Больше внимания предметным олимпиадам
Больше внимания предметным олимпиадам
Работа учителя не ограничивается уроками. Внеклассные занятия не только закрепляют и расширяют знания, полученные школьниками, но и способствуют выявлению их наклонностей, индивидуальных качеств, формируют разносторонние интересы.
Одной из проверенных временем действенных форм внеклассной работы являются предметные олимпиады — школьные, районные, городские, региональные и т. д. Они помогают объективно оценить уровень подготовки учащихся по тому или иному предмету, выявить одаренных в данной области детей, расширить межшкольные контакты.
Каждый педагог знает о стремлении детей к самостоятельной работе, желании опробовать свои силы, проявить творческие способности, активность, свойственную их возрасту. Но эти пожелания не всегда могут быть удовлетворены в ходе учебной работы. Несравненно более широкие возможности для этого представляет олимпиада. В процессе ее отчетливее и ярче вскрываются индивидуальные особенности каждого школьника, проявляются черты характера, особенности мышления. Для вдумчивого педагога наблюдение за работой участников олимпиады дает богатый материал. Важно умело использовать эти наблюдения для правильного воспитательного воздействия на учащихся.
В последние годы предметные олимпиады стали у нас массовыми. Всё большее количество ребят изъявляют желание примерить на себя этот вид состязательных испытаний. Интерес подогревает очень пристальное внимание высших учебных заведений края к творческому пути и результатам победителей и призёров олимпиад всех уровней.
Проведение олимпиад, как правило, связано с тщательной их подготовкой. Например, районная олимпиада обычно сопровождается проверкой теоретического материала (как правило, повышенной сложности), представлением творческих работ школьников, демонстрацией презентаций, проведением практических работ, бесед, встреч.
В подготовке и проведении олимпиад различного уровня принимают участие практически все школы района. Олимпиады являются не только одной из популярных форм проверки знаний и уровня подготовки учащихся, но и средством пропаганды предмета. После каждой из них в ряды его любителей включаются новые группы школьников, что позволяет учителям организовать с ними постоянную работу. Без этого олимпиады превращаются в парадное мероприятие, затраты на проведение которого неадекватны результатам.
Дети часто неправильно понимают принцип добровольного участия в олимпиаде, подчеркивая ее необязательность, не ощущают ответственности за выполнение взятого на себя задания, которое является частью общей работы коллектива (команды школы). В принципе каждый волен принять или не принять участие в ней. Но с того момента, когда дано добровольное согласие, он несет определенную ответственность перед коллективом (школой, районом, краем, республикой) за успех. Формирование у школьников ответственности за результаты своей деятельности — важный элемент всей воспитательной работы педагогов-предметников.
Многолетний опыт проведения олимпиад по технологии в общеобразовательных школах, показал, что они способствуют значительному улучшению методики преподавания предмета, созданию творческого настроя на каждом уроке, а также воспитанию организованности, сознательной дисциплины, развитию активности и самостоятельности учащихся.
Благодаря олимпиадам возникли дополнительные возможности по развитию у учащихся мелкой моторики, приобретению устойчивых умений, зрительной памяти, образного мышления и пространственных представлений, аккуратности, точности, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели, других положительных качеств, необходимых не только при выполнении учебных заданий и творческих проектов, но и для последующей практической деятельности.
Предметные олимпиады помогают также учителям выявить пробелы не только в работе школьников, но и свои. До и после них на районном методическом объединении учителей технологии обычно проводятся дискуссии, обмен опытом, намечаются пути устранения обнаруженных недостатков.
Школьные и районные олимпиады способствовали подготовке ребят для региональной олимпиады. Многие участники олимпиад становятся студентами престижных вузов, а затем, грамотными специалистами.
Руководитель РМО учителей технологии В. М. Перепёлкин