Проект по патриотическому воспитанию школьников «Донбасс – наш общий дом» Номинация: «Патриотическое воспитание в общеобразовательном учебном заведении»




Донецкая Народная Республика
управление образования администрации города Донецка
Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 116 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики










Проект
по патриотическому воспитанию школьников
«Донбасс – наш общий дом»
Номинация: «Патриотическое воспитание в общеобразовательном учебном заведении»














Учитель начальных классов
ДОШ № 116
Зятина Вита Владимировна



Донецк 2015



Проект «Донбасс – наш общий дом»

Патриотизм – это когда вы считаете,
что эта страна лучше всех остальных оттого,
что вы здесь родились.
Бернард Шоу
Пояснительная записка.
             А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое Родина? Кто-то скажет, что это страна, где человек родился и вырос и где живёт народ, к которому он принадлежит. Другие ответят, что это родимый дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, дедушек и бабушек, родственников и друзей. А можно услышать, что Родина – это родной край, где всё знакомо и дорого: и тропа от родительского дома, и яблоня под окном, посаженная в день твоего рождения
Любить Родину значит быть патриотом.
В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Актуальность
Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам. Все эти процессы в большей степени коснулись самой незащищенной части общества – детей. Сегодняшним ученикам трудно понять величие своего народа, а наше непростое время заставляет их взглянуть на прошлое страны через призму современной жизни, молодое поколение растет в среде, где такие понятия, как Родина, дом, народ, честь, любовь к своему народу и своей истории стали не престижными. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Актуальность разработки проекта подтверждается событиями последнего времени, которые изменили устои современного общества, сменили приоритеты, обозначили новые критерии значимости личности в семье, государстве, мире. Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние  на общественное сознание большинства разновозрастных групп населения города, страны; резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стало всё более заметней постепенная утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания.
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе, массовую патриотическую работу, организуемую не только школой, но и общественными движениями и организациями, деятельность средств массовой информации.
Переступив порог школы, ребёнок попадает на огромную, новую для него планету – Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему же они такие разные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге. Постепенно он сам научится распознавать добро и зло, смотреть в других, как в зеркало, узнает больше о себе самом.
Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм - одна из важных черт современной развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.
Придя в школу, ребенок становится членом классного и школьного сообщества. Здесь он делает первые шаги в познании мира, своей страны. Здесь он видит прообраз общественных отношений, окунается в жизнь, построенную по определенным правилам, имеющую определенную иерархию. Для ребенка школа олицетворяет общество. Именно в ней закладываются ценностные установки, приходит понимание своей связи с жизнью страны, событиями, происходящими в мире. Отношение к классу, школе является кирпичиком большого дома отношения к Отечеству, ведь школа это «кусочек» той страны, где живет ребенок. Отношение к классу, школе, зависит, в свою очередь, от того, как ребенок учится (успешно или неуспешно), как к нему относятся учителя и сверстники, каков психологический климат в классе и школе и т. д. Создавая ситуации успеха в учении, повышая статус ребенка в группе, гармонизируя отношения в коллективе, проявляя заботу о благоприятном психологическом климате, в котором все чувствовали бы себя комфортно и защищено, мы тем самым закладываем основы ценностного отношения к школе. Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.
Практическая направленность
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости новой республики и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Ведь патриотизм имеет характерные черты – веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения предоставляет внеклассная работа. Гражданское патриотическое воспитание позволяет формировать правильную гражданскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению. Здесь так же важно участие семьи – ведь в истории практически каждой есть моменты, связанные с подвигом во время войны. Рассказы детям о бабушках и дедушках, их участии в Великой отечественной войне, пересмотр фотографии – изучение истории своей семьи, Это тоже воспитывает в детях маленьких патриотов и позволяет им соприкасаться с историями людей, переживать их судьбы. Это оказывает неоценимое значение!
Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи.
Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге патриотизма.
Новая общеобразовательная школа Донецкой Народной Республики должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь учащегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.


Предмет исследования
Проект «Донбасс – наш общий дом» направлен на обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Объекты изменений в рамках реализации проекта
Традиционный взгляд
Школа будущего

Воспитание – передача старшими поколениями социального опыта и активное его усвоение и воспроизведение новыми поколениями.
Воспитание – активное социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия.


Цель проекта: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях родного края.
Воспитание уважения к защитникам Отечества.
Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
Для работы с детьми в школе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города; организация экскурсий; проведение творческих конкурсов; исследовательская деятельность; проектная деятельность.
Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями родного народа, фольклором.
Содержание программы проекта
1 класс «С чего начинается Родина?»
Цель: Воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни города.
Задачи: 1.Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.
2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.
3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.
4. Сотрудничать с родителями.



