Интегрированный урок по русскому языку и информатике
Методическая разработка интегрированного урока
Проект урока
Тема: «Прикладные программные средства при изучении профессиональной лексики и фразеологии»
Дисциплины: «Русский язык» и «Информатика»
Специальность: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Группа № 1 «М»
Преподаватель: Кабанова Г. В., Кулагина В. М.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения урока: интегрированный урок, работа в малых группах с игровыми элементами.
Методы обучения: метод проблемного обучения, самостоятельные наблюдения, работа с текстом, работа с мультимедиа презентацией.
Цели урока:
образовательные:
систематизация и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения раздела «Лексика и фразеология» с профессиональной направленностью, и самостоятельное их применение;
повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Компьютерные презентации»;
развивающие:
развитие навыков сотрудничества, способности к комментированию, обоснованию своих действий;
формирование умений слушать других, отвечать на поставленные вопросы;
развитие коммуникативных умений;
- развитие смекалки, эрудиции, умения работать с дополнительной литературой, быстро и четко формулировать и высказывать мысли, логически рассуждать и применять знания на практике;
воспитательные:
воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку;
воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки.
Задачи урока:
Определить уровень знаний, умений, навыков обучающихся и объективно их оценить.
Способствовать проявлению активности, творчества в малых группах и индивидуально.
Создать обучающимся условия для выполнения заданий, приближенных к профессиональной деятельности.
Развивать интерес к решению задач нестандартного вида, к активной творческой деятельности, сформировать навыки самостоятельной работы; добиться более глубокого и прочного освоения темы: «Компьютерные презентации».
Умение на практике использовать изученный материал.
Развитие культуры речи обучающихся.
Междисциплинарные связи: русский язык, информатика и ИКТ, инженерная графика, тракторы и автомобили, техническая механика.
Квалификационные требования:
должны знать: особенности профессиональной лексики и фразеологии; особенности построения презентации.
должны уметь: определять значение терминов; работать с научным текстом; составлять толковый словарь; создавать презентацию, добавлять новый слайд; заполнять слайд информацией; вставлять рисунок в слайд; выбирать дизайн презентации; редактировать и сортировать слайды; использовать анимацию в презентации; размещать на слайдах управляющие элементы; демонстрировать презентацию.
Средства обучения
I. Учебно-методические средства: методические указания для обучающихся
II. Учебно-наглядные, технические средства
Изобразительные: презентация
Дидактический материал: задания для практической работы
Технические средства обучения: мультимедиа проектор, экран, персональные компьютеры, программы Microsoft Power Point
III.Средства контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа обучающихся.
Хронокарта урока
Время проведения 45 минут
№
Структурный этап занятия
Время
Цели
Содержание
Планируемый результат
1
Организаци-онный момент
2
Создание рабочей обстановки
Приветствие обучающихся. Проверка присутствующих и готовность к занятию
Приветствие преподавателей. Формирование дисциплинарных правил. Психологическая готовность к уроку
2
Целеполага-ние и мотивация учебной деятельности
2
Акцентирование внимания на значимость темы. Формирование готовности к восприятию
Сообщение темы, целей урока. Мотивация значимости данной темы
Восприятие информации, включение в учебную деятельность. Проявление заинтересованности к изученному
3
Активизация и закрепление теоретических знаний
5
Повторение основных понятий, сформированных на предыдущих занятиях
Контроль и оценка ранее изученного материала
Конкретизация теоретической базы знаний. Актуализация обучающихся для изучения темы занятия
4
Изучение нового материала
11
Ознакомить с новой лексикой, научить извлекать информацию из прочитанного, работать в группе. Научить создавать презентации, используя анимацию для различных элементов презентации
Постановка познавательно-закрепительных задач
Знакомство обучающихся с новой лексикой. Объяснение преподавателя по использованию мультимедийных материалов
Выполнение задания в группах с текстом. Создание презентации
4
Закрепление знаний
10
Научить работать в программе MS Power Point, используя теоретические знания по русскому языку. Научить применять на практике различные способы анимации и вставки объектов в презентации
Выполнение творческого задания в программе Power Point.
Подготовка материалов к выступлению
Сформировать умение сравнивать, анализировать, выделять главное.
Публичная защита презентации
5
Обобщение и системати-зация изученного материала
13
Выявление сформированности знаний и умений обучающихся
Обобщение знаний
Коррекция знаний
6
Итог урока, оценка деятельности обучающихся
2
Выявить соответствие поставленной и достигнутой цели урока
Выводы по результативности учебной деятельности и достижения целей урока. Выставление итоговой оценки
Самооценка деятельности обучающихся на уроке
Содержание урока
№
Ход урока
Обоснование деятельности преподавателя
Прогнозируемая деятельность обучающегося
1.
Организация урока
Преподаватели приветствует обучающихся, отмечают отсутствующих. Проверка подготовленности обучающихся к уроку (распределение по группам). Организация внимания и внутренней работы.
Дежурный называет отсутствующих.
2.
Сообщение темы, плана и цели урока.
