Доклад для урока истории на тему Введение в курс истории России (6 класс)
ГЕРАЛЬДИКАНазвание этой вспомогательной исторической дисциплины происходит от лат. Негаldus – глашатай. Основным объектом геральдического исследования является герб (от польского herb, старочешского – herb, от немецкого – наследство). Гербы могли принадлежать отдельным лицам, городам, областям, государствам; в средние века – различным ремесленным корпорациям – цехам, купеческим гильдиям и т. д.
Основной задачей геральдики как вспомогательной исторической дисциплины является атрибуция (определение принадлежности) гербов, на основе которой можно установить дату и место производства того или иного предмета материальной культуры, имеющего изображение герба.
Гербы помещались на вооружении, доспехах, одежде, мебели, коврах, посуде, ларцах, каретах, печатях, монетах, бумажных деньгах, на архитектурных сооружениях в виде художественной ленки, на витражах, на фресковой росписи потолков и стен дворцов. Гербы использовались в качестве украшений на надгробных плитах, причем там они заменяли соответствующие надписи. По гербу можно многое узнать о владельце вещи, например его титул. Частные гербы имели изображение головного убора, которое помещалось над щитом в виде короны (княжеской, графской, баронской, дворянской) или шляпы для духовных лиц. Герб помогает в определении экономических, культурных, родственных связей, династических браков, демографических процессов внутри господствующего класса.
Происхождение гербов. Обязательной частью герба является гербовая эмблема. Появление эмблем – условных символических изображений каких-либо понятий, идей и т. д. – относится к глубокой древности. Они зародились в странах античного мира и первоначально олицетворяли отвлеченные понятия, например: сова – мудрость и др. Затем такие изображения стали знаками-символами древнегреческих городов-государств и их колоний: Афины – сова, Коринф – пегас. Их стали помещать на монетах, печатях и других предметах, но они еще не являлись гербами. Отличительные знаки стали превращаться в гербовые эмблемы, когда они стали приобретать наследственный характер.
Было две главные причины появления гербов. Первая из них связана с повсеместным введением рыцарского шлема с закрытым забралом, т.е. особенностью средневековых военных доспехов, скрывавших лица воинов во время военных действий и турниров. Таким образом, рыцарские турниры – очень популярные в средневековой Западной Европе военные состязания – привели к появлению на щитах рыцарей различных отличительных изображений. Постепенно эти отличительные знаки стали наследственными, родовыми.
Вторая причина появления гербов связана с развитием социальных процессов в средневековом обществе, с усилением консолидации и иерархизации господствующего класса. Гербы были призваны четко обозначать место их обладателя, его сословие (отличие), профессиональную принадлежность, право на владение землей, положение внутри господствующего класса. Герб получил правовой аспект: если в него включалась эмблема какой-либо земли, то это расценивалось как знак владения этой землей, и с помощью эмблематики герба можно было выиграть судебный процесс.
Массовость употребления гербов вызвала к жизни потребность в лицах, специально занимавшихся геральдикой. Ими стали представители сеньоров – герольды. Они ведали церемонией турниров, составлением гербов, дипломатическими переговорами, обменом пленными. Сначала герольды на память знали, кому принадлежит каждая гербовая эмблема. Но со временем гербов становилось все больше, и они становились более сложными. Стало невозможно держать в памяти такое большое количество информации. Тогда стали появляться трактаты и справочники о гербах.
Материалы, из которых мы узнаем о самых ранних европейских гербах, делятся на вещественные (изобразительные – сами гербы) и письменные (родовые книги, судебные постановления, хроники).
9.2. Теоретическая геральдика.
Основные геральдические термины и понятия
Предметом теоретической геральдики является совокупность правил и приемов составления гербов, без знания которых невозможно их правильное «прочтение» и определение.
Главной частью герба является щит. Различают несколько видов геральдических щитов: французский – четырехугольной формы с заострением внизу в середине. Высота такого щита должна быть равной 9/8 его ширины; испанский – тех же размеров, что и французский, но с плавно закругленной нижней частью; варяжский – треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами; итальянский – овальной формы и германский – щит вычурно вырезанной формы. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита.