Месяц
Название
Форма проведения

1
Сентябрь
«Знакомьтесь – это мы»
Конкурс газет, фотогазет, листовок

2
Октябрь
«День бабушек»
(Ко Дню пожилых людей)
Акция «Забота»

3
Ноябрь
« На кого я хочу быть похожим»
Классный час - вернисаж

4
Декабрь
«Донецк – столица Донбасса»
Заочное путешествие

5
Январь
«Поможем птичкам перезимовать»
Мастерская умельцев

6
Февраль
«Наши папы – защитники Родины»
Утренник

7
Март
« Наши мамы самые красивые»
Музыкально-поэтический классный час

8
Апрель
« Дорога в космос»
Игра-путешествие

9
Май:
«Дом, который построим мы»
Защита проектов

2 класс «Моя малая родина»
Цель: воспитание любви к Родине, родному краю.
Задачи:
Расширять знания детей об истории, традициях, народных промыслах родного края.
Воспитывать уважение к землякам, защитникам Родины.
Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.
Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.

Месяц
Название
Форма проведения

1
Сентябрь
«День освобождения Донбасса»
Встреча с донецкими поэтами

2
Октябрь
«Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!»
Конкурс стихов и рисунков

3
Ноябрь
«Золотая осень»
Утренник

4
Декабрь
«За мирное детство – спасибо»
Экскурсия в краеведческий музей

5
Январь
« Посиделки»
Фольклорный праздник

6
Февраль
«Мы живем в Донецкой Народной Республике»
Заочное путешествие

7
Март
«Песня – душа народа»
Литературно-музыкальное состязание

8
Апрель
«Папа, мама, я – дружная семья»
Игра-состязание

9
Май
«Этот День Победы!»
Литературно-музыкальная композиция


3 класс «Донбасс – Родина моя»
Цель: Воспитание любви к Отечеству, своему народу.
Задачи:
Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и бедующему.
Развивать и углублять знания об истории родного края, традициях народа.
Экологическое воспитание.

Месяц
Название
Форма проведения

1
Сентябрь
«Важные вопросы»
Диспут

2
Октябрь
«Народный костюм»
Экскурсия в музей народного костюма и кукол

3
Ноябрь
«Степь да степь кругом»
Конкурс чтецов

4
Декабрь
«Конституция – главный закон страны»
Устный журнал

5
Январь
«Преданья старины глубокой»
Заседание круглого стола

6
Февраль
«Полководцы и герои»
Познавательная игра

7
Март
«Наш земляки»
Видеожурнал

8
Апрель
«Земля - наш общий дом»
Экологический праздник.

9
Май
«Этот праздник со слезами на глазах»
Литературно-музыкальная композиция

4 класс «Я - гражданин»
Цель: Растить гражданина и патриота.
Задачи:
Воспитание гражданственности национального самосознания детей.
Формирование знаний государственных символов, прав и обязанностей граждан страны.
Создание условий для реализации полезных дел.

Месяц
Название
Форма проведения

1
Сентябрь
«Ваши права и обязанности, дети!»
Устный журнал

2
Октябрь
«Дорогая моя столица»
Заочное путешествие

3
Ноябрь
«Природа раскрывает тайны»
Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины

4
Декабрь
«Герб, флаг, гимн – символы моего государства»
Видеожурнал

5
Январь
«Гордость нашего края»
Литературная конференция

6
Февраль
«Герои Советского Союза – наши земляки»
Урок Мужества

7
Март
«Бабушки и внуки»
Семейный праздник

8
Апрель
«Великий праздник»
Встреча со священнослужителем

9
Май
«Поклонимся великим тем годам»
Вахта Памяти






Принцип деятельности проекта
Разработка тем и конструирование содержания проекта для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.
План реализации проекта
Программа рассчитана на 4 года и охватывает обучение детей с 1 по 4 классы.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость:
Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего города:
- оформление альбома «Город, в котором я живу»;
- сбор фотографий о городе – фотовыставка «Любимые места», «Символы моей Родины».
2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению
- к членам семьи - создание генеалогического древа семьи,
- к окружающей природе:
- создание Красной Книги;
- участие в фотоконкурсах «Моя Петровка», «Красота родного города».
3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.
4. Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.


Ожидаемые результаты
1 класс
У обучающихся будут сформированы:
- элементарные представления о государственной символике, законах, народных традициях;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- первоначальный личный опыт здоровье - сберегающей деятельности;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.
2 класс
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
3 класс
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.


4 класс
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение, этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- установка на здоровый образ жизни;
- знание и соблюдение традиций нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- понятие прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Результативность проекта
Показательными в отношении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются – адекватная самооценка, мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы. (Методики Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера, М.Кун, П.Я Гальперина и С.А. Кабыльницкой, Ж. Пиаже, Г.А. Цукерман и др.)
По итогам работы проводится диагностика, направленная на выявление уровней воспитанности у младших школьников.

Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет ДНР на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
Литература
1. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
3. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.
5. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. – (Сердце отдаю детям).
6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
7. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.




15