Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.
Сдайд 1. Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.
Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.
Сдайд 2. Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества.
Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.
Щелчок. «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.
Сдайд 3. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
щелчок Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы остается такой же, как и для массовой школы.
Ведя работу по гражданскому воспитанию с учащимся, необходимо помнить об особенностях его биологического развития. Нарушение ЦНС не может обеспечить необходимый фундамент для вызревания гражданских качеств, но и создает преграды, тормозя появление осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылке личностного развития ребенка. Задержка развития психических процессов ведет к непониманию ребенком обращенной к нему речи, неумению устанавливать связи между событиями и действиями, неспособности запоминать информацию. Потребности и мотивы претерпевают сложные изменения, прежде чем ребенок начинает действовать в соответствии с моральным правилом. Раннее включение детей в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач нравственного развития можно в значительной степени преобразовать личностный облик аномального ребенка.
Сдайд 4. Щелчок Большое внимание в процессе обучения и воспитания должно уделяться воспитанию у учащихся нравственных качеств личности, чувства коллективизма, гражданственности, воспитанию любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей страны, ее законам, к символике государства, к своему дому, своей семье и традициям русского народа. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.
Чтобы воспитать гражданские качества у умственно отсталых учащихся, необходимо развить у них любовь к природе, сформировать положительные отношения к культурным и материальным ценностям России. Много усилий необходимо приложить, чтобы сформировать у учащихся волевые качества. Формирование гражданственности идет через воспитание нравственности, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе, воспитание чувства чести и благородства.
Воспитание патриотизма не может быть отдельно от воспитания любви к своей семье. Обращению к традициям и моральным семейным устоям, обычаям и традициям семьи. Знакомство детей с обычаями, традициями своего народа позволяют решить вопросы воспитания духовности личности, уважающей свой народ, свою страну.
Большая работа по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся ведется и в нашем образовательном учереждении.
На каждый учебный год составляется план коррекционно – воспительной работы с воспитанниками по данному направлению, с учетом возраста детей, опираясь на календарь знаменательных дат.
Определена цель и поставлены задачи, которые помогут прийти к выполнению цели.
Сдайд 5. Цель:
Формирование у несовершеннолетних чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за страну и свой народ.
Сдайд 6. Воспитательные задачи:
Формировать у воспитанников духовно - нравственных качеств личности.
Учить чтить память павших героев, беречь и почитать памятники Славы.
Формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовность защищать интересы государства.
Воспитывать у несовершеннолетних неприятие агрессии, насилия и войны.
Воспитание культуры межличностных отношений.
Развивать чувство уважения к старшему поколению.
Сдайд 7. Образовательные задачи:
Познакомить воспитанников с Государственной символикой РФ.
Расширить знания детей об истории родного края.
Раскрыть значение понятия «малая Родина».
Познакомить воспитанников с военным прошлым страны.
Познакомить с православными традициями русского народа.
Сдайд 8. Коррекционные задачи:
Коррекция навыков поведения.
Способствовать физическому развитию, развивать чувство ответственности за свое здоровье и образ жизни.
Развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в молодежной среде.
Вовлекать несовершеннолетних в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность.
Сдайд 9. В своей работе мы используем разные методы и формы:
Тематические беседы, оформление стендов, праздничные концерты, конкурсы и викторины, посещение краеведческого музея, выставок, занятия в кружках. Просмотр тематических документальных и художественных фильмов, занятия с показом презентаций. Разучивание игр, стихов, песен, танцев.
Гражданско – патриотическое воспитание в нашей школе ведется по нескольким разделам.
Сдайд 10 Щелчок I Раздел. Краеведение.
Щелчок Формирование краеведческих знаний при знакомстве с родным посёлком и историей Иркутской области в настоящее время актуально. Чтобы воспитать гражданские качества необходимо развить в детях любовь к истории родного края, его природе, сформировать положительное отношение к культурным и моральным ценностям, которые веками накапливались и оберегались нашим народом, раскрывая значение понятия «малая Родина».
Для этого у нас в школе создан музей «История нашей школы»
С воспитанниками школы ежегодно проводятся дни Иркутской области, города Тулуна и Тулунского района. Дети посещают Тулунский Краеведческий музей.
Весной и осенью проводится акция «Мы за чистый посёлок», «Зелёный патруль»
Для яркости впечатлений и поддержания интереса воспитанников использовали наглядный материал: фотографии, видеоматериал оформлялся печатный материал на стенд.
