Классный час в 9 классе на тему «Сотвори свое будущее»

Кратчайшее выражение смысла жизни
может быть таким: мир движется и
совершенствуется, главная задача –
внести вклад в это движение,
подчиниться ему и сотрудничать с ним
Л.Н. Толстой

Классный час в 9 классе на тему
«Сотвори свое будущее»
Цели и задачи: помочь учащимся ориентироваться во взрослой жизни; нравственное и профориентационное воспитание.

Оборудование: тесты на ПК, анкеты, презентация «Профессий много на земле», выставка книг
Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя:
В детстве весь мир словно мать молодая,
Вечно жалеет нас, все тормошит,
Все наши глупости вмиг оправдает,
Каждую прихоть исполнить спешит...
Возраст подростка.
О, мир изменился
Смотрит теперь как суровый отец...
Как он пристрастен! И так изострился,
Словно гравера искусный резец...
Вы – на пороге взрослой жизни. Пришло время задуматься над целью вашей жизни, над своим призванием. «Слово «призвание» родилось от слова зов. Прежде всего – зов собственного сердца.» (К. Паустовский)
Поиск себя лучшие люди Земли всегда начинали с решения главных вопросов:
сначала – каким быть, а потом уже – кем быть.
2. Мозговой штурм . Послушайте басню Сергея Михалкова
Муха и пчела
Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала
Та хоботком своим цветочный сок
По малым долькам собирала...
«Летим со мной! так, обратясь к Пчеле,
Сказала Муха, глазками вращая.
Я угощу тебя! Там в доме, на столе
Такие сладости остались после чая!
На скатерти варенье, в блюдцах мед.
И все за так! Все даром лезет в рот!»
«Нет! Это не по мне!» ответила Пчела.
«Тогда валяй трудись!» лентяйка прожужжала
И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала...
Не так ли папенькины дочки и сынки,
Бездумно проводя беспечные деньки,
Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки,
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
- О чем говорится в этой басне? В какой из ролей вам хотелось бы прожить жизнь? Можете ли вы привести примеры к этой басне из жизни, из литературы?

«Сотвори свое будущее» - означает суметь самому себя воспитать, сформировать свою готовность к реальной послешкольной жизни.

3. Диспут. - В молодости Л.Толстой сделал такую запись: « имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни. Цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и часа и для минуты, жертвуй низшие цели высшим».
- Что имел в виду Л.Толстой?

Легкомысленное отношение к своему будущему может стать необратимым. Нужно научиться правильно распоряжаться своим временем, разработать для себя разумный план деятельности. Каждому, кто заканчивает школу, надо хотеть, надо сметь, надо брать на себя груз ответственности за собственное будущее.
- Какой прфессией вам хотелоь бы овладеть в будущем?
- Чем вам интересна эта профессия?

Зачастую бывает, что стремишься к одному, а получаешь совсем другое. Едва ли найдется человек, который бы не стремился к успеху. Хотят все, но добиваются не многие. Почему так много молодых людей безуспешно пытаются войти в послешкольную жизнь, теряют веру в свое будущее и плывут по течению.

Есть такая порода пройдет невредимый
Меж любых жерновов, перетерших муку...
А другой человек робок неодолимо
Этот не хозяин и собственному куску.
Есть такой, что па льва разъяренного вспрыгнет,
Да еще и добьется, чтоб тот его вез...
А другой только серую мышку увидит
Прочь поводья, а воз между тем под откос...
Этот неистребимо живучий и цепкий,
А другому достатка вовек не узнать,
Тот как дуб, а вот этот как хлипкая щепка...
Зреньем ястреба третий привык щеголять...
Души одних подобны реке полноводной,
Дух других вознесен выше горных окраин...
Да,-воистину, всяк у природы свободной
Самая важная тайна из тайн!..
(Айдын Ходжиева)
- Как вы поняли это стихотворение?
Люди не умеют ставить перед собой реально достигаемые цели, не знают методов и способов их реализации, плохо общаются, не умеют влиять друг на друга и не достигают того, чего они хотят получить. Доказательств множество. Мы можем обнаружить их и в судьбе своих родственников, знакомых и незнакомых людей. Об этом кричат частые конфликты, стрессы, хмурые лица на улице и многое другое. Никто не хочет вызвать ненависть у других, а вызывают довольно часто. Все хотят договориться, а пропасть между людьми часто увеличивается. Почему же так получается? Хотят одного, а достигают другого?
Потому что одного желания мало, нужны знания и умения. А вот этого и не хватает.

По данным исследования «Молодежь на пороге третьего тысячелетия», проводимым научно-исследовательским центром Института молодежи, молодежь в наши дни не так драматично относится к социально-экономическим переменам, как люди старшего поколения. Юноши и девушки спокойнее реагируют на трудности, легче адаптируются в образовательной и профессиональной деятельности. Первостепенное значение для них имеют:
- получение качественного образования;
- востребованность приобретенной профессии;
- нахождение своей ниши на рынке труда и занятости.

