Выступление на тему: Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с родным городом


Нравственно- патриотическое воспитание детей подготовительной группы, через знакомство с родным городом.
Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.

«Только тот, кто любит,
ценит и уважает накопленное
и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Тема: «Моя город - Туймазы»
Возраст детей: 6-7 лет.
Вид проекта — информационно-творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный ( 1 месяц).
Социальные партнеры: дети, родители, воспитатель.
Актуальность:
-    Систематизация накопленного педагогического опыта по нравственно-патриотическому воспитанию, социализации дошкольников.
-    Создание единого образовательного пространства, включающего группу и семью.
-    Недостаточная информированность родителей по данной теме.
-    Реализация творческого потенциала коллектива группы.
Оборудование: карта г.Туймазы и Туймазинского района, герб г. Туймазы и соседних районов, иллюстрации фотографии с достопримечательностями города, аудио-видио запись.
Цель :
-    Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом.
-    Приобщение к истории и культуре родного города.
-    Расширение кругозора.
Задачи:
Образовательная
-     Расширить и углубить знания детей о городе Туймазы , его истории, достопримечательностях, о людях - героях родного города.
-     Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность.
Развивающая
-     Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений.
-    Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.
Воспитательная.
- Воспитывать чувство гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают.
Работа с детьми:
Познавательное развитие: НОД, экскурсии, наблюдения, рассматривание.
Речевое: беседы, чтение художественной литературы.
Социально-коммуникативное: игры, игровые упражнения, игровые ситуации.
Художественно-эстетическое: рисование, лепка, аппликация.
Работа с родителями:
-Консультации
-Придумывание рассказов на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».
-Экскурсии по улицам города.
Прогнозируемые результаты:
-    Повышение нравственного уровня воспитанников;
-    Расширение кругозора детей, их интереса к истории родного города;
-    Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;
-    Преобразование предметно-игровой среды группы;
-    Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;