Сдайд 11. II Раздел. Изучение военной истории страны.
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но должны жить в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.
Мы знакомим ребят с боевыми и трудовыми подвигами народа, Российской и Советской армии, воспитываем у учащихся чувство гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им.
Традицией школы – интернат стала акция возложения цветов к памятнику павшим в с. Гуран на 9 Мая, также торжественные встречи с ветеранами ВОВ Болохиным М.Г., участниками боевых действий в Чечне Ротановым Д., Ходачинским М.
В этом разделе с воспитанниками проведен ряд мероприятий.
Проводятся тематические классные часы, воспитательские занятия:
«История Российской Армии».
«Ордена и медали».
« 28 Панфиловцев – подвиг защитников Москвы».
Организованы просмотры видеофильмов.
Беседа с просмотром хроники военных лет «Парад 7 ноября 1941 г.»
« Защитники Брестской крепости».
«Подвиг Зои Космодемьянской»
Беседы приуроченные к 70-летию победы с просмотром документального фильма «Неизвестная война» , щелчок а также выставка рисунков « Дети против войны»
Сдайд12. Уже 4 год на базе нашего учреждения проводится областная военно- спортивная игра «Зарница», в которой 2 года подряд наши ребята занимали первое место.
На День Защитника Отечества в школе проводятся конкурсные программы для мальчиков «А ну – ка, парни!», «Вперед, мальчишки!», Сдайд 13 а также смотр песни и строя.
Сдайд 14. III Раздел. Я - гражданин
В этом разделе мы изучаем с воспитанниками историю возникновения Государственной символики России, законы РФ. Знакомим с православными традициями русского народа, с народными промыслами, с истоками национальной культуры, с русским фольклором, народно-прикладным искусством. Даем знания о разных профессиях, об их исторических назначениях, изменении при прохождении исторического времени. Знакомим ребят с правами и обязанностями гражданина РФ, с Конституцией РФ.
Щелчок. Каждый год в начале учебного года у нас в школе проводятся выборы президента школьного самоуправления и выбирается кабинет министров.
С цель формирования чувства гордости за свой народ с воспитанниками проводились интересные беседы о народных героях нашей страны.
Сдайд 15. Много интересного узнали учащиеся о полетах человека в космос. Каждая такая беседа сопровождалась показом презентации или документального фильма.
Например:
Занятие «12 апреля- День Космонавтики»
Викторина на тему: «Космическое путешествие».
Конкурс рисунков на тему: «Космическая фантазия».
щелчок Проводятся воспитательские занятие с показом презентации «Герб, Флаг, гимн, Конституция РФ».
4 ноября- прошёл цикл мероприятий посвященный дню Единства России.
Формирование гражданственности идет через воспитание нравственности, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе, воспитание чувства чести и благородства.
Сдайд 16. Гражданско – патриотическое воспитание тесно переплетается с морально – нравственным воспитанием.
С воспитанниками школы- интерната прошли воспитательские часы на темы:
«Дружба. Кого можно назвать другом?»
«Искусство общения».
«Честь. Нравственный облик человека.». «Золотое правило нравственности».
«О вежливости и культуре», посвященная международному дню «Спасибо»
(24 января).
«Мои дела и поступки как человека и гражданина».
«Дружбой дорожить умей».
Литературное чтение произведений А. Борто, С. Михалкова, С.Я. Маршака
Сдайд 17. В рамках православного воспитания, которое также переплетается с гражданским воспитанием, мы организуем посещения храма города Тулуна, встречи со служащими храма и воспитанниками воскресных школ.
Щелчок Крещение воспитанников.
Щелчок После Пасхи проводится «Крестный ход»
Щелчок На праздник Рождества воспитанники воскресной школы
Сдайд 18. щелчок С целью приобщения воспитанников к православным традициям русского народа, знакомства с русским фольклором и народно – прикладным искусством, мы каждый год осенью проводим щелчок Ярмарку на территории интерната. Сдайд 19. (Рассказ о ярмарке)
Сдайд 20. Ведя работу по гражданско – патриотическому воспитанию мы решаем задачу воспитания ребенка как личности, всесторонне развитой, умеющей ориентироваться в обществе, общаться с окружающими людьми, уважать себя, людей, любить свой народ, свою Родину, чувствовать и оберегать природу, видеть ее красоту, желание оберегать все, что окружает человека в жизни. Наши дети должны свободно общаться за пределами школы, иметь, элементарны морально-этические нормы поведения и восприятия окружающей действительности.