Выступление на семинаре Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников в современных условиях
Администрация закрытого административно-территориального образования
города ЗаозерскаУправление образования, культуры, спорта и молодежной политики
Администрации ЗАТО города Заозерска(Управление ОКСиМП)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко».
Муниципальный научно-практический семинар
"Роль гражданско-патриотического воспитания
в формировании личности"
(из опыта работы)
Подготовила: воспитатель
ДОУ №3 "Солнышко"
Гришко Светлана Валентиновна
г. Заозерск, 2017 год
СЛАЙД 1
"Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников в современных условиях"
Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольное образовательное учреждение - это самое первое звено системы образования. Оно призвано сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.
Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. У людей поменялось отношение к Родине. Раньше мы гораздо чаще слышали и пели сами гимны своей стране, а сегодня о ней часто говорят негативно. Трудности в переходном периоде являются как раз причиной приостановки гражданско-патриотического воспитания. Что бы ни менялось в обществе, воспитание нежных чувств к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну, город, нам следует показать ее с привлекательной стороны.
Патриотизм - это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.
СЛАЙД 2
«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитателя».
К. Д. Ушинский
Успеха в гражданско-патриотическом воспитании можно достигнуть только если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего народа. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то что может вызвать у детей чувства восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим городом.
СЛАЙД 3
Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.
Уже в детском саду в результате длительной, систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста – это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и ДОУ. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей страны. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение. Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах).
СЛАЙД 4 ступени
Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, детскому саду, городу.
Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.
Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастет из любви к близким, родному краю. Патриотическое чувство, чувство Родины…
Первая ступень - развитие любви и привязанности к родному дому. Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина».
Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»?
Оно включает в себя:
- отношение к себе как личности;
- семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;
- дом, в котором он живёт;
- родную улицу.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется.
Вторая ступень - это уже и родной город, родной край.
Третья ступень - не только малая (родной край), но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом.
Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России.
В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудится на благо Отечества, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.
СЛАЙД 5
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных.
Дети, начиная с дошкольного возраста,
страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций
равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе
испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю
недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме гражданско-патриотического воспитания
СЛАЙД 6
Чтобы решить названные проблемы, нам необходимо
Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
Систематизировать знания и умения педагогов и детей по данной проблеме.
Развить у ребенка старшего дошкольного возраста социально-личностные качества как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Помочь родителям развить и сохранить любознательность детей в процессе совместных мероприятий.
СЛАЙД 7
Формы работы с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию:
Целевые прогулки к памятникам боевой славы, к мемориалам, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны и героев России,
Экскурсии к памятным местам: наблюдение ритуальных моментов (возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны) Обязательно привлечь родителей.
Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества. Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми библиотек, организации выставок домашних библиотек в ДОУ.
Использование аудио-и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов и мультфильмов о подвигах русских людей.
СЛАЙД 8
Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, содержащих исторические факты и события из окружающей жизни.
Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных мероприятиях: «День города», «День Матери», «День пожилого человека», «День Защитника Отечества», «День Победы» и др.
Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда.
Создание мини-музеев боевой и трудовой Славы, Защитников Отечества, русского костюма.
Проведение акций: «Покормите птиц зимой», «Зеленый патруль», «Голубой патруль», «Живи, лес».
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
изготовление атрибутов для игр «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», и т.д.
изготовление атрибутики государственных символов России, города; оформление альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Служба моего папы» и т.д.
создание газет, плакатов: «Моя спортивная семья», «Береги природу».
СЛАЙД 9 С чего начинается Родина?
СЛАЙД 10 Конкурс сказок
СЛАЙД 11 Папа, мама, я - спортивная семья
СЛАЙД 12 Спорт, здоровье
СЛАЙД 13 Синичкина столовая
СЛАЙД 14 Огородники
СЛАЙД 15 ГИБДД
СЛАЙД 16 Пожарные
СЛАЙД 17 и 18 Дворец спорта
СЛАЙД 19 и 20 Зарница
СЛАЙД 21 Масленица
СЛАЙД 22 Проводы зимы
СЛАЙД 23 День Защитника Отечества
СЛАЙД 24 Папины игрушки
СЛАЙД 25 и 26 День Космонавтики
СЛАЙД 27 Ярмарка
СЛАЙД 28 День Земли
СЛАЙД 29 и 30 и 31 День Победы
СЛАЙД 32 Вечный огонь
СЛАЙД 33 Стрелковка. Г.К. Жуков
СЛАЙД 34 День защиты детей
СЛАЙД 35 День России
СЛАЙД 36 22 июня
СЛАЙД 37 Парк птиц
СЛАЙД 38 Спартакиада
СЛАЙД 39 Форд БоярдСЛАЙД 40 фотография флага
СЛАЙД 41 Огород на Севере
СЛАЙД 42 День здоровья
СЛАЙД 43 Спорт школа
СЛАЙД 44 Целевая прогулка
СЛАЙД 45 ГДК музей
СЛАЙД 46 игры
СЛАЙД 47 9 мая
СЛАЙД 48 День флага
СЛАЙД 49 Фольклорный праздник
СЛАЙД 50 Городской спортивный праздник "Умка"
СЛАЙД 51 День Космонавтики
СЛАЙД 52
Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.
В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений.
СЛАЙД 53
Итак, гражданско-патриотическое воспитание в дошкольном учреждении – это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.
В дальнейшем планирую продолжить вместе с родителями работу по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей, найти новые формы работы.
СЛАЙД 54 слова К.М Симонова
«Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал Ты вспоминаешь Родину такую, Которую ты в детстве увидал»