АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Танцевальный кружок» 6,8 класса


Пояснительная записка.
В детском танцевальном кружке наряду с творческими важнейшее значение приобретают задачи воспитательные. Вся работа с детьми должна помогать школе и быть неразрывно связанной с требованиями воспитания гармоничной личности. Связь самодеятельного кружка со школой осуществляется самими детьми, творческие успехи которых делаются достоянием школьной аудитории.
Важнейшей задачей является создание дружного, целеустремлённого коллектива. Настоящий детский танцевальный коллектив рождается в процессе совместного труда, на основе общих интересов.
Вызвать в кружковцах подлинный интерес к урокам, привлечь их к активному творчеству можно, лишь поставив перед ними ясные перспективные цели. Очень благодатна в этом отношении постановочная работа. Дети любят её, относятся к ней с большим интересом, становятся активными, непринуждённо фантазируют; словом, работают с огромным увлечением и отдачей.
Работа над танцевальной постановкой есть также средство расширения кругозора ребёнка. Проведение с кружковцами ряда бесед, экскурсий и т.п. даёт возможность решить одновременно две задачи: познакомить их с тем или иным произведением, народом, культурой той или иной страны и добиться более выразительного исполнения танцевальной постановки.
Итак, уважение к ребёнку, воспитание в нём личной ответственности как за свою роль, так и за всю постановку в целом, воспитание у детей дисциплины, сознания необходимости упорной тренировочной работы и расширения творческих и общих знаний для осуществления постановки – вот те задачи, которые стоят перед педагогом, работающим над танцевальной постановкой.
Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец, возможно — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па (фр. pas — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок — сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряженности движений; техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Танец имеет разные средства выразительности:
гармонические движения и позы,
пластика и мимика,
динамика — «варьирование размаха и напряженности движений»,
темп и ритм движения,
пространственный рисунок, композиция.
Большое значение имеет техника — «степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций». Темп — это простейшая форма танцевального движения, различные танцевальные сочетания образуют па. Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка и подчинён законам определённой музыкальной системы. В танце движения определены заранее, в отличие от пляски, которая импровизируется.
Определение того, что такое танец, сильно зависит от исторического и культурного контекстов. Хэвлок Эллис определял танец как виртуозное развитие сексуального импульса.
Американский хореограф Марта Грэм определяла танец как подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела. Антрополог Джоан Кеалиинохомоку даёт следующее определение: «танец — это преходящий, мимолетный способ экспрессии, происходящей в заданной форме и стиле посредством движений тела».
Жюли Шарлотта ванКэмп (JulieCharlotteVanCamp) в своей диссертации собрала основные положения, из которых состоят определения танца: танец — это человеческое движение, которое формализовано, то есть выполняется в определенном стиле или по определенным шаблонам, имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота, сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками, имеет целью рассказ сюжета и имеет целью коммуникацию или выражение чувств, тем, идей, которому могут содействовать пантомима, костюм, декорации, сценический свет и пр. Также она отмечает, что различные определения понятия «танец» единодушны только в первом пункте — то, что танец — это человеческое движение.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
Танец используется как способ самовыражения, социального общения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства. У некоторых птиц танец сопровождает брачные песни. Танец (народный и современный) является одной из номинаций Дельфийских Игр. С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.
Танец способствует развитию координации, моторной памяти, выработке здоровой осанки. Систематические занятия соразмерно развивают фигуру, могут помочь в устранении некоторых физических недостатков.
Занятия по предмету «Танец» должны быть разнообразными по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, упражнения тренировочного характера, разучивание повторение танцев) и по методам работы. Эффективны такие методы, как беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание и разбор музыки, показ педагогом движений, постоянное повторение пройденного материала, музыкальные игры и импровизации.
Весь процесс обучения строится на сознательном усвоении навыков. Это пробуждает у детей интерес к занятиям. Поэтому урок следует выстроить таким образом, что бы ребенок быстро не уставал и смог сконцентрировать свое внимание на том или ином виде деятельности. Так как дети дошкольного возраста еще не обладают достаточно развитой волей, упорством и самоорганизацией, то для них будут привлекательными занятия, построенные на простом материале с элементами игры и соревнования. Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, это так же быстро утомляет детей и снижению уровня усвоения материала.
