Открытый урок по окружающему миру на тему Жизнь леса (4 класс)
Муниципальное образовательное учреждение
«Оболенская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по окружающему миру в 4а классе
Тема урока: Жизнь леса
Учитель: Грачева Е.В.
12.12.2014г
УМК Школа России
с использованием интерактивного образовательного ресурса
Тема урока: Жизнь леса
Цели: 1) Создать условия для введения понятий «природное сообщество», «ярусность леса», установления взаимосвязи между всеми компонентами природного сообщества леса, ознакомления с многообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов;
2) способствовать формированию у учащихся первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;
3) способствовать формированию представления о лесе как о природном сообществе;
4) способствовать развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Ход урока:
Этапы урока
Работа учителя
Работа учащихся
Интерактивный образовательный ресурс
1.Организационный момент
-Здравствуйте, уважаемые гости!
Начинаем наш урок.
Дети стоят, поворачиваются, наклонив голову.
Участники инсценировки у доски.
Слайд 1
(изображение холста)
2.Самоопределение к деятельности
3.Работа по теме урока
Учитель читает стих-е
- Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья, ягоды и травы.
Птицы, звери.
И прочие твари.
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
-Ученые называют лес природным сообществом. Что такое сообщество?
-Найдите точное определение понятия «сообщество» в толковом словаре Ожегова
-Прочитайте определение
-Сформулируйте тему и цели урока
-О том, как связаны между собой все жители леса нам подробнее расскажут ребята, проводившие исследования по этому вопросу.
-Теперь вы знаете как живут растения в лесу
-Проверьте себя.
Работаем парами в ноутбуках.
-Сделаем вывод о жизни растений в лесу
Дети инсценируют «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес». Ю. Дмитриева
Ответы детей
Дети ищут определение в словарях Ожегова
Ответы детей
Ученица выступает с презентацией о растениях леса.
Дети работают в ноутбуках с ЭП задание №2
Дети делают вывод: Лес – дом для растений, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, - тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами.
Слайды 2-8
(деревья со старичком-лесовичком; трава и цветы; насекомые; птицы, цветы и ягоды; жаба и ящерица)
Грамзапись «Звуки леса»
Слайды 9-16
(картинки леса с ягодами, птицами, животными)
Слайд 17
(Лес – природное сообщество)
Презентация о растениях леса.
ЭП по окр миру (задание №2)
Слайд №18
(Ярусы леса )
Физминутка
-Давайте отдохнём вместе с лесными жителями. Прогуляемся с ними по лесным тропинкам
Дети выполняют физминутку
Презентация «Лесными тропинками»
4. Рефлексия
5. Контроль и оценка знаний
Рефлексия
- С растениями понятно , а животные?
-Послушаем следующего исследователя Сашу. Он расскажет нам о жизни животных в лесу.
-Сделаем вывод о жизни животных в лесу
-Проверьте себя.
-Разгадаем кроссворд с нашим другом Космиком
-Какое слово получилось в результате разгадывания кроссворда?
-О круговороте веществ в лесу прочитайте самостоятельно в учебнике стр. 168
-Благодаря каким жителям леса происходит круговорот веществ в лесу?
-Мы с вами говорили о взаимосвязи растений и животных в лесу, а грибы? Нужны ли грибы лесу и его жителям? --Послушаем следующего исследователя Диму.
-Грибы таят в себе и опасность. Какую?
-Какое главное правило собирания грибов в лесу?
-А вы знаете грибы?
-Проверим
-Поиграем в игру.
Игра «Съедобное – несъедобное»
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их (Опята).
(
2. А это – красавец на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке – горошки. (Мухомор.)
3. Серенькие шапки,
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (Подберезовики.)
4. Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок. (Масленок.)
5. Растут в лесу сестрички.
Рыжие ... (Лисички.)
6. У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Не бери ты их с полянки,
Называются (Поганки.)
7. Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной прокладкой. (Боровик.)
-Молодцы! Вы знаете съедобные и несъедобные грибы.
-Сделаем вывод
-Что нужно всем жителям леса для жизни и роста?
-Обобщим полученные знания. Вспомните цели урока.
-Так почему лес называют природным сообществом?
-В природе всё взаимосвязано. Давайте попробуем показать эту взаимосвязь на примере цепи питания
-Выполните задание на карточках в группах: создайте модель цепи питания в природном сообществе
-Передайте карточки соседней группе по часовой стрелке. Они проверят вашу работу. Кому поставили 5? Встаньте.
-Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её?
-А на самом деле что происходит?
-Действительно, всё, что мы видим вокруг находится в очень хрупком равновесии.
-Что вы можете сделать, чтобы защитить лес?
-Что мы ещё не сказали?
-Проверим свои знания по теме урока «Жизнь леса» и оценим их.
Ученик выступает с презентацией о животных леса леса.
Для животных лес – это тоже дом. Они делят между собой этажи. Одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле и под землёй
Дети выходят по одному к интерактивной доске и работают с диском Кирилла и Мефодия
круговорот
Дети читают текст
бактерии
Ученик выступает с презентацией о грибах
Ответы детей
Не брать грибов, которых не знаешь
Учащиеся повторяют упражнения за учителем, отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).
Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
Тепло, солнце, вода
Узнать, почему лес называют природным сообществом
Все живые организмы в лесу тесно связаны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.
Работа в группах
Нет , не должен. В лесу всё идёт по законам природы.
Ответы детей
Ответы детей
Дети выбирают правильный ответ на вопрос мобильной системы и с помощью пультов отвечают на него. Сами выставляют себе отметки соответственно набранным баллам из сводной таблицы Респонс
Презентация о животных леса.
Слайд 19(ниши леса)
Диск «Уроки Кирилла и Мефодия»
Презентация о грибах
Слайд 20 (Значение грибов)
Слайд 21
Слайд 22
(Цепи питания)
Слайд 23(лес)
Слайд 24(Беды леса )
Слайд 25
Слайд 26
Мобильная система опроса Респонс
6.Итог
-Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников
Слайд 27 (Лес)
7.Домашнее задание
в тетради стр. 77
15