Внеклассная работа: «Весна! Весна! И все ей радо…» 5 класс
Внеклассная работа:
«Весна! Весна! И все ей радо…»
5 класс
Тема : Весна !Весна ! И все ей радо…
Цель: формирование у учащихся чувства прекрасного и развитие эмоциональной восприимчивости, пробудить интерес к личности и творчеству поэтов, отработка навыка выразительности, воспитание читательского интереса школьников.
Задачи:
повторить основные теоретические сведения по русскому языку и литературе;
развивать познавательный интерес учащихся к предметам ;
расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
Слайды, портреты русских и казахских писателей и поэтов ( чьи произведения прочитают учащиеся ),
музыкальное сопровождение,
интерактивная доска,
ручки и листочки.
Ход мероприятия
Учитель :
Дорогие ребята !
Всмотритесь в окружающую нас природу и вы увидите , до чего прекрасен и многообразен этот мир своими красками и формами, запахами и звуками. Вот зеленая ель и тонкая береза. Запахи трав и цветов. Звон голосов птиц и шелест листвы… ( Слайд )
Каждый день всходит и заходит солнце , всегда по – новому, по – иному. Каждый день неповторим своим светом, цветом неба.
Мы с вами познакомились с произведениями казахских и русских писателей и поэтов , в которых они сумели запечатлеть красоту своего родного края. Сегодня мы повторим эти замечательные произведения и все то , о чем говорили на уроках русского языка.
Ведущий :
- Друзья, вспомним сказку В. И. Даля « Старик – годовик ». ( Слайд )
Вышел в поле старик – годовик. Стал махать платком и пускать птиц. Махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Стало холодно, пошел снег.
- Вы догадались , о каких трех птицах идет речь.
- Эти три птицы – 3 зимних месяца.
- Да , это – зима.
Ученик : С. Есенин Поет зима – аукает…
Ведущий :
- Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались птицы.
- О каком времени года говорится здесь ?
- Здесь говорится о весне. Вторая тройка птиц – это три весенние месяцы : март , апрель, май.
- Что вы знаете об этих месяцах, расскажите.
1-й ученик : В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и стад. В честь его месяц так и назвали.
В народе говорят, если частые туманы в марте – это предвещает дождливое лето. Кора, во множестве потрескивающаяся весною на березах и других деревьях, предсказывает продолжительную, хорошую и сухую погоду.
2 –й ученик : Родина слова апрель – Древний Рим. Оно означает « теплый, солнечный ».В древние времена этот месяц называли « цветень ». Апрель – месяц весеннего пробуждения природы, месяц снеготаяния и вскрытия рек.
В народе говорят : в апреле водица – зелень народится. В апреле гроза – теплое лето. В апреле дождливо – хороший урожай.
3 –й ученик : Май – название пятого месяца года, последнего месяца весны.
Слово « май » произошло от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.
В народе говорят : майский дождь хлеба поднимает. Коли май в начале тепел, жди холодов со второй половины. Туманы в мае обещают плодородие, грозы – обилие, град – градобойное лето.
Ведущий :
- Вот и отгадали мы загадку из сказки В. Даля. А теперь отгадайте , о каком месяце я
говорю ?
Гром гремит на всю округу,
С треском, с грохотом гремит.
Грому рады – ровно другу,
Так, что все вокруг дрожит.
Дует теплый южный ветер,
Снег чернеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц ? Кто узнает ? ( Март )
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел ? ( Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай
Что за месяц это ? ( Май )
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла … ( Весна )
- Да, на дворе чудесная пора – весна. ( Слайд )
В это время года природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну « утром года ».
Ученик : А.С. Пушкин . Гонимы вешними лучами .
Ведущий :
- Так описывал приход весны великий русский поэт А. С. Пушкин. ( Слайд )
Он писал такие стихи, сказки, каких до него никто не умел писать. Все, что выходило из- под его пера, было интересно, необычно, ново, талантливо. Как можно остаться равнодушным к следующим пушкинским строкам :
« Еще дуют холодные ветры », « Как весеннею теплой порою ».
Ученик : А. Сарсенбиев. « Весна ».