Так как опорно-двигательный аппарат ребенка еще не до конца укреплен, он не может долго удерживать корпус в подтянутом состоянии, поэтому педагог должен учитывать особенности развития ребенка и увеличивать физическую нагрузку постепенно.
На уроке следует закреплять все навыки, выработанные раньше, повторять пройденные движения и фигуры, объединяя их в небольшие танцевальные композиции. Разучивание танцев проводится в такой последовательности:
- вводное слово педагога (перед разучиванием танца педагог сообщает сведения об истории его возникновения), знакомит с темпом, характером, ритмическим рисунком танца.
- разучивание элементов танца, танцевальных движений, рисунка танца (педагог объясняет и сам показывает движения, затем ученики повторяют).
Движения разучиваются сначала под счет, затем под музыку. Дети повторяют движения вместе с педагогом, а затем самостоятельно; при этом педагог обращает внимание детей на ошибки и поправляет их.
Важно сформировать у детей представление о танцевальном образе. Первое представление о танцевальном образе и, соответственно, о стиле исполнения мы получаем, прослушивая музыку.
Основная работа над танцевальным образом начинается с разучивания движений танца, отработки поз и положений рук. Показ педагога поможет ученикам увидеть типичные черты образа.
История танца.
Возникли танцы в глубокой древности, тогда они были выражением сильных эмоций (охваченный ликованием человек пускается в пляс). Совместный танец усиливает переживаемое чувство как самих участников, так и зрителей. Изначальная функция танца — выражение эмоциональной жизни используя слаженные движения. Древние люди отмечали танцами многие важные события своей жизни: рождение, смерть, война. С помощью различных танцев они выражали свои пожелания о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па происходят от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, поворотов и раскачиваний. Их сочетания со временем преобразовались в па традиционных танцев. У каждого народа формировались свои традиции, связанные с танцами. В народных танцах появилось различие между теми которые танцуют для себя (бытовыми), и теми, которые исполняют на показ (сценические и культовые). У бытовых танцев с течением времени обозначились различия между крестьянским и городским. Со временем из городских танцев выделились придворные, бальные и салонные. Эти танцы явились основой развития европейского балета.
Огромное влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности: ассирийские, древнеегипетские и древнегреческие религиозные празднества. Военные, атлетические танцы были обязательной частью представлений древнегреческого театра. Танцовщики-пантомимисты появились в эллинистическое время в 4—2 веках до нашей эры. Эллинистический танец продолжал развиваться В Древнем Риме (2—1 века до н. э.) и, наконец, он получил своё развитие в пантомиме во 2—5 веках нашей эры]. Пантомима — «вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика». В средние века в Европе, несмотря на неблагоприятную религиозную обстановку, происходила дальнейшая театрализация танца, появились жонглёры, шпильманы, скоморохи. В 15—16 веках создавались посвящённые танцам трактаты и учебники, исполнялись морески — сюжетные танцевальные сцены, в начале 17 века появился балет. В этот период Французская королевская Академия танца, основанная в 1661 году, разработала танцевальную систему, которая сейчас называется классическим танцем.
Появившийся в австрийской области Ландль парный круговой трехдольный танец ландлер постепенно превратился во всем известный и всеми любимый вальс. На рубеже XVIII и XIX веков, завоевав Вену, вальс быстро распространился по многим странам[9].
Во второй половине 19 века в сценическом танце возникает танцевальный лейтмотив. Лейтмотив — «музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения». Большое внимание уделяется согласованности солистов танца и кордебалета и других участников. В это время появились пуанты — «специальная обувь, дававшая возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах», что дало возможность разрабатывать новый, виртуозный стиль. В конце 19 века появился танец «модерн» — свободный, пластический или ритмопластический танец.
В 19 — начале 20 веках появляются специальные помещения и площадки для танцев (кафе-шантаны, танцевальные бары, залы, садовые площадки).
