Методическая разработка урока по истории на тему: Приход большевиков к власти в России


Методическая разработка урока по дисциплине История
преподаватель ГБПОУ «ОНТ»: З.У.ХайрушевТема урока: Приход большевиков к власти в России.
Этапы урока:
I Организационный момент-2 мин
II Основная часть-30-35 мин
III Заключительная часть. 5-7 мин.
План урока.
1. Введение в новую тему.
2. Опрос по домашнему заданию.
3. Объяснение нового материала.
Пояснения к теме. Начинаем урок с беседы, учащимся приводим различные позиции в партии большевиков, альтернативные пути развития страны.
Лидер большевиков В. И. Ленин считает, что нужно безотлагательно захватить власть, его соратники Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев считают иначе, почему?
1. Давайте вспомним, что такое «революционная ситуация» и когда она может перерасти в революцию.
«Низы» не хотят жить по-старому и «верхи» не могут управлять по-старому. Иначе говоря, революция невозможна без общенационального кризиса. Субъективный фактор — наличие партии или вождя, способного организовать и повести за собой массы.
2. Проанализируйте ситуацию, сложившуюся в России осенью 1917 г. Можно ли говорить о развитии общенационального кризиса?
К концу 1917 г. выпуск основных видов промышленной продукции упал более чем на 30% по сравнению с 1916 г. С марта по октябрь 1917 г. было остановлено около 800 заводов и фабрик. Резко понизилась добыча угля, выплавка чугуна и стали. Осенью на Урале и в Донбассе закрылось уже 50% предприятий. Сокращение и упадок производства увеличивали безработицу. Железнодорожное сообщение было парализовано. Невиданные масштабы принял финансовый кризис. Временное правительство прибегло к новым займам и допечатке денег — «керенок», как их называли. За 8 месяцев 1917 г. их было выпущено 9,5 млрд. Государственный долг к октябрю 1917 г. достиг 50 млрд р. (из них 12 млрд — зарубежным государствам). Покупательная способность рубля снизилась до 6—7 довоенных копеек. В то же время заработная плата сократилась на 40—50% по сравнению с 1913 г. Возросли цены, особенно на товары «народного потребления». Существенно — в 2 раза подорожал хлеб. В некоторых районах вводятся карточки на продовольствие, в первую очередь — на хлеб.
3. Какие основные проблемы оставались нерешенными?
Помимо вопросов безработицы, голода, окончания  войны, оставались нерешенными аграрный, национальный и другие вопросы.
4. Можно ли считать, что ситуация усугублялась действиями правительства?
Подавление корниловского мятежа вызвало смятение и дезорганизацию в рядах правых, а попытки навести порядок в стране с помощью карательных экспедиций ожесточили левых.
5. Были ли все большевики солидарны с В. И. Лениным по вопросу о восстании? Почему?
Получив ответ на этот вопрос, можно ознакомить учащихся с заявлением Л. Б. Каменева и Г. Е. Зиновьева: «...Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание — значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции.
Нет никакого сомнения, бывают такие исторические положения, когда угнетенному классу приходится признать, что лучше идти на поражение, чем сдаться без бою. Находится ли сейчас русский рабочий класс именно в таком положении? Нет и тысячу раз нет!!!..
Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что влияние большевиков начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать выступление большевиков в условиях, благоприятных для наших врагов. Влияние большевизма растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании.
...Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы — вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем...
Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! — ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.
В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное — под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров... Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира... Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас...»
6. Расскажите о ходе вооруженного восстания в Петрограде.
7. Какие решения принял II съезд Советов?
Декрет о мире, Декрет о земле, сформировано первое советское правительство — СНК, избран ВЦИК.
Знакомим учащихся с документами II съезда Советов.
8. Какие партии и почему покинули II съезд Советов?
Меньшевики и эсеры.
Домашнее задание. 1. Повторить § 28—30. 2. Подготовиться к контрольной работе по § 28—30. 3. Подготовка к коллоквиуму по разделу «Россия в революционном вихре 1917 г.»
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2015.