Конспект урока по русскому языку .Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида


Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Цели:
Обучающая:

Познакомить со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; совершенствовать умения и навыки, связанные с нахождением деепричастий в тексте, обособлением деепричастий и деепричастных оборотов;
Развивающая:
Развивать умения правильно употреблять деепричастия в речи, способствовать развитию навыков самостоятельной работы;

Воспитательная:
Воспитывать внимание к слову, интерес к изучению
русского языка.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с индивидуальными заданиями, раздаточный материал, рисунки, карточки с диктантами.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.





Ход урока.
Организация класса.
Звучит музыка.
Как прекрасна музыка, лаконична, проста и понятна, так пусть и урок сегодня пройдет слаженно, на одной ноте, а понимать вы друг друга будете с полуслова, отвечать на уроке четко, ясно, отстаивая свое мнение, подтверждая крепкими знаними.

I. Сообщение темы и цели урока.
Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».
- Из какого произведения это предложение?
- Почему запомнилось? (Выразительное, поэтическое).
- А какая часть речи его делает выразительным? (Деепричастие).
- О ком в этом предложении идет речь? (О матери, которая провожает сыновей в Запорожскую Сечь и материнским сердцем предчувствует, что не увидит больше детей).
- Дайте, ребята, определение деепричастию.
- Как вы думаете, ребята, о чём будет идти речь на уроке?
- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Деепричастие»; научимся определять свои затруднения и использовать алгоритмы для их устранения.
- Запишите в тетрадь тему урока. «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».
II. Орфографическая разминка.

Начинаем мы наш урок с орфографической разминки.
Дома вы друг для друга составляли диктанты для соседа на правописание НЕ с разными частями речи. Поменяйтесь карточками и раскройте скобки.
(учащиеся выполняют задания)
III. Повторение изученного о деепричастии.

- Переходим, ребята, к следующей работе, повторим написание частицы НЕ с деепричастиями.
- Посмотрите на запись на доске. Как можно быстрее из каждой строчки исключите лишь те буквы, которые повторяются, запишите правильно получившееся слово.
КНАЕУЮБАИКВЮ – не убив
ЖЭЭНЕЖФГОДИУФЯИ – негодуя
НЙЕДУЗВИГЙАЯЗСЬУ – не двигаясь
ДМНЕМУСАТОЯАВД – не устояв
СНЮЕВЗСИЮРАППЯ – невзирая
- Какие слова у вас получились?
- Какие из деепричастий пишутся с НЕ слитно, а какие раздельно?
- Только ли раздельно пишется НЕ с деепричастиями?
(Нет, и слитно, когда слово без НЕ не употребляется).
Вывод: Частица НЕ пишется c деепричастиями раздельно; слитно пишется НЕ с деепричастиями, когда слово без НЕ не употребляется.
IV. Объяснение нового материала.

Лес.
…Ёжась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь вокруг пенька.
Э. А. Асадов.
- Выпишите, ребята, из отрывка деепричастные обороты, обозначьте деепричастия.
- Определим, к какому виду относятся эти деепричастия? Обратимся к алгоритму.
Алгоритм
Определение вида деепричастия.
1. Задай к деепричастию вопрос.
2. Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? – это деепричастие несовершенного вида.
3. Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? – это деепричастие совершенного вида.
- Ученики определяют вид выделенных деепричастий.
(ёжась (что делая?) – несов. вид, посинев (что сделав?) – сов.вид, взявшись – (что сделав?) - сов. вид, греясь (что делая?) – несов. вид).

Алгоритм
Как образовать деепричастие от глагола.
1. Задайте вопрос к глаголу.
2. Если глагол несовершенного вида (что делать), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?)
А). Поставьте глагол в настоящее время (что делают?)
Б). Отбросьте окончание (-ут, -ют, -ат,-ят).
В). Добавьте суффикс – а- или – я-.
3. Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?)
а). отбросьте суффикс неопределённой формы (-ть,-чь, -ти).
б). добавьте один из суффиксов -В, - ВШИ, -ШИ.
Вывод: Деепричастия несовершенного вида образуются от основ неопределённой формы глаголов с помощью суффиксов – а-, -я-, а деепричастия совершенного вида образуются от основ неопределённой формы глаголов с помощью суффиксов - в-, -вши-,-ши.
- Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного и совершенного вида. Выделите суффиксы, запишите исходные глаголы, выделите у них основу.
- опаздывать – опаздывая
- торопиться – торопясь
- черпать – черпая
- увидеть - увидев
- заклеить – заклеив
- засеять – засеяв
- расколоть – расколов
- прочитать – прочитав

Разминка.
/ Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали./
- чтение и проговаривание скороговорки.
- назовите деепричастия.
- докажите, что это деепричастия.
V. Закрепление материала.Выборочный диктант.
Дети выписывают в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Несовершенный вид:
Не чувствуя боли, заглядывая в будущее, не щадя себя,
не останавливаясь перед преградой, негодуя по поводу происшедшего.
Совершенный вид:
Набросив плащ, накрахмалив воротничок, распечатав письмо,
не устроив праздника, понадеявшись на друга, высушив бельё,
раскаявшись в поступке, проверив сочинения, проснувшись от звонка.
V. Подведение итогов урока.
- Сейчас настал момент подвести итоги урока. Запишите домашнее задание.
Дома, вам ребята нужно будет разгадать кроссворд.
Мы шли сегодня по дороге знаний, использовали и применяли свои умения и навыки на практике.
Перед вами карточки двух цветов – красный – да, синий – нет.
- Понравился ли вам урок?
- Понравилось ли мне, как я сегодня работал?
- Что особенно сегодня понравилось?
Все сегодня на уроке активно работали и поэтому – молодцы!
(Учитель комментирует оценки).
- Спасибо за участие! До свидания!
Звучит музыка.