Конспект урока по русскому языку по теме: Словосочетания, их строение и грамматическое значение


Дата:
Класс: 8
Предмет: русский язык
Тема урока: Словосочетания, их строение и грамматическое значение.
Цели урока:- обобщение и расширение полученных знаний по теме «Словосочетание»;- развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;- воспитание желания переосмыслить собственные знания по теме и применить их на практике.Задачи урока: -выделить существенную информацию, систематизировать ее и представить в графическом виде;-обеспечить условия для формирования знаний о способах связи слов в словосочетании, формирования умений определять способы связи слов в словосочетании;- самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;- развивать умение давать самооценку своей деятельности;-воспитывать нравственные качества: толерантность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку.Тип урока: урок "открытия" нового знания.
Использованные приемы:- мозговой штурм, таблица «Знаю – хочу знать – узнал», «кластер»;
Ход урока:
I. Организационный момент.1. Приветствие.
2. Объявление темы и цели. Мотивация.
- Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
II. Проверка домашнего задания. «Мозговой штурм»
- Что изучает синтаксис?
- Для чего служит пунктуация?
-Чем отличается словосочетание от слова? (Дает более точное значение) - Чем отличается предложение от словосочетания? (Носит законченную мысль) 
III. Деление на группы: *** предлагаю вам встать, взять за руку соседа, держать крепко, крепкое рукопожатие.
Ученики определяют тему – «Словосочетание».
IV Актуализация опорных знаний и действий учащихся 
Какие ассоциации вызывает слово Родина? (дом, место, где родился, столица и т.д.)
Оформление тетрадей: - Запишите в тетради число, классная работа и тему урока: Строение и грамматическое значение словосочетания.
Работа в парах:
1. Попробуйте, поработав в паре, записать словосочетания со словом Родина, выделить главное и зависимое слово: (Моя Родина, любимая Родина, дорогая Родина, многострадальная Родина…) 
-Что вы составили? (Словосочетания) 
V. Проблемное объяснение нового знания.
Раздает учащимся тексты с правильной информацией.
Информационный текст:
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречным.
Строение словосочетания.
Словосочетания
28003491162040038290506858000
Сочинительные Подчинительные

День и ночь
сущ. + сущ.
День и ночь в полях бушевала вьюга.
(однородные обстоятельства)
Решаем задачи
Глаг. + сущ.
На занятиях мы решаем задачи из нового учебника.
(Сказуемое и дополнение)
Сочинительные словосочетания состоят из равноправных слов, а в подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
2. Заполнение таблицы: «Знаю – хочу знать – узнал»
- Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»
Я знал (а)
Я узнал (а)
Хочу узнать
3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал».
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».
Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
Связь в словосочетании – подчинительная.
VI. Закрепление и практическое применение знаний.
Упражнение №1
Распределите словосочетания по столбикам таблицы.
Сочинительные
Подчинительные
Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; вверх и вниз, дождь или снег, книги и журналы, физика и химия
широкополая шляпа, пить чай, глубокое море, закончил школу, вошел медленно, яркий свет
2. Грамматическое значение словосочетания.
Словосочетание, как и слово, имеет общее грамматическое значение, но в отличие от слов, у словосочетаний это значение более конкретно, определенно. Например, сравните значение слова СВЕТ и словосочетания ЯРКИЙ СВЕТ. Это слово обозначает предмет, а словосочетание не только предмет, но и его признак. Словосочетания могут выражать очень много разных грамматических значений. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.
1. Значения словосочетаний связаны с их строением. Такие словосочетания, как ЯРКИЙ СВЕТ, БОЛЬШОЙ ДОМ, ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА, состоящие из существительного и прилагательного, выражают общее грамматическое значение: указывают предмет и его признак.
2. Словосочетания ПОСТРОИТЬ ДОМ, ЧИТАТЬ КНИГУ, РЕШАТЬ ЗАДАЧУ и похожие, состоящие из глагола и существительного, имеют другое грамматическое значение: они указывают действие и предмет, на который оно переходит.
3. Если же словосочетания состоят из глагола и наречия, например, БЕГАТЬ БЫСТРО, ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ПИСАТЬ ГРАМОТНО, то их грамматическим значением будет указание действия и его признака.
Выполняя следующее упражнение, распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.
Грамматическое значение словосочетания
Примеры
Предмет и его признак
Большой дом,
Яркий свет,
Интересная книга
Действие и предмет
Построить дом
Читать книгу
Решать задачу
Действие и его признак
Бегать быстро
Говорить громко
Писать грамотно
Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.
Упражнение №2 - Распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.
Предмет и его признак
Действие и предмет
Действие и его признак
Синее небо, опасный поворот, спорное высказывание, горный воздух
Пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь
Ошибаться редко, идти уверенно, идти навстречу, быстро доехать
Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, опасный поворот, спорное высказывание, идти навстречу, топить печь, горный воздух, быстро доехать.
3 - Продолжите предложение: Грамматическое значение словосочетания зависит от того…
1) являются ли слова, составляющие словосочетание, однородными членами;
2) к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание;
3) какими членами предложения являются слова, составляющие словосочетание;
4) сколько слов входит в словосочетание.
Словосочетание – это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи словосочетания бывают сочинительные и подчинительные.
VIII. Домашнее задание:
приготовиться к тестированию