Конспект урока по технологии на тему «Классификация текстильных волокон. Волокна натурального происхождения»
План-конспект урока технологии
урок по разделу «Элементы материаловедения»
Тема урока: «Классификация текстильных волокон. Волокна натурального происхождения»
Место урока в КТП и изучаемой теме: 29 урок по КТП, первый урок изучаемого раздела. 5 класс.
Учитель технологии: Гусева Л.В.
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, презентация); репродуктивный.
Цели урока:
дидактическая – ознакомление учащихся с классификацией волокон;
с производством хлопчатобумажных тканей;
формирование понятий: материаловедение швейного производства, натуральные волокна;
предметных умений: определение отличительных признаков х/б и льняных волокон;
способов деятельности: описывать х/б и льняные волокна, классифицировать волокна по принадлежности к тому или иному типу по происхождению и способу получения;
образовательная – формирование представлений о природных ресурсах как о сырье (в рамках темы «Классификация волокон»).
развивающая – формирование представлений о значении таких растений как хлопок и лён в жизни человека через предъявление материализованных объектов - «образцов» (иллюстрации, слайды, ткани, нитки, швейные изделия); понимание значения труда людей, занятых в сельском хозяйстве, развивать способность к обобщению и классификации.
воспитательная – формирование осознанного понимания бережного отношения к природным ресурсам, уважения к труду людей, занятых в сельском хозяйстве.
Ожидаемые результаты: будут сформированы представления о классификации текстильных волокон; свойстве тканей из натуральных растительных волокон; эксплуатационных, гигиенических и эстетических требованиях, предъявляемых к одежде из различных материалов.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая
УУД: Познавательные - Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт - Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Регулятивные - Уметь высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, слайдом.
Коммуникативные - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные - Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. - Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Средства обучения: Компьютер, презентация, иллюстрации, учебник, тетрадь.
Наглядные пособия: пособия «Хлопок», «Лён», образцы волокон из хлопка и льна, ниток, тканей, швейных изделий.Технологическая карта урока «Классификация текстильных волокон. Волокна натурального происхождения»
№
п/пЭтапы урока
Деятельность учителя Деятельность учеников примечание.
1 Орг. Момент
(2 мин)
Настраивает на продуктивную работу в ходе урока. Настраиваются на рабочий лад и получение новых знаний.
2 Введение в тему “Швейное материаловедение”
(3 мин) Активизирует познавательную деятельность, пытаются найти варианты решения проблемы.
Работают в парах, записывают на листочках пути выхода из сложившейся ситуации
3 Изучение нового материала (15 мин) Мотивирует к учебной деятельности через проблемный вопрос.
Осмысливают проблему, находят ответ на поставленную проблему, используя свой жизненный опыт и имеющиеся знания Слайды с 1-11
4 Физ. минутка(1-2 мин) 5 Закрепление и применение изученногоПрактическая работа №1.(10мин) Контролирует выполнения практической работы Учащиеся выполняют практическую работу №1 “Изучение волокон хлопка и льна” Заполнение таблицы
6 Рефлексия урока
(5 мин) Организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
Какова была тема урока?
Какую цель вы ставили перед собой?
Что научились делать?
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
7
Оценивание
(2-3 мин) Комментирует отметки Заполняют лист «самооценки» 8 Задание на дом. (1-2мин) Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания разного уровня сложности
Записывают д/з, проанализировав уровень сложности и подобрав его для себя.
Слайд №13
На выбор:
1.Прочитать информацию в учебнике, устно ответить на вопросы в конце 1параграфа.
2.Найдите интересную информацию про ткани, о которых вы узнали сегодня (интернет, энциклопедии, доп. литература)
3. Найти любую дополнительную информацию по теме и оформить её в виде реферата или презентации.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка явки учащихся
Проверка готовности к уроку
Настраиваю на продуктивную работу в ходе урока:
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.
2. Введение в тему “Швейное материаловедение”
- Подумайте, что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?
Чтобы сшить одежду, нам необходимо знать определенные сведения о тканях.
Как вы думаете, с каким разделом мы сегодня познакомимся на уроке? Слайд №1(Материаловедение)
Как вы думаете, какие знания вы получите, изучив этот раздел?