Гербы составлялись из металлов, эмалей (финифти) и мехов. Из металлов употреблялись только драгоценные – золото и серебро. Использовались финифти пяти цветов – красного, голубого или лазоревого, зеленого, пурпурного и черного. Основное правило составления герба запрещало накладывать металл на металл и финифть на финифть.
Графическое изображение металлов, финифтей и мехов. Золото передавалось черными точками по белому полю, а серебро – белым, незаштрихованным полем. Цвета финифтей изображались соответствующими красками, а графически следующим образом: красный цвет – вертикальными линиями, голубой – горизонтальными линиями, зеленый – диагональными линиями справа налево, пурпурный – диагональными линиями слева направо, черный – пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. При этом надо обязательно учитывать, что в геральдике правой стороной щита является левая от зрителя. При изображении на гербе человека мог употребляться телесный цвет.
Из мехов при составлении герба употреблялись горностаевый и беличий. Первый графически изображался черными значками в виде хвостиков по белому полю, второй – голубыми фигурками, по форме напоминающими разделанную и развернутую по белому полю беличью шкурку. Горностаевый мех изображался более сложными стилизованными фигурами. Иногда горностаевый мех изображался белыми значками по черному полю; в этом случае мех назывался противогорностаевым.
Геральдические цвета, металлы, меха имели в средние века свою внутреннюю иерархию. Наиболее благородным из цветов считался красный, наиболее низким – черный цвет; из металлов самым почетным был золотой, из мехов – горностаевый.
Щиты могли быть одноцветными или многоцветными, В последнем случае они разделялись на части, передававшиеся различными цветами. Щит, разделенный пополам по вертикали, называется рассеченным; разделенный пополам по горизонтали – пересеченным; разделенный на две части из угла в угол – скошенным справа или слева. Щит, разделенный одновременно по вертикали и по горизонтали, является одновременно и рассеченным, и пересеченным.
Фигуры, помещавшиеся на щите герба, делятся на геральдические и негеральдические. Различают шесть основных геральдических фигур:
глава щита – 2/7 его длины сверху дается другим цветом; если пропорция была меньше, то такую главу называют вершиной;
оконечность, или подножие (подошва), – 2/7 длины щита снизу выделяется другим цветом;
столб – 1/3 ширины щита посередине выделяется другим цветом; столб мог быть сдвинут вправо или влево;
пояс – 1/3 длины щита посередине выделяется другим цветом; он мог быть повышен или понижен;
перевязь – 1/3 щита по диагонали справа или слева выделяется другим цветом; она могла быть сужена, повышена, сдвинута.
стропило – две встречные перевязи, не достигающие верха щита; эта фигура считается главной. Стропило могло быть опрокинутое.
Часто при составлении гербов употреблялись и многие другие геральдические фигуры, являвшиеся самыми различными комбинациями основных. Их известно около двухсот. Чаще других встречаются кресты, образующиеся в результате пересечения столба и пояса (прямой крест), пересечения перевязей (Андреевский крест), двух перевязей и столба (вилообразный крест) и т. д.
Негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные. К естественным фигурам относятся изображения живых существ (человек, звери, птицы и др.), небесных светил (солнце, луна, звезды) и стихий (огонь, вода). Все живые существа, согласно правилам геральдики, изображаются смотрящими в левую от зрителя сторону (правую геральдическую).
К искусственным фигурам относятся изображения самых раз личных предметов, созданных человеком, – лук, меч, сабля, шпага, стрела, подкова.
К легендарным фигурам относятся изображения существ, не имеющихся в природе – дракон, двуглавый орел, единорог, пегас, гидра, птица Феникс и др.
Фигуры герба имели свою символику. Лев был символом власти и великодушия; конь – храбрости, зоркости, быстроты; петух – боя; орел – власти; дуб – силы; оливковое дерево – мира; лавровая ветвь – победы и т. д.Все остальные части герба являются необязательными:
Шлем, часто помещавшийся над щитом, в основном был двух видов – округлой формы (западноевропейский) и остроконечной (русский). Он мог изображаться как в фас, так и в профиль (в правую геральдическую сторону).
