Методическая разработка №Предметная неделя биологии
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №8
Красноармейского района Волгограда»
_____________________________________________________________________
Областной конкурс профессионального мастерства
учителей биологии и экологии
«Творческая мастерская»
конкурс методических разработок
«Творческая мастерская»
Неделя биологии
в современной школе
Автор: учитель биологии
высшей квалификационной категории
МОУ Гимназия №8 г. Волгограда
Бабич Юлия Михайловна
Волгоград 2016
«То, что было интересно на уроке,
хочется изучать и после звонка»
(ученик)
Введение
На редкость правильное замечание
Вопрос о том, как повысить мотивацию у современных детей к изучению предмета школьной программы являлся актуальным для учителей всегда. Один из путей решения проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Форм внеклассной работы множество, но одной из них является предметная неделя. Нет необходимости останавливаться на том, чему способствует хорошо организованная и интересно проведенная неделя. Об этом написано во многих методических изданиях, а такие книги как «Внеклассная работа по биологии», «Активные формы преподавания биологии», «Занимательная биология» и др. есть в личной библиотеке каждого учителя. Отметить нужно, что при проведении предметных недель по биологии в современной школе педагоги сталкиваются с некоторыми трудностями:
низкий процент вовлеченных обучающихся среднего и старшего звена (большинство предпочитают отсиживаться в болельщиках);
викторины, конкурсы и др. мероприятия подростки зачастую считают «играми», которые не соответствуют их возрасту и интересам, а потому образовательный эффект от них невелик;
большое количество запланированных мероприятий снижает качество их проведения, а затянутая предварительная подготовка может снивелировать ощущение событийности мероприятия.
Чем же вызваны указанные выше трудности в организации и проведении предметных недель:
устаревшее содержание проводимых мероприятий (ребусы и монограммы, кроссворды и криптограммы не вызывают у современного школьника большого познавательного интереса);
учет возрастных особенностей обучающихся при подборе содержания конкурса (так, конкурс «Лучшая тетрадь по биологии» не актуален для восьмиклассника);
чрезмерная насыщенность мероприятиями (пусть в параллели будет проведено одно мероприятие, но оно станет ярким образовательным событием для школьников с наградами, фоторепортажем, интервью победителей).
Изложенная информация субъективна, но она основана на многолетнем опыте работы автора в направлении организации массовых внеклассных мероприятий по предмету. Представленная методическая работа - это попытка проанализировать и систематизировать (по материалам педагогических изданий, форумов, сайтов) накопленный опыт работы учителей-предметников в организации предметных недель и разработать примерный план проведения школьной недели биологии с учетом особенностей современной школы и ее ученика.
Обобщенная структура планирования и проведения школьной
недели биологии
В настоящее время в школах стали традиционными недели (дни, декадники) биологии, экологии. Содержание таких мероприятий связано с тем, какие предметы выносятся на неделю: биология и химия; биология, география, химия (физика), неделя естествознания.
Подготовка предметной недели включает в себя 3 этапа:
1й этап – планирование:
рассмотрение вопроса о проведении предметной недели на заседании методического объединения, утверждение состава творческой группы педагогов;
составление плана проведения предметной недели, разработка положения;
утверждение приказом на методическом совете школы решения о проведении предметной недели.
2й этап - проведение мероприятия
Анализ методической литературы [1,2,3], информации по данному вопросу на личных сайтах учителей биологии [4,5,6], форумах [7,8], сайтах педагогических сообществ [9,10] позволяет говорить об отработанной годами структуре плана проведения предметных недель (схема 1)
В арсенале педагогов накоплено множество форм и методов (КВНы, конференции, устные журналы, ребусы, кроссворды, монограммы, беседы, музыкальные вечера, викторины и др.). Современные требования к образовательному процессу способствовали расширению набора применяемых методов (интерактивные олимпиады, он-лайн задания и тд.), усовершенствовано техническое обеспечение проводимых мероприятий (мультимедийное оборудование, цифровые микроскопы и образовательные ресурсы и др.)
