Урок по обществознанию У роковой черты

Урок обществознания в 7 классе.
У роковой черты.

Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы плывут в реке.
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы!!!
Р. Рождественский

Задача урока: показать, что человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду, порой отрицательно воздействуя на многие природные процессы.
Цели урока:
обучающие: формировать у учащихся представление о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества;
развивающие: научить определять роль природы в жизни человека и общества, определять значение моральных норм и запретов в жизни общества; продолжить развивать навыки работы с текстом.
воспитательные: прививать любовь к природе, воспитывать умение видеть красоту в окружающей нас природе; показать, что может сделать каждый ученик для защиты природы, что в его силах.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Форма урока: урок-размышление
Формы и методы работы: беседа, опрос, работа с текстом учебника, составление таблицы.
Технология обучения: элементы кейс-обучения – разрешение проблемы после обсуждения предложенного текста стихотворения и выявление позиций учащихся по поставленному вопросу.
Оборудование: компьютер, проектор; презентация; аудиозаписи песен, которые будут создавать фон при решении некоторых заданий (музыка звучит приглушенно).
Учебник: Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.: ил., карт. – (Академический школьный учебник). (§ 19. Воздействие человека на природу.)

Ход урока.
I. Организационный момент.
Слайд № 1
Объявление темы урока, ознакомление с эпиграфом к уроку.
Вспомните:
Слайд № 2
Что ты знаешь об экологии?
Назови основные занятия первобытного человека.
Что такое производящее хозяйство?
(Ответы учащихся)

II. Вызов.
Слайд № 3
Писатель Валентин Распутин считал, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология. Он говорил: «Удивительно, но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести»
Как вы понимаете слова писателя? Расскажите, что вы знаете об экологическом кризисе на нашей планете.
(Ответы учащихся)

III. Изложение материала урока.
План урока.
1. Присваивающее и производящее хозяйство.
2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая.
3. Поэтическая пауза.
4. Дыхательная гимнастика.
5. Загрязнение атмосферы.
6. Загрязнение воды и почвы.
1. Присваивающее и производящее хозяйство.
Слайд № 4
A) Ребята, прочитайте текст на стр. 200 и ответьте на вопрос: в чем различие между присваивающим и производящим хозяйствами?
Б) Рассказ учителя о «второй природе».
Вывод: человек активно вторгается в жизнь природы, не всегда думая о последствиях.
2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая.
Слайд № 5
А) Учитель раскрывает значение термина «экология».
Экология (от греч. «oicos» - дом, жилище и «логос» - учение) – учение о доме, о месте где ты живешь.(учащиеся записывают в тетрадь).
Слайд № 6
Б) Рассказ учителя о бурной хозяйственной деятельности человека.

· 7
В) Ученики записывают в тетрадях. Великое экологическое правило: Нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать!!!
Слайд № 8. (звучит песня «Лесной марш» Ю. Чичкова, П. Синявского)
Г) Ученики, используя текст учебника на стр. 202, заполняют таблицу «Природные богатства (ресурсы)».
Природные богатства (ресурсы)

Исчерпаемые ресурсы
Неисчерпаемые ресурсы

Уголь
Металлические руды
Нефть
Газ
Почва
Растительный мир
Животный мир
Вода (Мировой океан)
Климатические ресурсы (воздух, энергия ветра)
Космические ресурсы (солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов)

3. Поэтическая пауза.
Слайд № 9
Ребята, послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры
Моя слеза течет.
От этой черствости людской
Болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.
Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой,
Мне кажется, горит не он,
А дом пылает мой.
Земля в ожогах и в рубцах, как в дни большой беды,
Хмельного ухарства следы,
Беспечности следы.
Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной
Все листья слезы льют. (П. Бровко)
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? В чем экологическая опасность хищнической вырубки леса?
(Ответы учащихся)
4. Дыхательная гимнастика.
Слайд № 10
Дыхательная гимнастика по системе йогов «Полет пера»
(улучшает качество крови и кровоснабжение мозга;
цель – улучшить восприятие и усвоение информации,
активизировать память)
Встать прямо.
Втягивать воздух через ноздри, делать медленное вдыхание, наполняя легкие.
Вдыхайте плавно, медленно в течение 2 секунд.
Задержите дыхание на несколько секунд.
Медленно выдыхайте, направляя запас воздуха как будто гоните по ветру перышко.
(повторить пять раз)
5. Загрязнение атмосферы.
Слайд № 11
Рассказ учителя.
Ученики внимательно слушают рассказ учителя и отвечают на вопросы:
В чем опасность кислотных дождей?
Чем опасно загрязнение атмосферы?
(Ответы учащихся)
6. Загрязнение воды и почвы.
Слайд № 12
Рассказ учителя.
Ученики внимательно слушают рассказ учителя и отвечают на вопросы:
Каковы основные причины загрязнения воды и почвы?
В чем опасность такого загрязнения?
(Ответы учащихся)
IV. Рефлексия.
Слайд № 13 (звучит песня «Что может быть лучше России» Е. Крылатова, Л. Дербенева)
Составьте памятку грамотного экологического поведения.

V. Домашнее задание (по выбору).
Слайд № 14 (звучит песня «Деревенское детство мое» Е. Птичкина, М. Пляцковского).
Подготовь короткое сообщение об экологическом состоянии вашей деревни. Определи основные источники загрязнения.
В одной шутливой песенке поется: «потому что без воды и ни туды, и ни сюды». В каждой шутке есть доля истины. Что может случиться, если чистой воды на Земле не останется?

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.