Корона могла помещаться как над шлемом, так и под ним. Иногда она заменяла собой шлем. В русской геральдике различаются княжеские, графские, баронские и дворянские короны, в западноевропейской, кроме перечисленных, – герцогские, маркизские, виконтские, а также различные головные уборы католического духовенства: папская тиара, кардинальская, архиепископская, епископская, прелатская и священническая шляпы.Нашлемник представлял собой фигуру (как правило, изображение животного), выходящую сверху из шлема или короны.
Мантия – бархатное полотнище, выходящее из-под короны и подложенное мехом горностая. В русской геральдике мантия встречается только в княжеских гербах, а также в гербах некоторых дворянских родов, ведущих свое происхождение от удельных князей.
Намет – украшение в виде виньетки, выходящее из-под шлема. Верхняя его сторона могла быть любого цвета, кроме золотого и серебряного, а нижняя, наоборот, — золотой или серебряной.Щитодержатели – это естественные или легендарные фигуры, поддерживающие щит с боковых сторон.
Девиз – это краткое изречение (часто на латинском языке), характеризующее определенные принципы жизни, поведения, убеждения и т. п. владельца герба. Как правило, он помещался на ленте под щитом. Общеизвестен девиз на гербе А.А. Аракчеева: «Без лести предан».
Сень – шатер, помещавшийся под мантией государственного герба.
Описание герба. В рассеченном щите сначала описывалась правая геральдическая сторона, а затем левая; в пересеченном – верхняя часть, а затем нижняя.
Русская геральдика. Государственный герб России.
Государственные гербы ХХ в.
Государственный герб – это символика государства, изображаемая на печатях, монетах, бумажных денежных знаках, документах, знаменах, правительственных учреждениях, предметах и т. д. Эмблематику российского герба составили всадник, поражающий змия, и двуглавый орел.Всадник, которого называли «ездецом» первоначально появился на печатях и монетах московских князей в конце ХIII–ХV в. Всадник трактовался как светский воин, в котором современники видели, прежде всего, князя – защитника Русской земли. В пользу этого говорит изображение всадника без нимба над головой, т.е. светского всадника, а также свидетельства письменных источников. Например, новгородский архидиакон Геннадий, побывавший у Александрийского патриарха в ХVI в., на вопрос патриарха, кто изображен на печати, привешенной к грамоте Ивана IV, ответил: «Государь на коне». Эту же мысль подчеркивал подьячий Посольского приказа Г.К. Котошихин: «В истинной Московского княжества печати вырезано – царь на коне побеждает змия».
Трактовка эмблемы всадника как святого Георгия Победоносца появляется при Петре I, который называл его «святым Егорием».
До Ивана III композиция часто давалась в совокупности со святым Федором, колющим змия, в композиции «чудо о змии». Только начиная с Ивана III «змий» стал даваться в композиции со светским всадником-князем, его поражающим. Иван III, при котором произошло свержение монголо-татарского ига и образование Российского единого государства, видел в «змие» зло. Поражение князем-защитником этого зла символически подчеркивало значимость акта централизации и особую роль в этом процессе московского великого князя.
Со времени Ивана III на государственной печати появилось еще одно изображение — двуглавый орел. Первым трактовку двуглавого орла как герба Византийской империи дал В.Н.Татищев. Он связал его появление в России с женитьбой в 1472 г. Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог, племяннице последнего византийского императора, наследовавшей двуглавого орла, которого Иван III принял «за государственный герб». Версия В.Н. Татищева о заимствовании двуглавого орла из Византии закрепилась в историографии. Однако в настоящее время она подверглась критике. Появление двуглавого орла в государственном гербе стали объяснять контактами России с императорами Священной Римской империи из дома Габсбургов. Иван III взял в качестве государственной эмблемы двуглавого орла, подчеркивал родство и равенство русских государей с правителями западных держав. Самым ранним памятником, на котором изображены государственные эмблемы России, является двусторонняя восковая печать, скрепляющая грамоту Ивана III Волоцким князьям 1497 г.
Так как эмблемы государственного герба изображались с двух сторон вислой печати (с одной стороны – двуглавый орел, с другой – всадник, поражающий змия), для нас интересно, когда изображение всадника перейдет с обратной стороны печати на грудь орла, т.е. когда эмблемы герба приобретут свой законченный вид. Это соединение эмблем произошло на большой государственной печати Ивана IV. Появление цепи и ордена Андрея Первозванного вокруг щита на груди орла (с 1698).