Основная статья: Народный танец
Праздник в деревне. Неизвестный художник, XVIII век
Фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы). Характерные особенности национальной культуры начали формироваться в далёком прошлом, это касается песен, танцев, одежды и даже причёски. У народов Западной Европы основой танцев являются движения ног при аккомпанировании рук и корпуса, а у восточных народов основное — это движения рук и корпуса. Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее — жестов, отражавшие определённые трудовые процессы (например, некоторые хороводы). При исполнении многих танцев танцовщики часто держат в руках народные музыкальные инструменты, бытовые аксессуары или оружие. Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому среди календарно-обрядовых танцев сохранилось больше всего архаичных черт.
Актуальность программыдети научатся обсуждать и анализировать движения и музыкальные произведения;
Слышать разнообразие музыкальных жанров, составлять и применять на практике свои движения.
Научатся видеть богатый музыкальный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.
Результатом будут выступления на КТД, более сплоченный дружный коллектив.
Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.
Цель программызаключается в создании условий для развития и коррекции у обучающихся качеств творческой личности, умеющие полученные знания на практике.Развитие танцевальных навыков и основ сценического поведения обучающихся.
Задачи программы:
1 .Образовательные - углубить знания студентов в танцевальной области – народной, бальной эстрадной .2 .Воспитательные - привить интерес к танцевальным жанрам (народным, бальным, современным танцам) ,истокам возникновения народных танцев .Формировать чувство прекрасного .
3 .Развивающие- развить танцевальные способности ,чувство ритма и музыкальности .
Танцевально-образная импровизация.
Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов.
Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д.Через танцевальные элементы предложить детям изобразить как помогают дома маме, папе (например: забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и т.д.).
Формы и методы обучения и воспитания
Учитывая особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием видеоматериалов.
Итогом работы обучающихся является - готовый, разученный танец. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.
Должны уметь:
умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли; составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
навыки работы с бумагой (бумажная пластика);
навыки в оформительской деятельности;
первичные навыки работы.

Тематическое планирование на 6 и 8 класс
Дата Тема Формы и содержание
7.09.15 Инструктаж по технике безопасности. Танец в нашей жизни ( беседа ) Для чего нужен танец?
Как научиться танцевать?
11.09.15 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Виды танцевального шага, бега. Беседа, перестроение.
14.09.15 Изучение основных построений народных танцев с их отличительными особенностями. Народные танцы.
Казачок-украинский танец.
18.09.15 Темп и ритм в музыке и движении Прыжок, подскок.
21.09.15 Осанка. Упражнения на осанку. Центр движения Выполнение упражнений
25.09.15 Поклон в танце Движение рук в танце
28.09.15 Танцевальные движения Гармошка «Приподание на месте , по 6,3-ей поз.
2.10.15 Переменный шаг Шаг с каблука. Удары. Дробь
5.10.15 Особенности исполнения движений современного танца. Основы ритмического движения Упражнения для рук, локтей, кистей, шеи, плеч, корпуса, бедер, ног и стоп.9.10.15 Упражнения для ног и стоп Разтяжка12.10.15 Основные базовые шаги приставной шаг(step touch)
два приставных шага в сторону(stepline)
16.10.15 Творческое «Волшебный мир танца» Видео о танце
19.10.15 Прослушивание музыки. Беседы о танцевальном образе. Использование бега, подскоков, разножек.
