Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности
Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности
Начиная с самых древнейших времен, школа была призвана воспитывать человека, так чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нем.
Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
Все вышеупомянутое легло в основу моей работы "Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся в форме творческой мастерской". Эта модель - одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно - исследовательской деятельности школьников.
Научно-исследовательская деятельность младших школьников востребована, поскольку она способствует развитию познавательной активности личности и формированию положительной мотивации к получению знаний. Данная форма распространена, в основном, в старших классах, но я на практике убедились, что целесообразно и возможно вводить её в начальной школе.
Исследовательская работа учащихся младших классов имеет свои особенности. Деятельность, которой необходимо научить малышей, должна быть для них увлекательна, понятна, ярка, занимательна и на первоначальном этапе, что немаловажно, организована в игровой форме. Сначала я приучаю учеников к самому слову "исследование”, "исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем ре С. Френе считал: “чтобы добиться желаемых результатов, нужно, прежде всего, заинтересовать детей поставленной задачей, постоянно вдохновлять их на труд, оказывать им полное доверие в атмосфере честного сотрудничества” (С.Френе, Избранные педагогические чтения, Москва, Прогресс, 1990г., с.258).
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. От учащихся требуется: знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения); владение коммуникативными навыками; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. Но и надо учитывать психологические и возрастные особенности наших учеников младших классов. Безусловно, мы – первые их помощники.
Создание исследовательских работ всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Исследовательская работа призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении разных предметов, развить свой творческий потенциал.
Почти все работы носили сначала коллективный характер, тематика определялась в основном мною, но каждый ученик вносил свой вклад в общую работу, это приучало детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Затем, уже многие ученики научились сами выбрать тему исследования или с небольшой помощью учителя.
Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
Подготовительный этап
( определение темы;
( постановка цели и задач, определение источников информации;
выбор критериев оценки.
Основной этап( разработка проекта( (сбор и уточнение информации)
Заключительный этап( Защита проекта
( Автор выступает перед одноклассниками, родителями, учителями.
С большим удовольствием приняли участие в написании исследовательской работе «О чем поешь, частушка?». Дети заинтересовались тем, что частушки отражают историю нашей жизни. По ним можно изучать основные исторические события. Поставив цель, наметив задачи, гипотезу, дети стали собирать частушки у своих родных, узнали, воспользовавшись интернетом, что такое частушка, когда возникла, в чем особенность. Проанализировав собранный материал, составили небольшой сборник частушек, выступили на школьной научно-практической конференции «Золотые зерна Зауралья», на которую была приглашена супружеская пара Пегушевых, которые спели замечательные частушки, они бабушка и дедушка моего ученика
В современном мире все большее значение приобретает владение детьми коммуникативными умениями и навыками, а также их способность к самореализации через определенные виды деятельности. Значительная часть учащихся начальной школы испытывают проблемы в развитии творческого мышления, формировании информационных компетентностей. Данные трудности смогут помешать детям успешно продолжать обучение в средней и старшей школе.
Цель проекта - развитие творческого мышления, исследовательских умений и навыков младших школьников через участие в деятельности творческой мастерской.
Задачи:
повышать мотивацию учащихся начальных классов к исследовательской деятельности;
формировать исследовательские, оценочные, информационные, презентационные компетенции;
развивать коммуникативные умения детей;
Тип проекта:
По доминирующему виду деятельности - исследовательский, творческий;
По предметному содержанию - межпредметный;
Форма организации детей и родителей - индивидуальная и групповая работа;
Используемые технологии: проектная, ИКТ;
Режим работы (организационная форма) - внеурочный.
Форма презентации проекта: научная конференция, творческие выставки .
Практическая значимость проекта.
Результаты реализации проекта способствуют формированию коммуникативной и информационной компетентностей, развитию целенаправленных поисковых способностей в работе с информацией, формируют презентационные умения детей, развивают речь малышей. Кроме того, будут решены задачи формирования у учащихся положительного отношения к себе, уверенности в своих силах. Но главное - развивается способность работать творчески.
Схема--Ученик- родитель-- учитель
Я считаю целесообразным проводить исследовательскую работу со 2 класса. Это могут быть мини-проекты, которые развивают творческие способности
1) Придумать окончание рассказа и нарисовать рисунок
2) сочинить рассказ, сказку к теме урока, пословицы, поговорки.
План
1. Где живут медведи?
2. Чем эти животные не похожи на других?
3. Жизнь бурых медведей.
4. Как медведь зимует?
5. Почему бытует мнение медведь лапу сосет?
6. Заключение.
Порядок работы:
1. Внимательно прочитай план реферата.
2. Найди в книгах страницы, где есть нужная информация и сделай закладки.
3. Каждый пункт плана - это новый абзац текста.
4. Напиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос).
5. Подробно ответь на вопросы основной части плана.
6. Сделай короткое заключение.
Мое мнение, что в начальной школе творческие проекты наиболее целесообразно проводить в групповой форме. Встреча с одаренными учащимися для нас педагогов является своеобразным экзаменом в профессиональном плане. Бытует мнение, что талант всегда пробьет себе дорогу. Однако, по данным генетика В.П. Эфроимсона, "из тысячи родившихся с потенциалом гения, на самом деле становится им лишь один".
Педагогический вывод прост: талантам надо помогать. И перед нами, учителям, стоят три задачи:
1. Не убить детское творчество.
2. Помогать детскому творчеству.
3. Развивать детское творчество.
И делать это нужно сейчас, здесь в условиях массовой школы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно поэтому и возникла идея создания научного общества, которое у нас уже существует с 2009 года. Оно носит название «Эрудит».
Научное общество ставит перед собой следующие цели и задачи:1. Выявление наиболее способных учащихся для дальнейшего их сопровождения;2. Привлечение внимания школьников к углубленному изучению школьных предметов;3. Развитие логического, творческого мышления школьников;4. Развивать у школьников познавательную активность, исследовательские умения и навыки, творческие способности в процессе учебной и исследовательской деятельности;5. Знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;6. Учить работать с научной литературой и поиску нужной информации в Интернете, отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формулировать проблемы, грамотно оформлять исследовательскую работу, овладевать искусством дискуссии, выступать перед аудиторией с докладами, обращаться с оборудованием, необходимым для экспериментов;7. Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
Мои дети являются активными участниками школьного научного общества.
Ученики в этом году совместно выполнили проект «Что мы едим?». Цель нашей работы – это изучение нашего рациона, рассмотреть состав некоторых продуктов, сделать выводы. По нашему мнению, если школьники узнают, какой вред несут в себе некоторые продукты, то многие из них ограничат их употребление или откажутся совсем.
Задачи: формировать ценностное отношение к своему здоровью;
- дать представление о влиянии питания на здоровье;
- оценить своё питание и составить здоровый рацион.
Проект по типу – исследовательский, по времени – долгосрочный. Результатом этого проекта стал выпуск 2-х брошюр под названием «Еда, от которой больше вреда» и «Здоровая пища». Мы старались соблюсти все правила написания проекта. Выбор темы, ее актуальность.
Накануне мы в классе провели игру « Что я знаю о правильном питании?» Узнали много новой информации. Были заинтересованы фактами не только о здоровой пище, но и о еде, от которой больше вреда. Распределили между участниками проекта кто занимается сбором какой информации. Здесь пришел на помощь интернет, мы много информации взяли из СМИ. Нас заинтересовала статья из газеты «Комсомольская правда» за ноябрь 2013 года, в которой идет речь, что нужно выбросить из холодильника, а что добавить в наш рацион. После того, как сделали подборку материалов, изучили, проанализировали, сделали вывод.
В начале нашей работы мы взяли интервью у Тетюевой Светланы Николаевны, медицинского работника. Нам было интересно услышать мнение специалиста.
Затем провели анкетирование во 2, 3, 4 класса Затем мы обработали анкеты и сделали следующие выводы:
В анкетировании участвовали 21 человек.
19 человек ответили, что вредные продукты для здоровья – это сухарики, чипсы, колбаса, газвода, - 90 процентов.
1 человек добавил к этому списку жевательную резинку, еще один человек - майонез – 4 процента.
13 учеников не употребляют в пищу газводу, колбасу, чипсы - 61 процент
8 учеников либо изредка, либо немного – 38 процентов
Тогда мы решили доказать, что эти продукты действительно принесут вред нашему здоровью, и убедить остальных учащихся в этом.
Для этого начали поиск информации. Учащиеся разделились на две группы. Первая группа подбирала материал о вредной пище, а вторая – о полезной. Успешно выступили на конференции.
Изменения, произошедшие в отечественной системе образования, её переориентация на развивающие, личностно-ориентированные технологии также изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности в интеллектуальной, учебной, творческой деятельности. Работа с одаренными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Только человек, уверенный в себе, способный участвовать в принятии решений, высказывать свое мнение, работать с информацией, используя различные информационные технологии, публично представлять результаты своей работы имеет больше шансов найти себя, самореализоваться. Все это приобретается человеком в процессе обучения. Поэтому так важно, организуя образовательный процесс, ориентировать его на творческую, самостоятельную поисковую деятельность.
Литература:
1. Матяш Н.В, Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М. 2002.2. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.3. Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся образовательных школ. М. 1985.4. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М. 1986.5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.1983.6. Сергеева В.П. «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» М.2002
7. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения.-Томск ,Пеленг, 1995.