Разработка урока русского языка Антонимы и синонимы

Конспект урока русского языка
4 класс
Учитель начальных классов ГБОУ ООШ № 18 г.Новокуйбышевска Ремизова Т.Д.

Тема урока: «Имя прилагательное. Антонимы и синонимы»



Цели:
развивать умение употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением;
пополнить словарный запас учащихся.

Ход урока:
Слайд № 1
Организационный момент.
Слайд № 2
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны!

Орфографическая минутка.
Слайд № 3 (по щелчку)
Учащиеся записывают в тетрадях словосочетания под диктовку:
Обожгло холодом, проходила вдоль изгороди, оказался в стае,
залит багрянцем, чернеет в обрыве, отъехали от деревни.
Объясните правописание «ошибкоопасных» мест.
Лексическая работа.
Слайд № 4(по щелчку)
Учащиеся объясняют значение слова багрянец.
Багрянец (книжн.) - багровый цвет: красный густого, темного оттенка. (Ожегов С. И.)
Словарная работа.
Слайд № 5 (по щелчку)
Вспомните прилагательные, обозначающие какой-либо цвет. Для подсказки на экране будут появляться существительные так или иначе с этим прилагательным связанные.
Учащиеся называют прилагательные и записывают:
Жёлтый, чёрный, багровый, голубой, коричневый, белый, фиолетовый.

«Слово о словах».
Слайд № 6 (по щелчку)
БАГРОВЫЙ И БАГРЯНЫЙ
Красную краску иного оттенка называли багр. От этого возникли названия слов: багровым называют густой красный цвет, багряным - яркий чистый красный цвет.
ГОЛУБОЙ
Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.
КОРИЧНЕВЫЙ
Образовано от слова корица. Оно в свою очередь образовано от слова кора. Первоначальное значение корицы - маленькая корочка.
ОРАНЖЕВЫЙ
Этот цвет - цвет апельсина. Апельсин по-французски оранж. От этого же корня произошло и слово оранжерея.
ФИОЛЕТОВЫЙ
Буквально значит - цвет фиалки. Слово фиачка восходит к латинскому виола - так называли этот цветок.

Формирование новых знаний.
Активизация понятия антонимы.
Слайд № 7
Игра «Наоборот».
Учитель читает стихотворение, учащиеся дружно хором вставляют антонимы.
Нам с тобой пришел черёд
Сыграть в игру «наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь низко,
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь...
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь...
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты...
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты...
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечай...!
Какими словами «играет» автор этого стихотворения? Какое определение им можно дать?
Приведите примеры прилагательных, противоположных по значению данным: умный, злой, трудолюбивый.
Слайд № 8 (по щелчку)
Антонимы – это слова, имеющие противоположное значение.
плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны! (В.А. Синицын)
Самостоятельная работа.
Слайд № 9 (по щелчку)
Задание: Спишите, заменив имя прилагательное антонимом.
Близкий –
новый –
широкий –
шершавый –
добрый –
трудный –
мокрый –
горячий –
храбрый –
чёрный –


Учащиеся выполняют работу самостоятельно, по мере необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь. Потом проводится взаимопроверка.
Близкий –
дальний,
трудный –
лёгкий,

новый –
старый,
мокрый –
сухой,

широкий –
узкий,
горячий –
холодный,

шершавый –
гладкий,
храбрый –
трусливый,

добрый –
злой,
чёрный –
белый.


Работа с синонимами.
Слайд № 10
Синонимы – это слова, близкие по значению.
Слова – синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас! (В.А. Синицын)
Слайд № 11 (по щелчку)
Задание: Спишите, заменив имя прилагательное синонимом.
Известный – знаменитый,
гигантский – большой,
печальный – грустный,
забавный – потешный,
знойный – жаркий,
влажный – мокрый,
мощный – могучий,
увлекательный – интересный.






Выборочный диктант.
Слайд № 12 (по щелчку)
Учитель читает текст и предлагает учащимся записать только прилагательные.
ДИВНЫЙ ЦВЕТОК
Из далекой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было очень высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных желтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминаю солнце. По имени яркого солнышка цветок назвали - подсолнечник. (55 слов.)
По Е. Пермяку
По окончании работы проводится коллективная проверка. Учащиеся читают записанные прилагательные, объясняют их правописание.

Итог урока.
Слайд № 13 (по щелчку)
Какие слова обогащают нашу речь?
Какие слова мы называем антонимами? Синонимами?
Что вам удалось на уроке?

Слайд № 14
Литература:

Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. – М.: ВАКО, 2004.
Русский язык. 4 класс: Поурочные планы по учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. / Авт.-сост. И.В. Мукашёва. – Волгоград: Учитель, 2005.
Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку – м.: ООО «Издательство Астрель», 2004.