Ведущий :
- Весна идет ! Друзья, я предлагаю встретить гостью хлебом и солью. ( Стихотворение сопровождается ритуальной встречей дорогой гостьи : с поклоном подается хлеб – соль девочке в костюме весны ).
Весна : - Я – красна, бужу землю ото сна, наполняю соком почки, на полях ращу цветочки, прогоняю с речки лед, светлым делаю восход. Всюду – в поле и в саду – людям радость я несу.
( Весна разбрасывает цветы ).
Ведущий :
- Наступила весна. Все опять ожило. Начали цвести цветы. Распустились черемуха и сирень.
Ученик : С. Есенин . Черемуха.
Ведущий :
- Весна идет, весна идет-
И тихих майских теплых дней
Румяный , светлый хоровод
Толпится весело за ней !
Эти стихи более ста лет назад написал Федор Иванович Тютчев , а мы читаем их сейчас, и нам кажется, что только такими простыми, точными и задушевными словами можно говорить о весне.
В класс входит девочка в костюме цветов :
- Ребята, я загадаю загадки, сможете отгадать ?
- Сможем!
- Тогда внимательно слушайте :
В лугах, на полянах
В белых сарафанах
Стоят подружки –
Желтые макушки. ( Ромашки )
В поле, во ржи
У самой межи,
Словно в сказке,
Синеют глазки.
Что за цветок –
Синий глазок ? ( Василек )
Широкий листок,
Тонкий стебелек,
Будто фонарики,
Светят весной
На поляне лесной. ( Ландыш )
Тепла дожидался
Под шубою снежной.
Весне улыбается
Как называется? ( Подснежник )
Девочки – отгадки кружатся в танце под музыку ( Чайковский . Весна ). Склонив головки, они медленно приседают в своих платьях словно покрывают землю.
Ведущий :
- А теперь вместе с поэтом Дубравиным тихо пройдемся по весеннему лесу. Тысячи звуков родятся в ожившем лесу. Вслушайтесь в строчки следующего стихотворения.
Ученик : Я. Дубравин. Музыка в лесу.
Ведущий :
- Ребята, расскажите, как вы проводите свободные весенние дни ?
- Убираем улицу, сажаем деревья, разбиваем цветники. Читаем книги, сказки.
- Да, все мы любим сказки. Особенно с любовью читаем сказки А. С. Пушкина.
- А сейчас инсценировка из одной сказки А.С. Пушкина.( Инсценировка из сказки « Сказка о царе Салтане »).
- Вы догадались, ребята, из какой сказки эта сценка ?
- Да, из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной лебеди ».
Ведущий :
Хорошая сказка всегда правдива. Сказка учит нас добру, узнавать друзей и врагов, бороться за справедливость.
Недаром А. С. Пушкин писал : « Сказка ложь , да в ней намек! Добрым молодцам урок !».
В заключении урока, я хочу поговорить с вами, друзья, о весенних праздниках, которые вы все любите. Конечно, это 8 марта – праздник наших бабушек и мам – самых дорогих для нас и самых добрых людей.
Ученик : Е. Благинина. Солнышко.
- Еще весной мы отмечаем праздник Наурыз. Наурыз – это праздник весны, праздник весеннего возрождения природы. Наурыз считается началом Нового года. 22 марта – день весеннего равноденствия. В дни Наурыза звучит веселая музыка, начинаются игры, соседи угощают друг друга наурыз – коже.
А в России любимый весенний праздник – Масленица. Масленицей славяне отмечали проводы зимы и приход весны.
Ученик : Масленица.
Вот Масленица пришла,
Вот широкая пришла.
С блинами,
С каравайцами,
С пирогами, со весельем…
На Масленице ежедневно пеклись блины, круглые и золотистые, как солнце. Блины стали символом нарождающегося весеннего солнца. К блинам подавали сметану и масло. Так, весна – красна вступала в свои права.
Ученик : И. Никитин. Полюбуйся, весна наступает…
Ведущий : Сегодня, в этот прекрасный весенний день, завершая наш праздник , мы хотим поблагодарить вас за то, что послушали наши стихи, поделились нашей радостью. Спасибо за внимание !
Учитель русского языка и литературы
Бурмакова А.К.
Жанаозенская школа-гимназия
г. Жанаозен Мангистауской области
alash_100@mail.ru тел: 87021161351