Обсудив в парах, записывают формулировку (по своему мнению) на лист бумаги.
Запись на доске: «Я предполагаю, что сегодня на уроке узнаю…»
Сравнить высказывание учащихся и определения на слайде №2. Сравните то, как дали объяснение вы в парах, и какая дана формулировка в учебнике. Проанализируйте! Учебник стр.№5
Запишите определение в тетради (швейное материаловедение).
- Прежде чем сшить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которых оно будет изготовляться.
Свойства материалов: прочность, сминаемость, осыпаемость, гигроскопичность, усадка, горение.
От свойства материалов зависит внешний вид изделия, способы изготовления, правила эксплуатации.
Свойства материалов зависят от исходного сырья…(волокна)
3. Изучение нового материала.
Понятие о текстильных волокнах. Волокна льна и хлопка.
Упражнение:
- Из какого сырья, сделана парта? (из древесины)
- Откуда берут древесину? (из дерева)
Составьте логическую цепочку:
Парта --- древесина --- дерево (сырье).
Задание:
Составьте логическую цепочку изготовления одежды на основе алгоритма:
Изделие --- материал --- сырье (работа в парах)
Ответ учащихся: (изделие) одежда ---(материал) ткань ---(сырье) ---?
Проблема: сырье, из которого изготовлены ткани?
Слайд №3 (Текстильные волокна)
1)Записать тему урока в тетради;
2) Построить схему «Классификация текстильных материалов»
3) Отобрать информацию по теме (информация на перспективу: с химическими волокнами мы будем работать в 7 классе)
4) Выделить часть схемы о натуральных волокнах, растительного происхождения.
Формирование системы понятий по данной теме.
Работа с терминами. Учащиеся рассматривают наглядные пособия «хлопок» и «лен».
Дополнительная информация о растениях:
Слайд №4 (понятие волокна растительного производства)
Слайды № 5-6 Виды растений (хлопок, лен)
Создаю «точку удивления» по методу «А знаете ли вы, что?» Для производства ткани используют следующие растения. Слайды №7-10.
Вернемся к процессу производства ткани. Слайд №11(этапы производства).
Запишите и запомните виды хлопчатобумажных тканей: байка, батист, бумазея, бязь, вельвет, канва, сатин, ситец, тик, фланель. Слайд № 12
4. Закрепление и применение изученного.
Учащиеся выполняют практическую работу №1 “Изучение волокон хлопка и льна”
Оборудование: коллекция “Волокна”, учебник, рабочая тетрадь.
Вывод: Волокна хлопка и льна отличаются по внешнему виду и на ощупь. Хлопчатобумажные ткани отличаются от льняных по этим же признакам. Хлопчатобумажные ткани обладают теми же свойствами, что и волокна хлопка.
Льняные ткани обладают свойствами волокон льна.
5. Рефлексия урока
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организую подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности.
Какова была тема урока?
Какую цель вы ставили перед собой?
Что научились делать?
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
Отвечают на вопросы учителя.
Анализируют, рассуждают о результатах урока, верными ли оказались их предположения?
Возвращаются к записи на доске: («Я предполагаю, что сегодня на уроке узнаю…»)
Сравнивают свои предположения в начале урока с новыми знаниями, полученными в ходе изучения темы.
6. Оценивание
Самооценка
КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ
«5» - я была внимательна, мне понятна изученная тема,
могу воспроизвести материал, как это сделал учитель «4» - я не всегда была внимательна, но материал поняла,
могу ответить на вопросы «3» - я была рассеяна, поняла лишь часть материала «МИНУС» - я была невнимательна и не поняла совсем то, о чем говорили на уроке 7. Задание на дом.
Инструктаж по выполнению домашнего задания разного уровня сложности
На выбор:
1.Прочитать информацию в учебнике, устно ответить на вопросы в конце 1параграфа.
2.Найдите интересную информацию про ткани, о которых вы узнали сегодня (интернет, энциклопедии, доп. литература)
3. Найти любую дополнительную информацию по теме и оформить её в виде реферата или презентации