Рабочая программа 2 класс танцевальный кружок


Пояснительная записка
В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.
Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе..развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»
Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ  ФГОС, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.
По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и дети с физическими недостатками. Все занятия программы и досуговые мероприятия составлены самостоятельно с учётом специализации программы по хореографии.
Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.
На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.
Учитывая требования современного дополнительного образования, была создана авторская образовательная программа  танцевального кружка « Цветик - семицветик». Данная комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
Развивать  мотивацию детей к познанию и творчеству;
Содействовать  личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
Приобщать  подрастающее  поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
 сохранению  и охране  здоровья детей.
Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:
гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода;
научности;
интеграции;
осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;
соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.
Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей.
Стратегической целью программы является формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности.
Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:
В области хореографии:
  расширять  знания в области современного хореографического искусства;
   способствовать выражению собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
   формировать умение понимать «язык» движений, их красоту.
В области воспитания:
  Содействовать   гармоничному развитию творческой личности ребенка;
  Развивать  чувства гармонии, чувства ритма;
  Совершенствовать  нравственно- эстетические, духовные и физические потребности.
В области физической подготовки:         
  Развивать  гибкость, координацию движений;
  Развивать  психофизические особенности, способствующие успешной самореализации;
  укреплять физическое и психологическое  здоровье.
Во время обучения многие обучающиеся, открыв в себе новые способности, стали дополнительно посещать кружок рисования, школьный хор и некоторые были приняты в музыкальную школу.
В хореографическое объединение приходят дети с  6 лет. Наполняемость группы составляет 5 человек.  Дети  занимаются 1 час в неделю.
В программе использованы приоритетные формы занятий: интегрированные, интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные. В репетиционно- постановочные занятия  включены  количество разделов программы самостоятельно, интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его тематики.
На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания. Роль игр на 2,3 и 4 годах обучение видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и хореографической подготовки.
В результате освоения программы обучения дети должны овладеть
 коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должнызнать:
 позиции рук и ног;
 названия классических движений;
 первичные сведения об искусстве хореографии.
уметь:
 воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
соединять отдельные движения в хореографической композиции;
 исполнять движения классического экзерсиса.
 
Учебно-тематическое планирование

п/п Наименование тем Количество часов Теоретические занятия Практические занятия
1. Вводные занятия. Правила техники безопасности 1 1 -
2. Танцы народов мира 3 1 2
3. Танец сегодня 5 1 4
4. Игровые технологии 3 1 2
5. Азбука классического танца 5 1 4
6. Интегрированные занятия 8 2 6
7. Участие в конкурсах и концертах 4 - 4
8. Индивидуальные занятия 2 2 -
9. Ритмика 2 - 2
10. Итоговые занятия и досуговые мероприятия 1 - 1
Итого: 34 9 25
№ п/п Наименование тем Количество часов Теоретические занятия Практические занятия
1. Мелодия в темпе музыкального движения 2 - 2
2. Азбука классического танца 4 2 2
3. Ритмика 4 1 3
4. Танец сегодня 3 1 2
5. Общеразвивающие упражнения 4 - 4
6. Русские народные танцы 2 - 2
7. Репитиционно-постановочная работа 8 1 7
8. Игровые технологии 4 - 4
9. Индивидуальные занятия 2 1 1
10. Итоговые занятия и досуговые мероприятия 1 - 1
Итого: 34 6 28

п/п Наименование тем Количество часов Теоретические занятия Практические занятия
1. Мелодии в темпе музыкального движения 1 1 -
2. Азбука музыкального движения 3 1 2
3. Ритм. Акцент. 4 1 3
4. Русские народные танцы 4 1 3
5. Общеразвивающие упражнения 2 - 2
6. Танцы народов мира 4 1 3
7. Постановочная и репетиционная работа 10 2 8
8. Участие в конкурсах и концертах 4 - 4
9. Игровые технологии 1 - 1
10. Итоговые занятия и досуговые мероприятия 1 - 1
Итого: 34 7 27

п/п Наименование тем Количество часов Теоретические занятия Практические занятия
1. Общеразвивающие упражнения 3 - 3
2. Азбука музыкального движения 3 1 2
3. Русские народные танцы 4 1 3
4. Танцы народов мира 4 1 3
5. Мелодии в темпе музыкального движения 1 - 1
6. Игровые технологии 3 1 2
7. Постановочная и репетиционная работа 9 1 8
8. Участие в конкурсах и концертах 4 - 4
9. Темп. Характер 1 1 -
10. Интегрированные занятия 1 - 1
11. Итоговые занятия и досуговые мероприятия 1 - 1
Итого: 34 6 28
Список литературы
1. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.
2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
3. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991.
4. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.
5. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.
6. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
7. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
8. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
9. Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература:
10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.
11. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
12. Игры в школе. - М.: ACT, 2000.
13. Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.
14. Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003.
15. Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. - Ростов-на-Дону, 2002.
16. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. - Санкт-Петербург, 2003.
17. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992