- Расскажите о специальностях и профессиях членов вашей семьи

Отсутствие в стране результативно действующей системы профориентации приводит к тому, что до 30% выпускников ВУЗов, а в некоторых профессиях до 80%, не работают по полученной специальности.
4. Тестирование. Предлагаю вам пройти тест на выявление ваших наклонностей. (учащиеся садятся за ПК)

О множестве новых профессий молодежь почти не имеет информации, да и традиционные профессии претерпевают изменения, что требует от современного человека умения быстро перестроиться, быть мобильным, если надо - поменять специальность, предприятие, должность. Для этого должна быть база основных знаний, которые помогут безболезненно совершать разные повороты в жизни.
Чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо:
во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые они предъявляют к человеку;
во-вторых, знать себя, а именно, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.
5. Анкетирование. Текст анкеты:
1. Твоя будущая профессия? 2. Какие она предъявляет требования к человеку?
3. Твои способности?
4. Твои интересы?
5. Востребованность твоей будущей профессии?

6. Беседа. «Живу в маленьком селе – нет у нас никаких институтов, нет заводов. А ведь когда мало видишь, мало знакомишься с людьми разных профессий, и выбирать труднее. Как же быть в этом случае? Выбирать профессию по справочнику?» (из письма старшеклассника)
Оказание помощи в профессиональной ориентации молодежи является одним из направлений работы библиотек.
7. Презентация профессий. Ученики представляют подготовленные ими презентации о своей будущей профессии.
8. В мире происходит удвоение количества информации за десятилетие. Скоро информационные потоки просто начнут бить фонтанами, низвергаться океанами. Время, когда было достаточно получить «корочку» о высшем образовании безвозвратно ушло.
Молодым людям необходимо выяснить, каковы их профессиональные интересы и склонности по универсальной формуле: «хочу – могу – надо».

Хочу – учитывает желания, пристрастия, увлечения;

Могу – учитывает возможности и способности;

Надо – востребованность в обществе.

9. Анкетирование. Перед вами – листочки, разбитые на три колонки. В первой колонке напишите пять профессий, которыми вы хотели бы овладеть, во второй - пять профессий, которыми вы можете овладеть, и в третьей - пять профессий, востребованных в современном обществе
Современные информационные технологии, Интернет – дают большие возможности в поиске новой информации и использованию ее в работе. Это и доступ к профориентационным сайтам, и возможность пройти профтестирование в режиме on-line.

Иметь способности к тому, чтобы воспринимать все новое и быть готовым к переменам – это не так просто как кажется.

ОТВАГА
Вспомни, как ум твой незрелый пасует,
С головоломной проблемой сойдясь...
Все твои силы уходят впустую,
Воля пропала, едва народясь...
Ты постепенно выходишь из строя:
Труд непомерный тебе не с руки...
Только отваги сердечко литое
Вскликнет: у страха глаза велики!
О, как оседланный конь, твоя гордость
Нетерпеливо и гневно взовет:
Что, мол, хозяин, скакать приготовясь,
Ты прохлаждаешься? Время не ждет!
Истинно: рекам подобен идущий,
Крепнущим от кишлака к кишлаку...
Гряды рассад коль просчет не допущен
Солнце целует весь день на бегу...
Совесть и разум тебе не изменят.
Сердце! Отваге себя поручи!
В мире ее выше золота ценят.
В счастье всегда кровь отваги стучит!

10. Подведение итогов. Сергей Москалев – руководитель издательства «Сфера» однажды провел небольшой опрос среди бизнесменов и безработных. Вопрос простой: «Готов ли ты завтра пойти на вокзал торговать пирожками».
Ответьте и вы на этот вопрос.
Люди, добившиеся успеха, отвечали одинаково: если жизнь заставит, то смогу, почему бы и нет. А неудачники, которые много лет ищут работу, отвечали, что никогда до этого не опустятся.
Получается, что человеку с потенциалом бояться нечего. Как бы ситуация не сложилась – он всегда найдет в себе силы освоить новое и быть востребованным и успешным.
Горечь и сладость познавшие, зреем,
Учимся грузы терпенья носить. .
Бьемся как реки, как ветры мы реем,
Зданье решая свое возводить...









Анкета

1. Твоя будущая профессия?__________________________________________
2. Какие она предъявляет требования к человеку?________________________
____________________________________________________________________

3. Твои способности?_______________________________________________
___________________________________________________________________
4. Твои интересы?_________________________________________________
___________________________________________________________________
5. Востребованность твоей будущей профессии?___________________________

------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Анкета

1. Твоя будущая профессия?__________________________________________
2. Какие она предъявляет требования к человеку?________________________
____________________________________________________________________

3. Твои способности?_______________________________________________
___________________________________________________________________
4. Твои интересы?__________________________________________________
___________________________________________________________________

5. Востребованность твоей будущей профессии?________________________















Хочу Могу Надо
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Хочу Могу Надо
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Хочу Могу Надо
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хочу Могу Надо
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Хочу Могу Надо
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Крайненская общеобразовательная школа I-III ступеней












Классный час

в 9 классе

на тему:«Сотвори свое будущее»
















Кл. руководитель 9 класса
Бекирова В.С.
15