Урок по технологии на тему: Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия
Урок по технологии на тему: "Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия.
Цели урока:
образовательная –
ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани;
научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных де талей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
развивающая – развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;
воспитательная – воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности;
профориентационная – обобщить знания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
кабинет технологии;
утюг, гладильная доска;
сантиметровая лента, ножницы для ткани, булавки, иглы, угольник, линейки, мелок или мыло;
ткань для раскроя изделия.
видеофильм ''Раскрой ночной сорочки''.
Дидактическое обеспечение:
учебники: ''Технология –7 кл.'' В.Д. Симоненко; ''Технология обработки ткани 7-9 кл.'' В.Н.Черняковаучебно-техническая документация:
технологические карты;
инструкционные карты;
инструкционно-технологические карты;
информационные карты;
объект труда: ночная сорочка, сарафан, халат;
материалы для контроля знаний учащихся:
карточки-задания;
тесты;
кроссворды;
Презентация.
Методы обучения: объяснительно-наглядный, частично-поисковый: объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная;
индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: ботаника – значение растений и хвойных деревьев в жизни человека; технология 5 кл. - виды волокон, строение ткани.
Литература для учителя.
Примерные программы по образовательной области ''Технология'' В.Д.Симоненко- 2000 г.
Технология – 7 кл.- В.Д. Симоненко – 2000 г.
Технология обработки ткани –7 –9 кл. В.Н. Чернякова –1999 г.
Трудовое обучение – 7 кл.
Литература для внеклассного чтения учащихся
Ты и твоя профессия – М.А.Бендюков.
Ход урока
Организационный момент:
приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение учителем классного журнала;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу;
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания:
1. Проверить правила техники безопасности при работе с острыми и режущими инструментами.
3. Актуализация знаний учащихся:
3.1 Проверка знания материала прошлых занятий по презентации.
Предлагается познакомиться с «древними письменами», в которых пропущены гласные буквы. Ваша задача вставить пропущенные буквы, чтобы получилось слово.
В_Л_КН_ (волокна)
ТК_Ч_СТВ_ (ткачесвто)
ПР_Д_Н_ _(прядение)
_ТК_ (Утка)
Б_Л_ВК_(булавка)
П_Р_ПЛ_Т_Н_ _(переплетение)
Д_Л_В_ _(долевая)
ТК_НЬ(ткань)
2. Разгадать кроссворд
1 М Е Л 2 У Т К А 4 О Ш Н Л 3 К Р О М К А 4 И Г О Л Ь Н И Ц А О Ж И Р 5 6 Н Я М В Н И А О И 7 Ц 5 Н А П Е Р С Т О К
6 С П И Ц Ы О К Р 8 Т К А Н Ь
Я 9 8 Н Ж 7 П Р И Б А В К И И А У Г К К Л А 9 Б У Л А В К А В А По вертикали. 1. Застежка – веселая дорожка. 2. У кошки – брюшко, а у иголки -… 3. Пусто, как в дырявом …4. Два конца, два кольца, посередине – гвоздик. 5. Он бывает стойкий, а также отложной и даже меховой. 6. Лучшая подруга иголки. 7. Из волокна получается, никогда не кончается. 8. Её ищут в стоге сена. 9. Работаешь спустя …
По горизонтали: 1. Им рисуют на доске и на ткани тоже. 2. Нить, проходящая поперек ткани… 3. По краю ткани встречается, никогда не осыпается. 4. В ней хранятся иголки. 5. Шляпа для пальца. 6 Веселые сестрицы, нить перебирают, свитер собирают. 7. Они необходимы для свободы движения. 8. Нитка с ниткой переплетается, … получается. 9. «Головастая» иголка для скрепления ткани.
4. Изложение нового материала.
Сообщение познавательных сведений.
Перед раскроем изделия надо подготовить выкройку к раскрою.
На всех элементах выкройки необходимо написать название изделий, его размер и рост, название деталей и их количество.
Написать на выкройке название основных конструктивных линий и срезов.
Показать на каждой детали стрелкой направление долевой нити.
Поставить величину припусков на швы в сантиметрах к каждому срезу.
Нанести контрольные точки для более точного соединения.
Кроме того, перед раскроем необходимо подготовить к раскрою ткань.
Определить ткань по волокнистому составу.