Схема 1 Универсальная структура плана проведения предметной недели по биологии
Открытие Недели Биологии
(информационная поддержка предстоящего мероприятия)
Мероприятия для возрастной категории
(не более 1го)
1й день
2й день
3й день
4й день
5й день
6й день
Начальная школа
5-6 класс
7-8 класс
9 класс
10-11 класс
Подведение итогов, награждение победителей
Мероприятия, проходящие в течение всей недели (не более 2х)
Открытые уроки, мастер-классы, нестандартные уроки
Мероприятия общественно-значимые (не более 1х)
Мероприятия предпрофильного характера
(не более 2х)
Мини-конкурсы
(проходят в течение надели или 2-3 дня)
Например:
Эрудит урока
Например:
Лучшая
тетрадь по биологии
Например:
Составь задачу по биологии
Например:
Конкурс электронных презентаций
Мероприятия для выпускников
3й этап – анализ и оценка проведенного мероприятия
Анкетирование учащихся, классных руководителей, анализ полученных результатов, выводы.
Учет положительных, удачных моментов Недели;
Анализ отрицательных проявлений, их причины.
Перспективный план предметной недели на следующий учебный год
Таким образом, как любое другое мероприятие предметная неделя имеет основные этапы ее организации и проведения. Многочисленные формы работы во время недели биологии можно свести к некоторому структурному плану. Остальное - это многогранная работа, мастерство, творческий подход к делу педагога или творческой группы учителей.
Авторская разработка плана проведения недели биологии со сценарными разработками одного дня
Информационное сопровождение предметной недели
Цель: привлечь внимание школьной общественности (обучающихся, учителей-предметников, родителей) к предстоящему событию, реклама планируемых мероприятий недели.
Способы:
Размещение информации на школьном сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Обучающиеся, владеющие информационной компетенцией, вывешивают в социальных сетях «В контакте», «Одноклассники» электронные баннеры.
На информационном стенде - объявление, план мероприятий Недели
Ученический актив
Цель: формирование творческой познавательной самостоятельности, выявление и подержание одаренности у детей, воспитание коммуникативных и организаторских навыков школьников.
Группы формируются из учащихся 7-11 классов, с которыми проводится предварительная работа, даются инструкции, разъясняются обязанности, определяются атрибуты каждой группы хелперов (банданы, эмблемы, галстуки, бейджы и тд.)
Структура и обязанности
актива
Информаторы
Обеспечивают информационное сопровождение предметной недели на всех ее этапах
(выпуск плакатов, баннеров, РR – буклетов, проводят анкетирование, соцопросы)
Организаторы
Учувствуют в подготовке мероприятия, осуществляют подборку научного материала, являются ведущими или помощниками во время проведения
Статисты
Ежедневно подводят итоги мероприятий, спланированных в течение всей недели
(викторин, выставок и дт), выявляют самых активных участников дня, недели
3. План проведения предметной недели биологии
День недели
Мероприятия для возрастной категории
Мероприятия, проходящие в течение всей недели
5-11 кл
Открытые уроки, мастер-классы, нестандартные уроки
Миниконкурсы
( в течении недели для каждой параллели классов)
Мероприятия предпрофильного характера
Мероприятия для выпускников
Мероприятия общественно-значимые
1
Метапредметная викторина
«Естествознание»
5 классы
«По страницам журнала «Science»
- иллюстрированная выставка достижений в области естествознания.
5-11 классы
«Интервью для журнала «BioExplorer»
Учащиеся придумывают вопросы для интервью у живого организма
5 классы
Посещение анатомического
музея ВМА
Школьный исследовательский проект
«Ликвидация экологической безграмотности»
экологическая маркировка товара, ее содержание
7-8 классы
(Приложение 1)
2
«Удивительные опыты
с растениями»
практикум
6 класс
«Ноу-хау - Знаю как!»