23.10.15 Самостоятельное сочинение ритмических движений Самостоятельная работа
26.10.15 Упражнения для корпуса. Укрепление позвоночника «Волна»
30.10.15 Упражнения для корпуса. Укрепление позвоночника «Волна»
2.11.15 Танцевальное движение Соскок, перескок, поворот
6.11.15 Разучивание танца. Теория. Хип-хоп-это… Хип-хоп
9.11.15 Постановка танца. Хип-хоп
13.11.15 Разучивание движений танца Хип-хоп
16.11.15 Разучивание движений танца Хип-хоп
20.11.15 Разминка «я хочу танцевать». Продолжение разучивания танца Хип-хоп
23.11.15 Разминка «я хочу танцевать». Продолжение разучивания танца Хип-хоп
27.11.15 Разминка. Продолжение разучивание танца Хип-хоп
30.11.15 Разминка. Продолжение разучивание танца Хип-хоп
4.12.15 Виды современного танца( конец 20- начало21 века) Теория. Клубные танцы
7.12.15 Виды современного танца( конец 20- начало21 века) Теория. Клубные танцы
11.12.15 Виды современного танца( конец 20- начало21 века) Теория. Strip-dance
14.12.15 Виды современного танца( конец 20- начало21 века) Теория. Strip-dance18.12.15 Виды современного танца( конец 20- начало21 века) Теория. Гоу-гоу21.12.15 Виды современного танца( конец 20- начало21 века) Теория. Гоу-гоу25.12.15 Упражнения для корпуса. Укрепления позвоночника «Волна»
11.02.16 Инструктаж по технике безопасности (Повторение) Беседа
15.01.16 Инструктаж по технике безопасности (Повторение) Беседа
18.01.16 Виды современного танца (конец 20-начало 21 века) Теория. Танец Хакка.
22.01.16 Виды современного танца (конец 20-начало 21 века) Теория. Танец Хакка.
25.01.16 Виды современного танца (конец 20-начало 21 века) Теория. Танец Джампстаил29.01.16 Виды современного танца (конец 20-начало 21 века) Теория. Танец Джампстаил1.02.16 Виды современного танца (конец 20-начало 21 века) Теория. Танец Шафл5.02.16 Виды современного танца (конец 20-начало 21 века) Теория. Танец Шафл8.02.16 Виды современного танца (конец 20-начало 21 века) Теория. DnB step
12.02.16 Виды современного танца (конец 20-начало 21 века) Теория. DnBstep22.02.16 Виды танцев-середины 20 века Свободный танец(теория)
29.02.16 Виды танцев-середины 20 века Танец модерн
4.03.16 Виды танцев-середины 20 века Свободный танец(теория)
7.03.16 Виды танцев-середины 20 века Контактная импровизация(теория)
Буто.
11.03.16 Виды танцев-середины 20 века Танец модерн
14.03.16 Виды танцев-середины 20 века Латиноамериканские танцы: Самба,бачата;
18.03.16 Виды танцев-середины 20 века Контактная импровизация(теория)
Буто.
21.03.16 Виды танцев-середины 20 века Латиноамериканские танцы: Мамбо, сальса и т.д.
25.03.16 Виды танцев-середины 20 века Контактная импровизация(теория)
Буто.
28.03.16 Какие бывают танцы? Беседа(современные)
1.04.16 Виды танцев-середины 20 века Латиноамериканские танцы: Мамбо, сальса и т.д.
4.04.16 Какие бывают танцы? Беседа (спортивные)
8.04.16 Какие бывают танцы? Беседа(современные)
11.04.16 Какие бывают танцы? Беседа(классический танец)
15.04.16 Какие бывают танцы? Беседа (спортивные)
18.04.16 Какие бывают танцы? Беседа(современные)
22.04.16 Какие бывают танцы? Беседа(классический танец)
25.04.16 Закрепление всех видов танцев. Беседа
29.04.16 Закрепление всех видов танцев. Беседа
2.05.16 Хип-хоп танец (практика) Беседа
7.05.16 Хип-хоп танец (практика) Беседа
9.05.16 Хип-хоп танец (практика) Беседа
13.05.16 Хип-хоп танец (практика) Беседа
16.05.16 Закрепляем пройденные танцы Беседа
20.05.16 Закрепляем пройденные танцы Беседа
23.05.16 Закрепляем пройденные танцы Беседа

Список литературы:
Танцы для детей (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» №11). Москва «Советская Россия», 1982 г.
З.П.Резникова «Встаньте, дети, встаньте в круг…»
Изд. «Советская Россия» Москва – 1976 г
Амонашвили Ш. А.: Школа жизни. //М. Изд. дом Ш. А.Амонашвили, 2000.
Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.
Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.
Ерохина О.В Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на – Дону «Феникс» 2003г.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.
Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. А.: Учите детей танцевать.// Владос, 2004.
Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.
Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.
Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. – Дошкольное воспитание, 1991. – №12.