Кабанова Г. В. Сегодня у нас интегрированный урок, урок повторения и обобщения знаний по информатике и ИКТ и русскому языку. Урок будет проведён совместно с преподавателем русского языка Кулагиной В. М. Тема урока: «Прикладные программные средства при изучении профессиональной лексики и фразеологии». Форма работы групповая. Цели урока: -повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Компьютерные презентации»; -повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях; -развитие познавательного интереса, творческой активности обучающихся; -связать информатику и ИКТ с другими дисциплинами. Кулагина В. М.: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения раздела «Лексика и фразеология» с профессиональной направленностью, и самостоятельное их применение
Обучающиеся записывают тему урока: «Прикладные программные средства при изучении профессиональной лексики и фразеологии».
3.
Мотивация учебной деятельности
Кулагина В. М. Вспомните основное правило урока русского языка: «Слушать, говорить, читать, писать».
Кабанова Г. В.
1.Повторить, для чего предназначена программа Power Point?
2. Как запустить презентацию (создать файл Microsoft Power Point)?
3. Как добавить новый слайд, вставить рисунок на слайд, выбрать дизайн слайда, отредактировать и отсортировать слайды?
4. Как разместить на слайдах управляющие кнопки?
5. Как использовать в презентации анимацию?
Обучающиеся объясняют, почему это правило так важно.
Обучающиеся рассказывают, для чего предназначена программа Power Point
4.
Контроль знаний.
Опрос обучающихся
Кабанова Г. В. Проверка теоретической части домашнего задания позволит вам повторить команды, используемые в программе Microsoft Power Point. Опрос по информатике: соедините стрелками «разорванные» команды, используемые в программе Power Point. Выполнение этого задания будет инструкционной карточкой в работе на ПК при создании презентации (Приложение № 1). Выполнение задания по созданию инструкционной карточки оценивается у доски. Все обучающиеся сверяют свои ответы с правильным вариантом, выведенным на экран через проектор, исправляют ошибки (Приложение № 2).
Кулагина В. М.
-Вспомним, что обозначает наука «Лексикология»? - С каких точек зрения лексикология изучает слово? - Кроме того, лексикология изучает устойчивые выражения (фразеологизмы) и словари.
· - Что такое лексическое значение слова? Лексика состоит из 2-х пластов: общеупотребительная и пассивная. - Какие слова относятся к пассивной лексике? - Необходимо ли, ребята, вам знать профессиональные термины?
Термины зачастую представляют собой слова с фразеологически неделимым значением и имеют ограниченную лексическую сочетаемость. Неточности в употреблении фразеологизмов с точки зрения русского языка и культуры речи приводят к речевым ошибкам (предпочитаю слышать всё из первых рук – из первых уст). - К чему приводит неправильное употребление профессиональной лексики с точки зрения специалиста?
Обучающиеся отвечают на вопросы, задания для которых представлены на карточках.
Устный ответ. Исправление ошибок.
Ответы на вопросы
5.
Изучение материала.
Основная часть урока.
Кулагина В. М.
1.Подготовка к выполнению познавательно – закрепительных задач и их решение.
Занятие проводится с группой техников, вам предстоит работать в будущем по специальности Механизация сельского хозяйства, следовательно, материал (тексты) вам представлен с учётом будущей профессии.
2. Распределение заданий.
1 группа – изучает текст с целью нахождения терминов для составления «Толкового словаря».
2 группа – изучает текст, чтобы найти термины и составить «Глоссарий профессиональной лексики»
3 группа – работает над поиском и определением пословиц о труде, чтобы составить «Страницу пословиц и поговорок о труде».
3. Решение задач.
Отбор материала для будущей презентации.
4. Коллективная работа в малых группах на компьютере.
Кабанова Г. В.
Навыки работы с программой Microsoft Power Point.
Создать в своей рабочей папке файл программы Microsoft Power Point с именем «Словарь», «Глоссарий», «Страница». В презентации создать 4 – 5 слайдов.
1- й слайд – титульный лист, на котором указать название презентации, какая группа выполнила, вставить соответствующий рисунок, находящийся в папке «Рисунки к уроку» (диск С:/ механики 1 курс/ Рисунки к уроку/;
2-й слайд – эпиграф (Эпиграф выбрать из тестового файла «Год русского языка», расположенного на диске С:/ механики 1 курс/ Русский язык. doc/;
3, 4, 5- й слайды – толкование слов;
- выбрать дизайн (оформление) презентации.
Обучающиеся распределяются по группам, в зависимости от задания, которое выполняли дома.
Преподаватель контролирует, консультирует работу обучающихся.
Обучающиеся демонстрируют умение работать в малых группах, взаимопонимание, рефлексия, коллективное решение проблемы, взаимное обогащение знаниями, умениями и навыками, - всё это с использованием грамотной речи.
Обучающиеся создают презентацию на компьютере.
Преподаватели контролирует, консультирует обучающихся
6.
Закрепление знаний.
Просмотр презентации.