Конкурс на лучшее содержание шпаргалки по пройденной теме
7- 8 классы
День открытых дверей на факультет ЕГФ
ВГСПУ
(встреча с преподавателями кафедр)
3
Дискуссионный клуб «От Пандоры до Земли»
Проблема антропогенного воздействия и его последствия
10 (11) классы
(Приложение 3)
Открытый урок
(за страницами учебника)
«Этот левый, правый мозг»
асимметрия полушарий головного мозга
8 класс
(Приложение 1)
«Рейтинг эрудитов»
6 класс
Работа с электронным лабораторным практикумом по ботанике
В течении недели выставляется рейтинг учащихся в баллах, полученных при работе с ЦОР
Посещение анатомического музея
ВМА
4
Телемост с учащимися другой школы по профилактике алкогольной и наркозависимости
«Освободись!»
9 класс
«ФСПИ»
(Федеральная служба поиска информации)
9-11 классы
Предлагается учащимся сделать подборку интернет сайтов по нужной тематике.
«Сегодня ты ландшафтный дизайнер»
Знакомство с профессией, составление проекта озеленения территории в программе
«Landscape Designer» русская версия в 3D графике, русская версия
9 класс
5
7-8 классы
6
Подведение итогов
Приложение 1
Конспект урока в нетрадиционной форме: урок-самопознание
«Этот левый, правый мозг»
(асимметрия полушарий головного мозга)
Актуальность
Реализация принципов личностно-ориентированного обучения имеет одну из сторон проявления: значимость изучаемого материала, его смысловая ценность для обучающегося в его повседневной жизни. Курс «Анатомии, физиологии и гигиены человека» особенно благоприятен для вопроса самопознания, личных открытий, преломления теоретических знаний предмета через призму индивидуальных особенностей личности, как физиологических, так и психологических.
Степень новизны основной цели
Урок-самопознание имеет большой обучающий потенциал. Уход от абстрактного среднестатистического человека. Изучение самого себя – дело всегда интересное. Мотивация обучающегося переходит с внешней во внутреннюю: все, что делается на уроке важно именно для меня. Кроме того, сохраняется практико-ориентированных характер курса, развиваются навыки исследовательской деятельности.
Результаты применения:
систематическое применение активных форм обучения позволит сделать мотивацию к предмету более стойкой («Ученик без желания учиться, как птица без крыльев»)
у обучающихся постепенно сформируется метод мышления, основанный на поиске информации, ее анализе.
повысится процент участия школьников в предметных олимпиадах по биологии разного уровня, в конкурсах исследовательских работ.
повысится уровень внеаудиторной занятости учащихся по предмету и качество проводимых занятий (кружки и факультативы по предмету)
активнее будет осуществляться формирование учебно-познавательных, информационных компетенций школьников, их личностное совершенствование.
Подробный конспект урока
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
образовательный аспект:
сформировать у учащихся представление об асимметрии полушарий головного мозга;
установить взаимосвязь асимметрии мозга с конкретным восприятием окружающего мира;
закрепить знания о строении коры полушарий мозга.
развивающий аспект:
продолжать развивать умение проводить исследовательскую работу, объяснять результаты эксперимента, делать выводы;
научить вести учётные записи проводимого исследования;
совершенствовать навыки работы с раздаточным материалом, умение использовать его своевременно и по назначению.
воспитательный аспект:
создать условия для воспитания и развития рефлексивных качеств личности (самопознание, самовыражение, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию);
воспитывать культуру общения (взаимоуважение и принятие мнений другого) и культуру речи, эстетические взгляды и вкусы.
1. Организационный момент, приветствие.
2. Актуализация знаний, постановка целей урока.
- Ребята, вы каждый день приходите в школу, садитесь за парту и начинаете учиться. А вы замечали как вы учитесь? Я не про оценки!
1 Например, учитель объясняя материал записывает его на доске схему. А теперь та же информация, но в рисунке. Или в тексте.