Формы работы с детьми
Основные направления дошкольного образования Формы работы
Познавательно- развитие «Познание»
- «История города Туймазы»;
-«По улицам города»;
-«Туймазинские мастера»;
-«Башкирия – мой край родной»;
-«Богатство родного края»;
«Коммуникация»
-«Город в котором я живу»;
-«Я хочу, чтоб мой город стал…».
Оформление альбомов «Мой город во все времена года»; «Где мы были…».
Викторина «Что я знаю о родном городе»
Художественно- эстетическое развитие «Художественное творчество»
-«Улицы родного города»;
-«Любимый детский сад»;
-Рисование башкирской национальной одежы.
Рассматривание иллюстрации башкирских художников.
Прослушивание и разучивание стихов, песен о Туймазах.
Физическое развитие Башкирские народные игры.
Дни здоровья.
Спортивные праздники и развлечения.
Социально- личностное развитие Экскурсии в детском саду.
Экскурсии по родному городу.
Экскурсия в городской музей, в библиотеку, в драм театр, в книжный мир.
Взаимодействие с родителями Консультации для родителей:
-«Что рассказать детям о родном городе»
-«Воспитание у детей патриотических чувств»
Стенгазета «Мой город- Туймазы».
Оформление альбома «Из окна, из окна, наша улица видна»
Вся работа в рамках проекта проходила в три этапа:
Этапы проекта.
1.Этап- подготовительный
1.Изучение методических пособий и литературы по данной теме.
2.Подбор художественной литературы, стихов, песен, рассказов, видеофильмов.
3.Составление перспективного плана мероприятий.
2.Этап основной.
1.Беседы.
2.Рассматривание картин, иллюстрации.
3.Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.
4.Экскурсия в городской музей.
5.Экскурсия детскую библиотеку и в магазин «Книжный мир».
6.Знакомство символикой соседних районов.
7.Прослушивание музыкальных произведений композитора и поэта
Альбины Имаевой.
8.Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры.
9.Выпуск газеты совместно с родителями «Мой город Туймазы».
10.Клуб выходного дня «Прогулки по памятным местам города».
3.Этап-заключительный.
1.Открытое занятие «Мой родной город».
2.Создание альбома «Из окна, из окна, наша улица видна».
Патриотизм - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника. Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю.
Сначала я решила проверить уровень знаний своих воспитанников по данной проблеме. проводила индивидуальные беседы и анкетирования о родном городе и крае. Получила такие результаты:
-высокий уровень 18%
-средний уровень 37%
-низкий уровень 45%
Результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города.
Начиная работу по патриотическому воспитанию детей в своей группе, я поставила перед собой следующие задачи:
Задачи:
Образовательная
- Расширить и углубить знания детей о городе Туймазы, его истории, достопримечательностях, о людях - героях родного города.
- Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность.
Развивающая
- Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.
Воспитательная.
- Воспитывать чувство гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Свою работу я проводила последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному (город, республика).
Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина. И неслучайно до глубокой старости хранит человек светлое воспоминание о родных местах.
Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
Рассказывая детям об истории рождения нашего города Туймазы, рассказывала о том, что в 1912 году по железной дороге через станцию Туймазы проходит первый паровоз с несколькими вагонами, заполненными рабочими- строителями той же железной дороги. Там построили вокзал и казармы для железнодорожных рабочих. Так возникла станция Туймазы, в котором постепенно развивалась машиностроительная промышленность, развивалась торговля, что способствовало и его развитию и процветанию.
Для расширения и углубления знаний о бытовых предметах старины, мы организовали экскурсию в городской исторический музей. В нем дети получили много полезных сведений о нашем прошлом.
Дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями, от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках.
При знакомстве с улицами города дети проявляли интерес к их названиям. Ребята узнали, что одни улицы названы именами знаменитых людей, а другие по названию объектов, стоящих рядом и т.д.
Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Я предложила детям проблемную ситуацию: «Представь, что ты потерялся. Надо хорошо знать свой домашний адрес, и тебе без труда помогут найти дорогу домой. Но лучше все-таки слушаться родителей и не теряться».
Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, я использовала дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывали и рассказывали о достопримечательностях города: о памятниках, зданиях. После чего провела беседу о том, что наш город украшают не только красивые здания, но и памятники, прославляющие наш любимый город: «Памятник красноармейцам», «Аллея Героев», «Скорбящая мать»
Результаты моей работы показывают, что использование в работе иллюстраций по знакомству детей с родным городом, достопримечательностями и историческими памятниками, вызывают у детей интерес, повышают степень осознанности усвояемого материала.
Учитывая, что детская игра - одно из самых важных направлений организации детей в дошкольном учреждении и познавательные процессы легче развивать в игре, в рамках проекта спланировала игровую деятельность: такие дидактические игры, как «Какой наш город», «Карта Туймазы», «Знаешь ли свой город?», «Подбери словечко»; сюжетно-ролевые игры «Мы строители», «Магазин», «Салон красоты», «Библиотека», «Почта»;
На пороге школы ребенок должен узнавать герб, флаг, мелодию гимна страны, республики, города. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, и служат ее гражданам отличительными знаками. На музыкальных занятиях слушали гимн страны, республики, слушали и читали стихи, песни нашего композитора Альбины Имаевой и других композиторов Башкортостана.
Я рассказала детям, что у каждой страны есть главный город – столица, свои государственные символы. Флаг символизирует нашу Родину. Он поднимается во время побед, праздников, развивается над зданиями правительства каждого города. Он является знаком власти. Очень важно, чтобы дети не столько запомнили, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько поняли, что они означают добро и красоту, подумали о том, какими мы сами должны быть, являясь гражданами России.
Чтобы закрепить у детей правильное представление о государственных символах, я проводила с ними беседы на следующие темы: «О чем рассказывает наш герб», «Найди флаг своего города, республики, страны», «Какие цвета изображены на флаге города, республики, России».
Мы с детьми не остались в стороне от большого события в жизни нашей страны – Олимпийских и паралимпийских игр: болели за спортсменов, обсуждали их победы. А также провели Малые Олимпийские игры совместно с параллельной подготовительной группой.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке.
Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю работе над понятием «семья», проводим этические беседы о семье, о близких родственниках, дети с своими родителями составили генеалогическое древо семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Совместно с детьми, родителями оформили в группе уголок по патриотическому воспитанию; собрали стихи, фотографии о Туймазах; дети составляли рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают; оформили альбом «Из окна, из окна, наша улица видна».
Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем городе, о его достопримечательностях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.
После повторного анкетирования детей по ознакомлению с родным городом и краем, получились следующие результаты:
-высокий уровень 77%
-средний уровень 18%
-низкий уровень 5%
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся детям в их дальнейшей жизни.
Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить страну.
Литература:
1.                 Н. В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Изд. УЦ «Перспектива», Москва — 2009.
2.                 А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2009 г.
3.                 Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Мы живем в России. Изд. «Издательство Скрипторий», Москва 2007 г.
4.                 М. Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Изд. «Аркти». Москва, 2004 г.
5.                 Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева Система патриотического воспитания в ДОУ. Изд. «Учитель», Волгоград, 2007г.
6.                 Практический журнал «Воспитатель ДОУ» № 8 2011 г., № 12 2011 г.