Через уроки ОБЖ к здоровому образу жизни


Моя педагогическая философия
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.Л.Н. Толстой
Слово «учитель» в «Толковом словаре» В.И. Даля определяется как наставник, преподаватель. Преподаватель передает накопленные человеческие знания. Наставник наставляет, как следует себя вести и как надо жить. Эти две задачи учителя – учить и воспитывать – делают профессию вечной и творческой.Процесс обучения – это взаимодействие двух субъектов: ученика и учителя. Можно быть прекрасным знатоком предмета, который преподаешь, но не умеешь делиться своими знаниями с другими. А ведь именно в умении донести до учеников свет знаний и состоит главное предназначение педагога.Всем известно, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Необходимо «влюбить» ученика в свой предмет, пробудить в нем живой интерес к тем знаниям, которые он должен добыть для себя сегодня. Это огромный тяжелый труд, и учитель должен вдохновить детей на него, вселить уверенность, что вместе они смогут добиться многого.На уроке не должно быть равнодушия и скуки, его основа – творчество учителя и ученика. Но это творчество должно опираться на организацию занятий. Учитель – это главный сценарист и режиссер урока, а насколько смогут раскрыть его творческий талант ученики - во многом зависит от него. Каждый шаг на уроке должен быть продуман. Учитель должен повести за собой учеников по - этому нелегкому пути новых знаний. Современные технологии помогают сделать процесс изучения предмета увлекательным и приближенным к реальности. И я, как учитель ОБЖ, смею надеяться, что мои ученики смогут на практике применить полученные знания и оценить важность данного предмета в школьном курсе, какой бы ни был век, ведь жизнь человеку дается один раз и надо сделать все, чтобы обезопасить и сохранить ее.
 Есть разные способы и методы обучения вопросам безопасности, и я применяю их в комплексе.
В моих подходах к жизни, к работе нет ничего сверхъестественного. Необходимо принимать ученика таким, каков он есть- со всем его небольшим собственным, присущим только ему одному «рюкзачком» личного жизненного опыта, с успевшими сложиться чертами характера, ценностными ориентирами и даже приоритетами. И свою задачу я вижу в том, чтобы в числе этих приоритетов ребенка обязательно, как бы самопроизвольно, но на самом деле под моим ненавязчивым, направляющим влиянием, появилось стремление и умение уберечься от беды, предотвратить несчастье. Причем последнее дело добиваться этого назидательным и повелительным тоном, оперируя лишь категориями «нельзя» и «нужно». Подобных слов подросток не приемлет. Обучение должно быть таким, чтобы он самостоятельно сделал вывод- это мне нужно.Таково мое педагогическое кредо.Результаты работы учителя можно оценить лишь спустя какой-либо промежуток времени, однако они не всегда зависят от того, сколько любви и тепла учитель вложил в своих учеников. Это тоже испытание, которое не всем под силу. И, тем не менее, работа учителя, наполненная энергией, высоким смыслом, приносит удовлетворение, а успехи учеников воспринимаются как свои собственные. Особую роль в моей педагогической деятельности занимает разработка и организация комплексной работы по пропаганде здорового образа жизни среди школьников, представляющая собой многоступенчатую систему физкультурно-оздоровительной работы, в которую включены учащиеся всех возрастов: начальные классы, среднее звено, старшие классы.
Таким образом, выработана система преподавания ОБЖ, состоящая из трёх структурных блоков:
организационные формы – внеклассные и внешкольные массовые мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни; школьные соревнования; декады по военно-патриотическому воспитанию; физкультминутки на уроках, школа безопасности, конкурсы знатоков дорожных правил, учебные тренировочные эвакуации по чрезвычайным ситуациям, и др.
методы преподавания ОБЖ – контроль; самоконтроль; исследовательская деятельность; проектная деятельность; использование информационно- коммуникативных технологий;
взаимодействие школы с органами исполнительной власти Канского района: районным отделом внутренних дел, районным военным комиссариатом, органами МЧС, учреждениями культуры, физкультурно-оздоровительными организациями района.
В сегодняшнем воспитании все зависит не только от наших возможностей, а самое главное – от желания воспитать новое поколение настоящими гражданами страны, людьми с глубокими корнями, развитым чувством ответственности перед Родиной. Сначала надо воспитать гражданина, ну а потом гражданственность воцариться в России!!!
Приложение 1
«Через уроки ОБЖ - к здоровому образу жизни»
«Через уроки ОБЖ к – здоровому образу жизни»
Безопасность в природной среде
Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре
Безопасность в бытовой среде
Безопасность в социальной среде
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Основы здорового образа жизни
при смене климатографических условий
при вынужденном автономном существовании
на воде
безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера
безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
факторы, укрепляющие здоровье
факторы, разрушающие здоровье человека
в населённом пункте
безопасное участие в дорожном движении
в быту
в криминогенных ситуациях
при террористических и экстремистских актах

Содержание и распределение тематики ОБЖ по ступеням
Первый уровень
(1-4 классы)
Третий уровень
(10-11 классы)
Второй уровень
(5-9 классы)
Личностные
качества
Безопасность личности
Безопасность школьника
Безопасность жизнедеятельности, личности, общества и государства
Чувство товарищества; честность; бережливость; трудолюбие
Толерантность; уважение к чужому мнению; интерес к людям; инициативность
Гражданственность; способность к самосовершенствованию; мобильность;
коммуникабельность;
надёжность.
ответственность;
креативность;
умение противостоять негативным воздействиям социальной среды
о здоровом образе жизни и личной гигиене,
об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности школьника,
о приёмах и правилах самозащиты и поиска своевременной помощи со стороны взрослых (в том числе по телефону),
об обеспечении безопасности собственных действий
о предотвращении опасных ситуаций и конфликтов. Дома, в школе, на улице, в общественных местах, на водоёмах, при пожаре
оказание простейшей медицинской помощи.
Знания, умения и навыки
обеспечить здоровье и безопасность,
оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания
об обороне,
о воинской обязанности граждан,
об Уголовном Кодексе РФ
о структурах ГО и ЧС

Приложение 2