В 1722 г. указом Петра I при Сенате была образована Герольдмейстерская контора, задачей которой было составление гербов по правилам теоретической геральдики. Первым герольдмейстером был назначен Степан Андреевич Колычев. Его помощником в составлении гербов стал итальянец граф Франциско Санти, получивший образование во Франции. Санти упорядочил в соответствии с правилами геральдики государственную символику, описав, согласно геральдическим канонам, российский государственный герб, введя в него соответственные цвета (финифти), металлы, принятые в геральдике.
При Петре на крыльях орла стали даваться изображения 6 гербовых щитов – эмблем великокняжеских столиц и государств. При Екатерине II – 6 щитов с эмблемами провинций. При Павле I в 1797 г. двуглавый орел государственного герба был дополнен мальтийским крестом. Указом императора Александра I от 26 апреля 1801 г. был восстановлен прежний герб без мальтийского креста.
В 1856 г. при императоре Александре II было внесено новшество в гербовую фигуру святого Георгия Победоносца, который был повернут в правую геральдическую сторону.
В 1882–1883 гг. были утверждены Большой, Средний и Малый государственный гербы.
Большой государственный герб. В золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но большего размера, корона, из-под которой выходят развевающиеся концы ленты Андреевского ордена. Орел держит в лапах скипетр и державу. На груди орла помещен московский герб: в красном с золотыми краями щите св. Георгий в серебряном вооружении и голубой мантии, на серебряном коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона копьем. Щит увенчан шлемом князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. Андрея Первозванного. Щитоносцы – архистратиг Михаил и Архангел Гавриил. Сень золотая, коронованная императорской короной, вышитая российскими орлами и подбитая горностаем. На сени красная надпись «С НАМИ БОГЪ». Над сенью возникающая государственная хоругвь. На золотом полотне хоругви изображен средний государственный герб. Главный щит окружен снизу девятью щитами с гербами владений, увенчанными соответствующими коронами (Казанского царства; Астраханского; Польского; Сибирского; Херсонеса Таврического; Грузии; объединенный Киевский, Владимирский, Новгородский; княжества Финляндского, родовой герб Романовых). Над ним еще 6 щитов с территориальными гербами.
Средний государственный герб – такой же, как большой, но без хоругви и 6 гербов над сенью.
Малый государственный герб – Двуглавый орел со св. Георгием Победоносцем на груди. На крыльях орла – гербы 9 владений (теми же, что и на большом государственном гербе).
После Февральской революции 1917 г. Временное правительство, считая, что российский герб – двуглавый орел не был гербом Романовых, сохранило его изображение как государственную эмблему. Но орел изображался с опущенными крыльями, без корон, всадника, скипетра, державы. Под орлом в овале изображалось здание Таврического дворца, где заседала Государственная дума.
Государственные гербы ХХ в. В 1918 г. стали разрабатывать новый государственный герб. Проект государственного герба: фигурный щит, обрамленный колосьями, на котором помещались серп, молот и меч. При обсуждении решено было убрать из герба изображение меча. Проект был утвержден 19 июня 1918 г. В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов был принят государственный герб РСФСР.
Первый герб СССР, созданный художником И.И. Дубасовым на основе проекта В.П. Корзухина, был утвержден 6 июля 1923 г. Дальнейшие частичные изменения в рисунке герба были связаны с изменением числа республик, входящих в СССР, и выражались в изменении числа перехватов ленты с надписями «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Гербы союзных республик кроме изображения серпа и молота включали различные изображения, отражающие специфику экономики.
В 1993 г. указом президента был введен герб Российской Федерации, повторяющий в общих чертах дореволюционный герб Российской империи. Однако закон о государственном гербе России до сих пор не принят.
9.4. Городские и областные гербы
Появление эмблематики некоторых российских городских гербов связано с развитием территориальных эмблем, корни которых восходят к глубокой древности – к тотемическим культам, знакам собственности отдельных родов.