Поднимите руки те, кому легче запомнить схему? материал в рисунке? или текст? А кому легче устно рассказать материал, чем его писать? А теперь те, кто говорят: «Рассказать! Нет. Можно я напишу!»
Доска – тёмная и на светлый мел. Скажите, кому нравиться такое сочетание? А кому приятнее такая цветовая гамма – светлая доска и тёмный маркер?
Ребята, отвечая сейчас на мои вопросы, вы не только рассказывали мне о себе. САМОПОЗНАНИЕ и станет сегодня целью нашего урока!
\
3. Изучение нового материала.
- Ребята, вероятно по тем материалам, которые лежат у вас на партах, по оборудованию нашей аудитории вы догадались строение какого органа поможет нам познать себя?
(головной мозг)
- И тему урока я назвала для вас «Этот левый, правый мозг»
А знаете с чего мы с вами начнем? С того, как возникла проблема полушарности?
Ещё в 19 веке возникло представление о том, что левое и правое полушария по разному получают, хранят и перерабатывают информацию от органов чувств. Но было мало экспериментальных доказательств.
И вот в 1865 г (141 год назад) французский анатом Поль Брока вскрывает череп умершего больного, который мог писать, читать, но не мог произнести ни слова. Язык его не слушался! В лобной доле левого полушария врач обнаружил поражение нервной ткани, которое привело к нарушению речи. Если такие поражения будут в правом полушарии, речь не нарушиться. И Поль Брока заявляет на весь мир : « Мы говорим левым полушарием!»
Это открытие положило начало многочисленным экспериментам. И в 1981г американскому учёному Роджер Сперри была присуждена Нобелевская премия за открытия специальных функций полушарий мозга
И в биологии появляется новое понятие
АСИММЕТРИЯ.
-- Понятие СИММЕТРИИ для вас знакомо из курса математики, биологии. Давайте вспомним, что оно означает.
- А в слове АСИММЕТРИЯ часть слова А означает отсутствие одинаковости, преобладание одной части над другой. Так что же называют АСИММЕТРИЕЙ ФУНКЦИЙ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА? /это распределение познавательных функций между полушариями мозга./
Вопросы дальнейшей беседы:
У человека сколько полушарий? Какие?
Они работают одинаково? А как?
Если у человека преобладает левое или правое полушарие, то как его можно назвать?
а если правое? Значит различают два типа людей: левополушарный тип и правополушарный.
- Если мы сегодня стремимся к познанию себя, то не появился ли у вас вопрос:какое полушарие преобладает у меня? - кто я в этом мире, какой?
Актуализация имеющихся знаний.
У вас уже есть знания о строении коры полушарий мозга, ведь именно она отвечает за то, как мы воспринимаем окружающий мир! Вспомним эти знания вместе.
1 на коре есть углубления, которые называются борозды. На какие участки они делят кору? (доли)
2 назовите доли полушарий? (теменная, затылочная, височная, лобная)
Вспомнив строение коры полушарий мозга, мы начинаем самое интересное определять своё преобладающее полушарие!
Исследование мы будем проводить по 3 видам асимметрии:
двигательной
зрительной
слуховой
Вы будите заполнять «Карту изучения видов асимметрии» Я вам буду предлагать пробы (их названия написаны в карте. Рядом с пробой вы будете ставить букву «П» , если делали что-то правой стороной тела (рукой, глазом и т. д.), а «Л» - если левой.
КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ВИДОВ АСИММЕТРИИ
Двигательная асимметрия
Название теста
Письмо
Аплодисменты
Поза Наполеона
Руки в «замке»
Поворот корпуса
Ведущая сторона тела (орган)
Вывод: преобладает полушарие
ЗРИТЕЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ
Пистолет ______________________________________________________________________
Вывод: преобладает полушарие
СЛУХОВАЯ АСИММЕТРИЯ
Тиканье часов __________________________________________________________________
Вывод: преобладает полушарие
Начинаем с изучения двигательной асимметрии
Отметьте в карте какой рукой вы пишите при письме?