Анализ, определение видов лексических и фразеологических единиц, речевых ошибок в презентации. Качество выполнения с точки зрения компьютерной графики. Показ презентаций: «Толковый словарь», «Глоссарий профессиональной лексики», «Страницу пословиц и поговорок о труде».
Правильность оформления текстов с точки зрения русского языка и информатики и ИКТ.
8.
Обобщение и систематизация изученного материала
Кулагина В. М.Итак, знание профессиональной лексики и фразеологии способствует развитию ваших профессиональных качеств.
Кабанова Г. В. Сегодня на уроке вы показали своё умение в работе на компьютере в программе Microsoft Power Point.
Конкурентоспособный специалист должен ориентироваться в знании профессиональных терминов.
9.
Итог урока, оценка деятельности обучающихся
Оценка работы группы и каждого обучающегося.
Обучающиеся высказывают своё мнение.
10
Сообщение домашнего задания
Кабанова Г. В. Подготовиться к итоговой контрольной работе по информатике.
Кулагина В. М. Подготовить текст –описание с использованием профессиональной лексики
Обучающиеся записывают задание на дом.
Приложение 1.
Задание группе №1.
Составьте «Толковый словарь»
Электрическое поле в проводящей среде создаёт ток.
При холостом ходе ток нагрузки равен нулю, а при коротком замыкании имеет максимальное значение.
При расчёте магнитной цепи был поставлен ряд задач, которые нам необходимо было определить.
В промышленности и быту получили распространение переменные токи.
Электрическое напряжение в нашем доме теперь соответствует норме.
Мною был приобретён в магазине электромагнит.
Сдвиг фаз есть алгебраическая величина, вычислить которую нам предстоит на практическом занятии.
Для определения величины индуктивного сопротивления преподаватель предложил рассмотреть цепь.
Из формулы видно, что ёмкостное сопротивление обратно пропорционально угловой частоте.
Определите мощность лампочки при известном напряжении и токе.
Задание группе № 2.
Изучите текст и составьте «Глоссарий профессиональной лексики»
О путях повышения коэффициента мощности будет сказано далее.
Объектом изучения теоретической механики служат наделенные идеальными свойствами их
абстрактные образы – материальная точка и абсолютно твердое тело.
Теоретическая механика изучает механическое движение.
Твердое тело под действием системы сил находится в равновесии.
Зажав карандаш между большим и указательными пальцами, мы можем его вращать, двигая
пальцами в противоположные стороны, т.е. прикладывая к карандашу пару сил.
При изучении динамики узнаем, почему тела движутся именно так, а не иначе и какие
причины приводят к изменению их движения.
Механическую систему образуют Земля и Луна.
Высота поршня составляет 175мм, а масса -2780г.
Шатун изготовляют из стали.
На дизелях применяются многодырчатые форсунки.
У топливного насоса высокого давления шестеренчатый привод.
Задание группе № 3.
Составьте «Страницу пословиц и поговорок о труде».
Определите пословицу, исходя из морали басни.
Стрекоза и муравьи.
Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не собрала корму?». Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом пела, зимой пляши».
Садовник и сыновья.
Хотел садовник приучить сыновей к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал: «Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду поищите, что там спрятано».
Дети подумали, что там клад, и когда отец умер, стали рыть и всю землю перекопали. Кладу не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что стало плода родиться много больше. И они стали богаты.
Замените описательный оборот пословицей.
С работой не стоит торопиться, ещё успеется.
При виде большой работы делается страшно, а поработав успокаиваешься.
Работа, с которой знающий человек легко может справиться.
Без старания никакого труда не сделаешь.
3. Составьте пословицы из частей, чтобы получилось единое целое.
1). Маленькое дело, 2). Дела идут3). Терпение и труд..
4). Кончил дело5). Работать6). Вместе.
1). Не покладая рук; 2). Контора пишет; 3). Лучше большого безделья; 4). Всё перетрут; 5). Гуляй смело; 6). Дело спорится.
Приложение 2.
Памятка по составлению словаря
Титульный лист (вид словаря, автор). Опознавательные символы (адрес составления, количество слов). Предназначение словаря.
Строение словарной статьи (по алфавиту).
- заглавное слово;
- грамматические формы;
- толкование лексического значения слова;
- примеры употребления этого слова в предложении или словосочетании.
3. Образец. Абразив, -а. м. (спец.). Твердое порошкообразное вещество (кремень, пемза), применяемое для шлифовки, заточки. Абразивные материалы.
Памятка по составлению глоссария
Титульный лист.
Введение. Адрес составления, количество слов. Назначение глоссария. Тематический цикл.
Словарная статья. Тематическая группа. Заглавное слово. Пояснение значения слова (подбор синонимов).
Образец выполнения. Цикл №1. Материаловедение. Дислокация –линейный
дефект.
Памятка по составлению страницы
Оформление страницы.
Тематическое название.
Запись пословицы.
Пояснение значения выражения.
13PAGE 15
13PAGE 14815
Изображение 001Заголовок 2Заголовок 415