Например, на гербе Ярославля изображался медведь с протазаном. Считают, что это изображение связано с древним культом медведя, характерным для Верхнего Поволжья еще в IХ–Х вв. Возможно, что здесь отразилась известная легенда об основании Ярославля на месте, где Ярослав Мудрый убил секирой медведя.
На гербе Смоленска изображена пушка с сидящей на ней райской птицей. На гербе Владимира помещено изображение льва, стоящего на задних лапах, с длинным 4-конечным крестом в передних лапах. Интересна киевская эмблема, изображающая архангела Михаила с поднятым мечом и щитом. Она стала официальным городским гербом, утвержденным в 1782 г.
В Большой государственной книге 1672 г. («Титулярнике») Алексея Михайловича помещены изображения уже 33 эмблем городов, земель и княжеств, названия которых входили в полный царский титул. Эти эмблемы были изображены в виде прекрасных миниатюр, без учета гербовой стилизации, ориентации фигур и гербовых цветов. Каждая из эмблем вписывалась в овал, украшенный виньетками в стиле московского барокко ХVII в. Следует подчеркнуть, что в России в 70-х гг. ХVII в. было уже около 250 городов и крепостей и только эмблемы 33 из них нашли отражение в «Титулярнике».
Толчком к составлению городских гербов по правилам теоретической геральдики явились петровские городские и военные реформы, практика размещения полков регулярной армии по городам и губерниям России, необходимость вынесения на знамя полка городского герба. Так как это не всегда было возможно из-за отсутствия эмблем большинства городов, Герольдмейстерской конторе и лично Ф. Санти пришлось вплотную заняться городской геральдикой.
В первую очередь Санти использовал 33 территориальные эмблемы «Титулярника», придав им строгую геральдическую форму, цвета и металлы, стабилизировав положение фигур и расположив их на щите французской формы.
Следующим этапом в работе Геральдмейстерской конторы было составление гербов для тех городов, которые не имели своих эмблем. Для гербов этих городов требовалось собрать новый материал. Чтобы облегчить задачу, Ф. Санти составил анкету, включавшую вопросы по истории города, об особенностях его географического положения, основных занятиях жителей, главных зданиях и достопримечательностях. Анкеты были разосланы по городам в 1724 г. Однако полученные ответы далеко не всегда давали нужный материал. Присылаемые в Герольдмейстерскую контору сведения были подчас предельно краткими и малоинтересными. Например, в числе особенностей Волоколамска авторы указывали на обилие полыни в городе и в уезде. Ф. Санти и художники И.В. Чернавский и П.А. Гусятников изготовили рисунки 137 городских гербов.
К сожалению, герботворческая деятельность Ф. Санти прекратилась в 1727 г. в результате его ареста и ссылки в Сибирь по подозрению в подготовке дворцового переворота. В дальнейшем руководство по составлению городских гербов было передано обер-директору Военной коллегии Миниху. Под его надзором живописец Баранов составил 88 гербов. Это были фактически копии гербов, составленных Ф. Санти.
Новым толчком к ускорению создания городских гербов послужила областная реформа 1775 г., проведенная Екатериной II. Страна делилась на 50 губерний, те, в свою очередь, на уезды. Губернские и уездные города должны были иметь свои гербы. В деле создания городских гербов этого периода большую роль сыграл известный историк XVIII в. князь М.М. Шербатов, возглавивший в 1771 г. Герольдмейстерскую контору. До конца XVIII в. было разработано и утверждено более 500 городских гербов.
Была установлена строгая система изображения на гербах. Уездный герб содержал эмблематику губернского города, которая помещалась в верхней (более почетной) части гербового щита.
Герольдмейстерская контора работала до конца ХVIII в. и в 1800 г. была преобразована в Герольдию. В 1857 г. было учреждено специальное Гербовое отделение департамента Герольдии по изготовлению гербов, упраздненное в 1917 г. Гербовое отделение возглавил барон Бернгард (Борис Васильевич) Кёне. Кёне выработал украшения для всех городских гербов – коронами, лентами, венками, показывающими политическое и экономическое положение города. Императорской короной увенчивались гербы губерний и столиц: шапкой Мономаха украшались гербы древних русских городов, столиц великих князей; золотой башенной короной с пятью зубцами украшались гербы городов, имеющих более 50 000 жителей (Одесса, Рига, Саратов и др.); серебряная башенная корона украшала гербы уездных городов и т.д.