-Ребята, если есть левша в классе?
Вас переучивали работать справой рукой?
наш мир праворукий – начиная от дверной ручки, заканчивая автомобилем – трудно вам в нем? Приспосабливаетесь?
Оказывается на планете 10й человек – левша. Среди них были и есть сегодня знаменитые личности.
Юлий Цезарь и Наполеон, Леонардо Да Винчи (он писал справа на лево и его записи долгое время не могли прочитать, пока не поднесли изображение к зеркалу) и Микелеанджело, который расписывал часовню в Сикстинской капелле двумя руками)!
Сегодня леворукость не дефект, а признак большого таланта!
Поаплодируйте так как вы это делаете на концерте или спектакле. Какой рукой вы сильнее стучите по другой? Отметьте в карте.
Примите позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука лежит сверху?
Сцепите руки в замок. Помните как вы просите «Хоть бы я 5 по алгебре получил!» Большой палец какой руки лежит у вас сверху? отметьте результат в карте.
Встаньте и выйдите из за парт, повернитесь ко мне спиной. Я произнесу громко слово и вы обернётесь ко мне, но не сходя с места.
Какой стороной корпуса вы повернулись?
Это был тест на двигательную асимметрию. Запишите его результат.
Подведём итог. Посчитайте, сколько раз вы проделали тесты правой стороной тела и сколько – левой? Определим ваше ведущее полушарие двигательной асимметрии.
Двигательная зона располагается в лобной доле коры полушарий. Раздражение нейронов этой зоны вызывает движение мышц кисти рук, туловища. Нервные импульсы от правой части тела идут в двигательныцентр правой части тела, а от левой – в правое полушарие.
В схеме нарисуйте направление нервных путей сами!
Делаем вывод: какое полушарие у вас преобладает. Если вы тесты больше выполняли правой стороной тела, то преобладает ЛЕВОЕ полушарие, и наоборот.
Запишите вывод в карту.
Изучение ЗРИТЕЛЬНОЙ асимметрии.
- Есть верный способ определить ведущий глаз. Сделайте из двух рук пистолет, кончики пальцев – мушка (прицел). Выберите мишень. Зажмурьте то правый глаз, то левый. Тот глаз, при котором мушка смещается будет ведущим. Запишите это в карте.
Определим ведущее полушарие при зрительной асимметрии.
Нервные импульсы, возникающие на сетчатке глаза, поступают по зрительному нерву в зрительную зону затылочной области. Вы видите, что зрительные пути (что делают?) пресекаются.
На схеме дорисуйте направления нервных путей. Сделайте вывод о преобладающем полушарии и занесите его в карту.
И последний вид асимметрии СЛУХОВАЯ.
Определим ведущее ухо. Представьте у вас на столах лежат часы. Послушайте их, но только не берите в руки!
Запишите в карте, каким ухом вы приложили часы, чтобы их послушать.
Снова определим преобладающее полушарие при этом виде асимметрии.
Возбуждение клеток улитки передаются по слуховым нервам в слуховую зону височной доли мозга. Причём большинство слуховых путей пересекаются.
Сделайте вывод о преобладающем полушарии и занесите его в карту.
Итак, мы закончили экспериментальную часть нашего исследования и приступаем к оценке результатов.
Посмотрите, какое полушарие оказалось у вас ведущим из трёх видов асимметрий.
Поднимите руки «ПРАВОПОЛ», спасибо. А теперь «ЛЕВОПОЛУШАР».
Мы ставили с вами цель не просто определить преобладающее полушарие, но и узнать как это зависит на нашу способность воспринимать мир.
- Вот вам характеристики правополушарного и левополушарного типов людей, выявленные наукой. Познакомьтесь с ними.
Находите ребята там себя? Помните, что наши выводы не абсолютны, то есть не на 100% правильные. Мы лишь приблизились к истине, раскрывая загадки самих себя.
4. Закрепление изученного материала.
