Построение чертежа конической и клиньевой юбок
Построение чертежа конической и клиньевой юбок. Урок в 6-м классе
Цель урока: ознакомить учащихся с последовательностью построения основы чертежа конической и клиньевой юбок; научиться строить чертежи конической и клиньевой юбок.
Инструменты и приспособления: масштабная линейка, карандаш, резинка, циркуль, сантиметровая лента.
Наглядные пособия: таблица расчетных формул для построения чертежей конической и клиньевой юбок; чертежи конической и клиньевой юбок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Изготовление швейных изделий.
– Изготовление одежды – одно из самых древних ремесел. Столетия оно существовало как кустарное производство. Все операции выполнялись одним мастером – портным. В середине 19 столетия на смену кустарному производству пришло массовое, возникшее во Франции. Процесс создания любого швейного изделия укладывается в такую схему-цепочку:
Рис. 1
– Сегодня на уроке мы с вами выступаем в роли художника-конструктора. Художник-конструктор воплощает замысел художника-модельера в чертеже, лекалах, реализует его замысел. Художник-конструктор должен иметь пространственное воображение, хорошо чувствовать силуэт, линии, пропорции в одежде. Разбираться в тканях, цветовой гамме, должен знать технологию изготовления одежды.
– Какие виды швейных изделий вы знаете?
Учащиеся перечисляют: платье, юбка, брюки и т. д.
– Сегодня на уроке мы с вами обратимся к юбке. Исходя из рис.1 и швейного изделия, к которому мы сегодня обратимся , учащиеся самостоятельно называют тему урока и цель.
2. Юбка в русском народном костюме.
– В русской деревне юбки появились не раньше середины XIX века. До этой одежды служила длинная холщовая рубаха и сарафан. Юбки шили из прямого полотнища, густо собирая его на узком пояске. Деревенская мода всегда соответствовала укладу крестьянской жизни. Телесная полнота означала для крестьянской девушки здоровье, а здоровье – это дети и работа до седьмого пота. Потому девушки на выданье надевали на праздники по нескольку юбок, “чтобы казаться толще” – полнота для них была все равно что красота.Крестьянские нравы коротких юбок не допускали: девичья юбка открывала только ступни, у замужних женщин была обязательно до пят.По числу юбок мерялся достаток. У донских казачек бывало по пятнадцать–двадцать юбок, к ним для пары полагалась кофта того же цвета.Древнее юбки была на Руси понева (панева). По сути тоже юбка, только полы ее, как правило, были не сшиты. Ее называли растополкой, то есть распашкой. Держалась понева на гашнике (ремне, веревке, шнуре, тесьме).Деревенские портнихи были очень изобретательны в отделке понев. Спереди было вшито однотонное полотнище – пошва. Отправляясь в церковь или в город. Надевали поневу с “хвостом” из красного сукна с разноцветными шелковыми лентами, бархотками и рядом пуговиц. Такую поневу носили до тех пор, пока не приходила пора стать свекровью или тещей. Или пока не наступила старость.Самые разукрашенные поневы носили замужние женщины до рождения первенца.На праздничных поневах от украшений не оставалось живого места. И носить такую тяжесть было нелегко: иные весили по пять–шесть килограммов.
3. Конструкции юбок.
– По конструкции различают три основных покроя юбок: прямые, клиньевые и конические.
Прямые юбки, как правило, состоят из двух деталей: переднего и заднего полотнища. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру, хотя при моделировании ее можно сделать совсем узкой или довольно широкой.
Клиньевые юбки состоят из нескольких одинаковых клиньев. Расширяющихся книзу. Число клиньев может быть любым, но лучше четным. Такая юбка плотно облегает фигуру от талии до бедер. Ниже линии бедер образуются равномерные фалды.
Конические юбки – самые простые по конструкции, так что их чертежи можно строить прямо на ткани, без лекал. Коническая юбка, как правило, не имеет вытачек и обычно состоит из одной или двух деталей.
Для того, чтобы построить чертеж выкройки, нужно правильно снять мерки. Для того чтобы построить чертежи поясных изделий и затем выполнить выкройки, необходимо правильно снять соответствующие мерки.
4. Вопросы для повторения.
– Перечислите мерки, необходимые для построения чертежа юбки.
– Для чего даются прибавки?
– Какая мерка определяет ширину юбки?
– Назовите правила снятия мерок.
5. Практическая работа.
Учащиеся самостоятельно снимают друг с друга мерки необходимые для построения чертежа юбок и заполняют инструкционную карту.
Инструкционная карта построения чертежа конической юбки.
№ п\п Буквенное обозн. Последовательность построения Расчетная формула Расчет на себя
1
2
3
4
5
6 ОТ
ТТ1
ОН
НН1
ОБ Провести в низ вертикальную линию и отложить на ней линию талии.
Радиусом из п.1 провести дугу и отложить ширину юбки по линии талии.
Отложить длину юбки.
Радиусом ОН провести вторую дугу, точку пересечения которой с продолжением прямой обозначить ОТ1. Провести линию низа юбки.
Отложить расстояние до линии бедер и провести линию бедер.
Обвести чертеж (Ст + Пт) . К
Ст + Пт
От + Ди
Построение
От + Дтс : 2 (33 + 1) . 1,2 = 40,8
33 + 1 = 34
40,8 + 50 = 90,8
Построение
40,8 + 35 : 2 = 58,3
Рис. 2
Чтобы юбка не была узка в бедрах, длина дуги ББ1 должна быть не меньше. Чем полуобхват бедер с прибавкой на свободу облегания: ББ1: (Сб + Пб) = 43 + 3 = 46см.
Если длина дуги ББ1 меньше величины (Сб + Пб), то чертеж необходимо изменить следующим образом: продлить в право дугу ББ1 до величины (Сб + Пб) = 43 + 3 = 46 см и обозначить полученную точку Б2.
Из центра О через точку Б2 провести прямую, точки пересечения которой с продолжением линии талии и линии низа обозначить соответственно Т2 и Н2 .
Рис. 3
Инструкционная карта построения клиньевой юбки.
№ п\п Буквенное обозн. Последовательность построения Расчетная формула Расчет на себя
1
2
3
4
5
6
7
8 Т
ТБ
ТН
ТТ1 = ТТ2
ББ1 = ББ2
Т1Н1 = Т2Н2
_ Из точки Т провести вниз вертикальную линию.
Отложить на ней расстояние до линии бедер.
Отложить длину юбки
Отложить ширину клина по линии талии на горизонтальной прямой, проходящей через точку Т.
Провести через точку Б горизонтальную линию и отложить ширину линии по линии бедер.
Провести боковые линии клина через точки Т1 и Б1, а также через Т2 и Б2 вниз до пересечения с горизонталью, проведенной через Н.
От точки Т и Н отложить вниз по 0, 5.
Обвести чертеж. Оформить линию талии и линию низа плавной кривой. _
Дтс : 2
Ди
(Ст + Пт) : N
(Сб + Пб) : N
_
_ _
35 : 2 = 17,5
50
(33 + 1) : 6 = 5,7
(43 + 3) : 6 = 7,7
_
_
Рис. 4
Рис. 5
III. Подведение итогов.
– Проверить расчет по своим меркам.
– Оценить самостоятельную работу построения чертежей конической и клиньевой юбок.