Украшения вокруг гербового щита, придуманные Кёне, были упразднены в 1889 г. по инициативе нового управляющего Гербовым отделением – А.П. Барсукова.
Впервые комплекс городских дореволюционных гербов был опубликован в виде черно-белых штриховых рисунков в 1843 г. как приложение к первому изданию Полного собрания законов Российской империи. В 1880 г. вышел сборник «Гербы губерний и областей Российской империи».
Интерес к городской геральдике в послереволюционный период вернулся лишь в 1960-х гг. Постепенно началось возрождение городской геральдики, составление гербов для новых городов и внесение изменений в эмблематику старых гербов. В 1987 г. при Отделении истории АН СССР была организована Координационная комиссия по созданию и пропаганде городских гербов (впоследствии – Геральдическая комиссия). Итогом деятельности Геральдической комиссии стало издание в 1998 г. альбома справочника «Гербы городов России» под редакцией Н.А. Соболевой.
9.5. Дворянские гербы
Дворянские гербы. Первые опыты составления личных гербов в России относятся к последним десятилетиям ХVII в. Известно, что в 1686–1687 гг. в Посольском приказе были составлены первый сборник гербов дворянских родов и так называемая «Бархатная книга», изданная спустя столетие известным просветителем Н.И. Новиковым.
В период правления Петра I стала развиваться практика пожалования новыми титулами (баронскими, графскими), а также личными гербами. В первые годы ХVIII в. Петр I титуловал Я.В. Брюса, Ф.А. Головина, П.М. Апраксина, А.М. Апраксина, П.А. Толстого, А.Д. Меньшикова и др. Жалуя почетные титулы, Петр I велел выдавать дипломы на эти достоинства с изображением гербов по образцу изготовляемых в Священной Римской империи. С образованием в 1722 г. Герольдмейстерской конторы дело составления гербов перешло к этому учреждению. Согласно Табели о рангах 1722 г., все лица, дослужившиеся до VIII класса, получали потомственное дворянство и право на родовой герб.
После ареста Ф. Санти в его бумагах было обнаружено около 12 рисунков дворянских гербов. Среди них находились гербы, поданные в 1686–1687 гг. при составлении родословных росписей, и гербы, вновь составленные для Демидовых и Строгановых. В 1731 г. должность герольдмейстера занял П.А.Квашнин – Самарин. При нем дворянские гербы не составлялись.
Оживление в составлении частных гербов началось в 1740-х гг. Тогда товарищем герольдмейстера был назначен В.Е. Адодуров.
В правление Екатерины II и Павла I вновь наблюдалось оживление в составлении частных гербов. Итогом этой работы стало составление и издание «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи». Общий «гербовник» был начат по именному указу от 20 января 1797 г. При Павле I вышло 5 томов, при Александре I – еще 4 тома и при Николае I – 1 том (1836). Остальные 11 томов «Общего гербовника» опубликованы не были и в настоящее время хранятся в ЦГИА в Санкт-Петербурге.
Гербы по происхождению их владельца делятся на три группы:
Гербы всех фамилий княжеских и дворянских родов, произошедших от Рюрика и Гедимина. В их гербах помещены эмблемы родовой собственности, т.е. знаки тех удельных княжеств, городов или мест, которыми владели их предки.
Гербы «выезжих» родов. Сюда вошли гербы иностранных дворянских фамилий, принявших российское подданство; гербы русских дворянских родов, получивших дипломы на почетные титулы от иностранных монархов или пользующихся западноевропейскими гербами эмблемами по преданиям о своем происхождении.
Гербы лиц, получившим дворянство но заслуженным чинам, сочиненные геральдическими учреждениями при пожалованиях дипломами.
Главными изобразительными элементами дворянской геральдики были воины, виды вооружения, звезды, полумесяцы, кресты, короны, мифологические и легендарные персонажи, животные, растения. Главным элементом, подчеркивающим самодержавный характер русской дворянской эмблематики, был двуглавый орел и его части (крылья).