Обратимся к искусству. Сначала к музыке
- Произведения ПРАВОП композиторов отличаются лёгкостью, красочностью звуков, внутренним оптимизмом.
Работы ЛЕВОП композиторов масштабны, звуки инструментов сильные, музыка напориста.
Прослушайте отрывки из двух музыкальных произведений:
первое – 40-я симфония австрийского композитора В. Моцарта.
Второй взят из произведения испанского композитора М. Равеля.
- По характеру музыки определите, кого из композиторов можно отнести к право-, а кого к левополушарному типу – Моцарта или Ровеля?
А теперь посмотрим картины.
Первая - знаменитого голландского художника Винсента Ван Гогаэ
«Красные виноградники в Арле»
Вторая – Пабло Пикассо « Девочка на шаре»
Левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета.
Картины ПРАВОПОЛ художников отличаются свежестью палитры, большим числом световых решений, эмоциональностью, теплыми тонами. Как вы дуете, глядя на эти произведения, кого из художников можно отнести к право-, а кого к левополушарному типу – Ван Гога или Пикассо?
- Ребята, наши полушария работают по разному, но только их не разрывная связь друг с другом даёт нам полную картину мира.
Есть одно упражнение для одновременного включения обоих полушарий с тем, чтобы сделать себя гармоничной личностью. Встаньте и выйдите из-за парты. Выпрямите спину. Поднимите правое колено и дотроньтесь до него левой рукой. Опустите правую ногу. Поднимите левое колено и дотроньтесь до наго правой рукой. И так несколько раз в удобном для вас темпе.
- Итак, у кого сначала не получалось? Это связно с большим развитием одного полушария. Но постепенно вы включаете в работу два полушария и тренируете к гармоничной работе.
Заключение и подведение итогов урока
Список литературы:
Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер «Мозг, разум и поведение» – М.: Мир, 1988 г.
Сиротюк Л.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.
Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических отделений ХГУ / Сост. Е.В.Заика. - Харьков: ХГУ, 1992. - 52 с.
Приложение 2
Школьный исследовательский проект
«Ликвидация экологической безграмотности» или
«Экологическая маркировка товара и ее содержание»
Цель: научиться определять по информации на упаковках товары, которые не загрязняют окружающую среду. Оказать помощь учащимся школы в овладении навыков экологической культуры товаров.
Задачи:
Изучить информацию об экологических знаках. История возникновения экологической маркировки.
Проверить на товарах широкого потребления отечественных зарубежных производителях наличие маркировки. Определить насколько данные продукты не вызывают разрушения озонового слоя атмосферы, не содержат фреоны и др. веществ, легко утилизируется их упаковка.
Проанализировать среди учащихся школы (анкетирование) наличие знаний об экомаркировке, их применение в жизни.
Провести просветительскую работу, выпустить информационные раздаточные или демонстрационные материалы.
Рабочие группы проекта.
Исследователь
Социологи
Экологи
Итоги работы исследователей.
В конце XX века Международная Организация по Стандартам (ISO) разработала универсальный набор стандартов ISO 14000. В 2001 году в мире прошли такую сертификацию 37 000 компаний в 112 странах мира, в России - 20 промышленных предприятий. Предприятия, прошедшие международную сертификацию, занимают более выгодные позиции на мировом рынке, а поэтому увеличивают свои доходы. Но главное - это позволяет сохранить мир, в котором мы живем!
Экомаркировка позволяет выделить ту продукцию, которая произведена по экологически чистым технологиям. С 2001 года в Европейском союзе введена и действует единая экомаркировка (эко-лейбл), так называемый экоцветок. Присваивается товарам и производителям, которые удовлетворяют требованиям экологических стандартов (незагрязнение окружающей среды в процессе производства и утилизации, несодержание вредных веществ и т.д.). Сейчас она присвоена нескольким сотням наименований товаров по всей Европе.
Некоторые знаки не являются свидетельствами экологически чистых товаров. За пределами той или иной страны знак никакого положительного смысла не имеет.
