Тема урока Волокна растительного происхождения. Производство текстильных материалов
Технологическая карта урока
Предмет
Технология
Учитель
Звездочкина Надежда Александровна
Класс
5
Модуль
Создание изделий из текстильных материалов
Раздел
Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения
Тема урока
Волокна растительного происхождения. Производство текстильных материалов
Тип урока
урок открытия нового знания
Цель
Сформировать знания о классификации и производстве текстильных материалов.
Задачи
Ознакомить с классификацией и производством волокон растительного происхождения; учить определять направления долевой нити, лицевую и изнаночную стороны в ткани; развивать умение планировать свою работу, воспитывать самостоятельность при выполнении работы.
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный, индивидуальная, фронтальная
Педагогические технологии
Технология развивающего обучения
Образовательные ресурсы
- Технология. Технология ведения дома; 5 класс; учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко, - М.: Вента-Граф, 2015г.
-Рабочая тетрадь. Технология. Технология ведения дома; 5 класс; для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко, - М.: Вента-Граф, 2016г.
- мультимедийная презентация,
Наглядно-демонстрационный материал
Коллекция волокон растительного происхождения, образцы ткани; ниток, игл,
Основные термины, понятия
Волокна растительного происхождения (хлопок, лен), прядение, пряжа, долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; лицевая, изнаночная стороны, прядильщик, ткач, полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения; отбеливание, крашение, печатание.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредмептные
Личностные
Познакомятся с классификацией и производством волокон растительного происхождения, расширят поликультурный кругозор. Научатся: понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах. Научатся определять направление долевой нити, изнаночную и лицевую сторону ткани; соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
Познавательные - научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную в учебнике; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;
коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работатьс технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками
Будут сформированы мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, знания о профессиях; получат возможность для формирования способности понимать значение предметно- нормы пользования инструментами с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками практической деятельности в жизни.
Этап урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Орг. момент Мотивация
Приветствует учеников.
Отмечает отсутствующих
Проверяет готовность к уроку.
.
Приветствуют учителя
Анализируют степень готовности к уроку
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
Постановка проблемы определение целей
Демонстрирует изделия (одежду, кухонные и столовые текстильные изделия)
Предлагает ответить на вопросы: Из чего и как изготавливают одежду, кухонные и столовые текстильные изделия?
Высказывают предположения, из чего и как можно получить ткань. Выдвигают предположения о теме урока.
Познавательные: формирование познавательной цели. формулирование проблемы. Коммуникативные:
коррекция высказанных мнений,
определение целей.
Регулятивные:
целепологание. цланирование. црогнозирование
«Открытие» детьми нового знания
Цели: получить новые знания и расширить кругозор обучающегося
Рассказывает о классификации текстильных волокон, характеристике волокон растительного происхождения (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации
Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду
Исследовательское задание
Предлагает выполнить задание: -разделите отрезок ткани на ниточки. -сделайте вывод, что такое ткань Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод.
Проводят исследование, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят решения учебной задачи; делают вывод
Познавательные: умеют выявлять особенности ткани в процессе её рассмотрения; формулировать выводы. Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную
Словесно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации
Рассказывает о получении нитей, производстве ткани, отделочном производстве, способах определения долевой нити и лицевой стороны ткани (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации
Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя Познавательные: умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных волокон в процессе их рассмотрения, делать выводы Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу
Физкультминутка (5 мин)
Проводит физкультминутку
Выполняют упражнения
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
Закрепление нового
Цель: - Усвоить умение: определять направление долевой нити и лицевой стороны тканей на
-Лабораторная работа № 6 «Определения направления долевой нити», результаты занести в таблицу Лабораторная работа № 7 «Определение лицевой и изнаночной сторон тканей», результаты занести в таблицу
Проводит инструктаж по ТБ
Проверяет организацию рабочего места
Определение направления долевой нити в ткани
Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности
Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани
Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности
Организуют рабочее место. Выполняют задание. Применяют правила ТБ с ручными инструментами и клеем. Проводят исследования, сравнивают и анализирую. Работают индивидуально. Проводят самоконтроль и взаимоконтроль.
Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место
Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке
Физкультминутка (5 мин)
Проводит физкультминутку
Выполняют упражнения
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
Лабораторная работа № 8 «Сравнительный анализ прочности окраски тканей» Применять безопасные приёмы работы с ножницами и клеем
Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе
Организуют рабочее место. Выполняют задание. Применяют правила ТБ с ручными инструментами и клеем. Проводят исследования, сравнивают и анализирую. Работают индивидуально. Проводят самоконтроль и взаимоконтроль.
Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место
Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке
Д/з
Задание по выбору: § 14,стр.90
Узнайте в Интернете, что означают следующие понятия: «веретено», «прялка», «светец». Для чего использовались эти инструменты и приспособления? Подготовьте сообщение на одну из следующих тем: - Как изготавливали пряжу в домашних условиях? - Как изготавливали ткани в домашних условиях? - Что такое узорное ткачество? - Что служило сырьём для изготовления приданного (одежды, белья) твоей прабабушки?
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели: оценить правильность полученных знаний, выявить ошибки и недочёты
Вопросы для подведения итогов
Сегодня на уроке я Я научилась
Теперь я могу.
Я встретилась с трудностью при ...
Мне захотелось.
Мне это пригодится для
Организует рефлексию на основе приема незаконченного предложение, предлагая высказаться одним предложением, выбирая начало фразы
Принимает, соглашается, Раскрывает критерии оценки
Рассуждают, оценивают, свои действия, удачи или неудачи.
Личностные: сорентированы на уважительное отношение к труду одноклассников Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытаниях
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
15