по сравнению с начальными классами, у них снижается относительная сила, хуже становится гибкость, затормаживается развитие координационных способностей. Период активного развития физических качеств начинается в конце 6-го класса и продолжается в седьмом. В это время у подростков заметно увеличиваются результаты силовых и скоростно-силовых упражнений, довольно высокого уровня достигают координационные способности, улучшается гибкость. Темпы прироста силы, быстроты и прыгучести носят неравномерный характер. Наибольшие величины прироста наблюдаются у подростков 13 лет. Внутри каждой возрастной группы встречаются подростки с различным уровнем полового созревания. Оказалось, что прирост силы, быстроты и прыгучести происходит на начальных стадиях развития вторичных половых признаков, будь то подростки 13,14 или 15 лет. На завершающих стадиях полового созревания темп прироста значительно снижается.
При выставлении оценок используют дифференцированный подход – это незыблемое правило, которое строго выполняю, стараюсь каждому ученику подобрать критерию оценок (по нормативам, приросту результатов, знания теории, желание заниматься).
Таким образом, нагрузка на уроке физической культуры должна быть достаточно велика, чтобы вызвать напряжение организма, особенно тех его систем, которые, необходимо «усовершенствовать», для развития того или иного физического качества. Но нагрузка не должна быть и чрезмерной, так как это приводит к противоположному результату. Тренирующий эффект будет невелик, а взаимодействие отдельных систем организма может нарушиться, произойдет срыв – «перетренировка». Следовательно, нагрузку
надо контролировать, особенно в той части урока, которая отводится на развитие физических качеств. Наиболее простой и доступный в
практическом отношении способ контроля нагрузки на уроке – наблюдение за внешними признаками утомления. В наглядной агитации есть стенд с такой информацией.
Однако информативность внешних признаков утомления можно считать достаточной лишь в тех случаях, когда нужно повысить или снизить уровень предложенной на уроке нагрузки. Проявляются они через некоторое время после выполнения упражнений, и накапливаются в течение всего урока и могут быть основанием для отстранения ученика от дальнейшей работы на уроке. Такой контроль необходим, его отсутствие может пагубно сказаться на здоровье учащихся, особенно тех их них, которые имеют хотя бы небольшие отклонения в состоянии здоровья. Весьма тщательно такой контроль осуществляю на занятиях с подростками 12 – 15 лет, переживающими сложные перестройки в организме в связи с половым созреванием.
Для контроля нагрузки в циклических упражнениях используют шкалу пульсовых характеристик. На уроке измеряем пульс за 6 секунд. Команда – «Класс стой! Нашли пульс. Внимание. «Оп» - начали считать, «Стоп!» - закончили. Умножаем результат на 10. Пульсометрия помогает определить состояние здоровья тренировочной выносливости. Она расскажет, ленив ученик на уроке или работает добросовестно, низкая для тебя нагрузка или большая. Пульсометрия – один из видов диагностики при занятиях физическими упражнениями. Чтобы с уверенностью определить, приносит ли тебе пользу занятия физическими упражнениями, приводят ли он к положительным результатам в организме, нужно проделать приемы самооценки (тесты), С помощью частоты сердечных сокращений.
Тест №1 Подсчитай пульс в покое лежа в постели. Знай, что по мере роста тренированности организма ЧСС в покое будет все меньше.
Тест №2 Определи ЧСС в покое, проделай за 20секунд стоя на обеих ногах двадцать глубоких приседаний, не отрывая пяток от пола. После этого вновь подсчитай пульс и запомни результат, затем последовательно сделай замеры через две, три, четыре минуты. Чем быстрее пульс придет к исходной позиции, тем тренированнее твой организм, твое сердце.
В начале (сентябрь) и в конце мая учебного года проводится тестирование во всех классах по основным физическим качествам, а в конце каждой четверти проверяют нормативы по тем физическим качествам, которые развиваются в четверти. Например, первая четверть – скорость, выносливость, скоростно-силовые качества. Проведя диагностику за два года работы педагогом выявлено, что во всех классах по всем физическим качествам идет прирост результатов, по сравнению с начальной стадией – 2009 год. В наглядной агитации есть стенд развития двигательных качеств, где можно найти упражнения по всем основным физическим качествам, которые развиваются в данной четверти.

Результативность опыта

Все выше сказанное позволило добиться хороших результатов. Гимназия постоянно участвует в районной спартакиаде по всем видам спорта, где мы занимаем призовые места. По таким видам спорта как гимнастика, многоборье ГТО, баскетбол и легкая атлетика наши учащиеся всегда занимают призовые места и защищают честь района в областных соревнованиях, гимназия на протяжении нескольких лет является победителем районной спартакиады школьников.
Ежегодные экзамены по физической культуре показывают высокий уровень физических качеств учащихся: силы, выносливости, скорости – идет прирост результатов, соответственно, улучшается и оценка.

Выпускники нашей гимназии успешно учатся в высших и средних специальных учебных заведениях, многие поступают на факультет по физической культуре и спорта и показывают хорошие знания.
Можно сказать, что уже есть положительные сдвиги в состоянии здоровья школьников. Намного снизилась заболеваемость такими болезнями как сколиоз, острые респираторные заболевания, ангина и другие.

Библиографический список:
1. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 5-7 классах: пособие для учителей / Г.П.Богданов, Н.Ж.Булгакова, Н.Н.Власова и др. – М.: Просвещение, 1985 г. – 185 с.
2. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы. / 3. Ю.А.Барышников, Г.П.Богданов, Б.Д.Ионов. – М.: Просвещение, 1985 г. – 205 с.
4. Макаров А.Н. Легкая атлетика: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 “Физическое воспитание” / А.Н.Макаров, П.З.Сирис и др. – М.: Просвещение, 1987 г. – 304с.: ил.
5. Матвеев А.П. Теория и методика физического воспитания: учеб.для ин-тов физической культуры. / А.П.Матвеев, А.Д.Новиков. – М.: “Физкультура и спорт”, 1976г. – 360 с.
6. Павлов И.Б. Гимнастика с методикой преподавания: учеб.пособ. для учащихся пед. уч-щ по спец. № 1910 / И.Б.Павлов, В.М.Баршай, В.Н.Ихильчук и др. – М.: Просвещение, 1985 г. – 208 с.: ил.
Физическая культура в школе: научно-методический журнал/ Министерство образования Российской Федерации Издательство “Школа-Пресс”. – 1999, № 2; 2000, № 2, № 5; 2001, № 4; 2004, № 4.
Спорт в школе: научно-методический журнал/ Министерство Образования Российской Федерации. – 2003, № 22.
Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания/ Н.А.Фомин, В.П.Филин.- М.: “Физкультура и спорт”, 180 с.1972 г.







Приложение
Приложение № 1
Приложение № 2











13PAGE 15







15