Некоторые знаки ставятся на пластиковых изделиях, которые могут быть переработаны промышленным образом. Она помогает компаниям, которые занимаются переработкой пластмассовой тары, соответственно ее сортировать.
Примеры знаков, применяемых в существующих системах сертификации встречающихся на территории России
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Знак соответствия Системы обязательной сертификации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Экологический знак Международного экологического фонда
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Экологический сертификат
Знаки, отражающие экологическую безопасность для человека и окружающей среды изделий в целом или их отдельных свойств:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
"Голубой Ангел" (Германия)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
"Белый лебедь" (Скандинавские страны)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
"Экологический выбор" (Канада)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
"Эко-знак" (Япония)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Экознак Европейского Союза
Информация о натуральности или органическом происхождении продукции:
Вопросы для проведения анкетирования среди обучающихся школы:
Цель: выяснить уровень экологической потребительской культуры.
Вопросы:
На какую информацию на упаковке товара вы чаще всего обращаете внимание?
Слышали ли вы об экологической маркировке товаров?
Какие знаки из предложенных вам известны? Что они обозначают? (предлагаются знаки, которые встречаются чаще всего на товарах)
Какое значение имеют для покупателя?
Каким образом вы внесете свой вклад в сохранение планеты, если будите учитывать экознаки на упаковках товаров, которые покупаете?
Дискуссионный клуб
Тема «От Пандоры до Земли»
Проблема антропогенного воздействия и его последствия
10 (11) классы
Кроме виртуальных решений, которые стали возможными благодаря [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] камерам, «Аватар» заключает глубокую философскую идею. Это история формального отступничества, которое оказывается нравственным прозрением. Она преподнесена максимально пронзительно и заставляет глубоко сопереживать главному герою и нави, раскрывая перед ними удивительный мир гармонии и красоты. Заставляет равняться на лучшее, что есть внутри нас.
Цель: показать возможные последствия антропогенного влияния на планету Земля на примере экологической и человеческой катастрофы на планете Пандора в фильме Дж.Кэмерона «Аватар»
Задачи:
Раскрыть основные экологические проблемы человечества, спрогнозировать их последствия для жизни.
Провести аналогию с таковыми проблемами вмешательства человека в экосистему другой планеты. Показать влияние человеческой жадности, алчности, абсолютного непонимания законов природы на разрушение биосферы и Пандоры, и Земли.
Создать условия для формирования у старшеклассников коммуникативных навыков, умение грамотно выражать свои мысли, идеи, аргументировано приводить доказательства.
Повысить экологическою ответственность обучающихся перед будущим Земли.
Предварительная подготовка
Розданы мини-задания:
Проблемы загрязнения основных географических оболочек Земли. Прогнозируемые последствия.
Уникальность планеты Земля.
Особенности природы планеты Пандора, аналогии с Землей.
Развитие прогресса – увеличение человеческих потребностей.
Экологическая катастрофа Пандоры
Для мероприятия сделать закладки на версии фильма, записанной на компьютере в классе (перед уроком) или вырезать фрагмент (воспользоваться готовым с сайта Pandorapedia [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Возможно обращение к компьютерной игре «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
.
Список источников информации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Предметная неделя биологии в школе.
Издательство: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2007 г
Литвинова Л.С.Нравственно-экологическое воспитание учащихся. Методика. 5-11 класс. Издатель: 5 за знания, 2007 год, 208 стр.
Савашкевич Л.Е.Предметные недели и открытые уроки. Биология, химия, география, экология: Издательская группа АСТ, 2009 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Личный сайт учителя биологии МОУ "Гимназия №90" г.Казани Татьяны Карповы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Личный сайт учителя биологии и географии Лотоцкой Е.Г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Личный сайт учителя биологии ГОУ "СОШ №952" г.Москвы Лукьянова Алексея Юрьевича.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Педсовет, форум учителей биологии, географии, химии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Учительский портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сеть творческих учителей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Открытый класс