Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Трудность возникает в обеспечении в группе комфортной обогащенной развивающей предметной среды в соответствии с ФГОС из-за слабой материально-технической базы. Федеральные государственные требования требуют от педагога профессиональной компетентности. Трудности с организацией деятельности детей в режимных моментах могут быть преодолены при наличии подробных объяснений о формах взаимодействия с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Являясь сторонниками комплексного подхода к развитию ребенка в процессе осуществления интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольника, мы проводим посредством ознакомления с малой Родины. Российский академик Д.С.Лихачев отметил, что только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения своей истории. Поэтому в настоящее время приоритетной задачей является изучение родного края, его истории, традиций, культуры. В воспитании гражданина и патриота своей Родины – особенно важная роль принадлежит дошкольному детству. Именно там закладывается «фундамент» настоящего патриотизма, раскрываются способности и таланты юных граждан, готовят их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к малой родине перерастает в любовь к большой Родине. Таков многоуровневый характер патриотического чувства.
Эта работа начинается с воспитания у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, области. И если ребенок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, детском саду, в том месте, где он родился, тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране. Мы выделяем несколько направления для работы с детьми: история родного края; природа родного края; декоративно-прикладное искусство; фольклор и традиции; народная и современная архитектура.
Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у дошкольников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а за тем уже и к большой Родине – России.
При организации патриотического воспитания важно использовать мощнейший потенциал дошкольного возраста для дальнейшего познавательного, эмоционального, волевого, нравственного развития ребенка.