Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема: Волокна растительного происхождения. Производство текстильных материалов


Технологическая карта урока технологии в 5 классе.
Тема: " Волокна растительного происхождения. Производство текстильных материалов"
Цели деятельности педагога Ознакомить с производством и классификацией текстильных материалов, расширить кругозор; учить определять направления долевой нити в ткани, лицевую и изнаночную сторону ткани, проводить простейшие исследования; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание; воспитывать аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Волокна растительного происхождения (хлопок, лен), прядение, пряжа (нити), долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик, ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения; отбеливание, крашение, печатаниеОбразовательные ресурсы http://t-stile.info/ponyatie-o-tekstilnom-volokne/http://dagaz.ucoz.ru/index/materialovedenie_klassifikaziya_wolokon_5_klass/0-60http://akak.ru/recipes/720-kak-opredelit-litsevuyu-storonu-na-tkanihttp://www.youtube.com/watch?v=8jths5wtiUIНаглядно-демонстрационный материал Учебник, коллекция волокон, образцы ткани, ниток, игл, мультимедийная презентация
Материально-технической обеспечение Ткань, портновский мел, иглы ручные, ножницы, клей, картон
Планируемые образовательные результаты Личностные: будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с иглой, ножницами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни
Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах
Метапредметные:
познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную в учебнике; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;
коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормы организа-ции взаимодей-ствия на уроке Универсальные учебные действия Промежу-точный контроль
1. Организацион-ный момент
(1-2 мин) Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку Фронталь-ная Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке Устные ответы
2.
Постановка учебной задачи
(4-5 мин)
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала В начальных классах вы знакомились с видами рукоделия, работали с различными нитками и тканью. Получили представления о текстильных волокнах и их свойствах.
Подводит обучающихся к цели занятия:
« расширить знания о производстве текстильных материалов» и ставит задачи:
1. научатся определять долевую нить в ткани;
2. научатся определять лицевую и изнаночную стороны ткани
3. научатся определять прочность окраски ткани Слушают учителя
Беседуют с учителем Фронталь-ная Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Устные ответы
3.
Освоение нового материала
(15 мин + 5 мин) Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации Рассказывает о классификации текстильных волокон, характеристике волокон растительного происхождения (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации
Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями Фронталь-ная Коммуникативные:
обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду Устные ответы
Исследовательское задание - Разделите кусочек ткани на ниточки.
- Сделайте вывод, что такое ткань
Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод Проводят исследование, в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками находят решения учебной задачи; делают вывод Индивидуальная или парная Познавательные: умеют выявлять особенности ткани в процессе её рассмотрения; формулировать выводы
Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную Устные ответы
Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации Рассказывает о производстве нити, ткани, отделочном производстве, способах определения долевой нити и лицевой стороны ткани (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя
Познавательные: умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных волокон в процессе их рассмотрения, делать выводы
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную задачу Физкультминутка
(5 мин) Проводит физкульт-минуткуВыполняют упражнения Фронталь-ная Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью 4.
Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону.
(8 мин + 24 мин + 5 мин)
Организация рабочего места
Лабораторная работа
Лабораторная работа
Проверяет организацию рабочего места
Определение направления долевой нити в ткани
Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности
Определение лицевой и изнаночной сторон в тканиКонтролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности Организуют рабочее место
Выполняют задание
Выполняют задание
Индиви-дуальнаяИндиви-дуальная
Индиви-дуальнаяПознавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место
Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на урокеФизкультминутка
(5 мин) Проводит физкульт-минуткуВыполняют упражнения Фронталь-наяЛичностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью Лабораторная работа Сравнительный анализ прочности окраски тканей
Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе Выполняют задание Индиви-дуальноПознавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место
Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке5.
Рефлексия деятельности (итог урока 9 мин -11 мин + 5 мин) Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам:
1) Как называется процесс получения ткани из пряжи?
2) На каких станках вырабатывают пряжу?
3) 1Iеречислите виды волокон.
4) Назовите нити, из которых состоит ткань.
5) Дайте характеристику нити основы и нити утка.
Б) Что находится по краям ткани, для чего она служит?
7) По каким признакам определяют направление нитей основы в тканях? Рассматрива-ют итоги лабораторных работ, оценивают их Фронталь-наяЛичностные: соорентированы на уважительное отношение к труду одноклассников
Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытанияхКоммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Оценива-ние обуча-ющихся за работу на уроке. Устные ответы
Домашнее задание. Уборка рабочих мест (5 мин) Объясняет задание
§14 стр. 82
Слушают учителя Индиви-дуальная