Как мы может это сделать? ( по внешнему виду, по цвету, по гладкости, по горению, по блеску и т.д.)
Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.
Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка ткани и его характер, для того чтобы все это учесть при раскладке выкроек. Проверить дефекты.
Как определить нить основы? (по звуку, по растяжению, по кромке)
Как определить лицевую и изнаночную стороны? (по цвету, по блеску, по ворсу, по дефектам, по кромке)
Проутюжить ткань.
Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть. (если ткани много)
Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.
Для чего выравнивают край? (Для того чтобы, край был ровный)
Раскладка деталей выкройки на ткани.
При раскладке выкроек надо учитывать некоторые свойства ткани.
Из жестких, упругих тканей выкраивать проще, чем из легких, сыпучих и скользящих.
Особое внимание при раскладке обратите на ткани с односторонним направлением рисунка. Здесь надо следить, чтобы на всех деталях изделия рисунок был направлен в одну сторону.
В ворсовых тканях проверяют направление ворса и оттенка. При раскрое из вельвета и бархата детали выкроек раскладывают последовательно в направлении ворса снизу вверх.
На тканях в полоску и клетку детали выкроек расположите так, чтобы в местах соединения деталей (на швах) полоска или клетка совпадали по цвету, ширине и проходили точно по середине полочки и спинки.
Способы раскладки ткани.
Раскладку выкроек на ткани проводят двумя способами: в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь; в разворот- ткань развернута в ширину.
Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.
Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо , чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку.
Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.
Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.
Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом.
Закрепление знаний учащихся.
Сделать раскладку на бумаге в м 1:4. Взаимоконтроль.
Выбрав рациональную раскладку выкроек, учащиеся приступают к практической работе.
Физкультминутка.
Практическая работа ''Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой''.
Показ учителя
Вводный инструктаж:
Проверить качество ткани: нет ли разрывов, пятен, дефектов
Определить лицевую сторону, характер рисунка, направление долевой нити.
Сложить ткани лицевой стороной внутрь, используя более экономичную раскладку.
Выровнять поперечный срез помощью угольника, провести меловую линию.
Наложить выкройку изделия серединой к сгибу ткани, отступив от выровненного поперечного среза на величину припуска, указанного на выкройке и приколоть ее.
Обвести контур выкройки.
Отложить припуски на обработку верхнего и боковых срезов нижней части изделия и провести меловые линию.
Проверить правильность раскладки деталей выкройки и ткани: направление долевой нити и рисунка, соответствие припусков, указанных на деталях выкройки.
Раскроить изделие.
Повторение техники безопасности
Подготовка рабочего места (очистить столы, оставив только швейные принадлежности, встав около стола)
Самостоятельная работа учащихся.
Задание 1. Выполнить практическую работу до пункта «Раскрой»
Контроль.
Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?
Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?
Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?
Правильно ли даны припуски?
Задание 2. Произвести раскрой.
Контроль.
Все ли детали кроя в наличии?
Нанесены ли контрольные точки по линии талии.
Равномерны ли припуски на швы?
Указано ли направление долевой нити ткани.
6.2. При проведении самостоятельной работы учащихся учитель производит.
6.3. Текущий инструктаж (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
6.3.1. Формирование новых умений:
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
Усвоение новых знаний.
проверка правильности использования использования учащимися учебно-технической документации;
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
6.4. Целевые обходы рабочих мест учащихся:
Первый обход: инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и заданий;
Второй обход: концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
Третий обход: проверить правильность ведения самоконтроля.
Четвертый обход: проверить правильность соблюдения технических условий в работе. Произвести приемку и оценку работ.
Заключительный инструктаж.
7.1. Закрепление изученного материала.
а) задание на выбор правильной последовательности.
б) тест: Раскрой.
7.2. Подвести итоги работы – сообщение о достижении целей урока.
Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; сообщить оценку качества работы каждого учащегося;выставить оценки в журнал и дневники учащихся.
Отметить, кто из учащихся добился отличного качества работы.
Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учащихся.
Сообщение о теме следующего урока: подготовка деталей кроя к обработке; подготовка изделия к первой примерке.
Задание учащимся на подготовку к следующему уроку:а) Принести: крой, швейные иглы, портновские булавки, мелок или мыло, белые нитки.б) повторить технологию обработки кроя копировальными стежками.
8. Уборка рабочих мест.