Сценарий мероприятия «Песня на войне!»


Литературно – музыкальная композиция
Песня на войне
(«Темная ночь», на фоне музыки ученики читают стихотворение)
Стихотворение (Аветисян В., Уторгазиева Д., Жигулин В., Дехканова А.)
Послушай меня¸ я оттуда приехал, (слайд 2,3,4)
Где, кажется, люди тверды, как гранит,
Где гневной России громовое эхо,
Вперед продвигаясь, над миром гремит.
Где слева – окопы, а справа – болота,
Где люди в соседстве воды и гранат
Короткие письма и скромные фото,
Как копии счастья, в планшетах хранят.
Здесь громкие речи, товарищ, не в моде,
Крикливые песни совсем не в ходу.
Любимую песню здесь люди заводят -
Бывает у смерти самой на виду!
И если тебя у костра попросили
Прочесть, как здесь принято, что-то свое –
Прочти им без крика стихи о России,
О чувствах России к солдатам ее.
Как любят их дети, как помнят их жены…
И станут тебе моментально слышны
И снег, и деревья – весь слух напряженный
Овеянной стужей лесной тишины.
И как бы при звуках родной им трёхрядки,
Словам твоей правды, поверив не вдруг,
Веселый огонь молодой переглядки,
Искрясь, облетит их внимательный круг…
И кто-то дровец, оживляясь, подбросит,
И кто-то смущенно оправит ружье,
И кто-то любимую песню запросит,
И кто-то тотчас же затянет ее…
(звучит «Катюша»)
- Сегодня наш разговор о песне. И о войне. Точнее, о песне на войне. О той, далекой для нас Великой Отечественной, но которую никто из нас не должен, не имеет права забывать. О войне в Афганистане, и той, что совсем недавно полыхала на нашей земле – о Чечне. (слайд 5,6)
- Когда мы готовили этот материал, нас одолевали сомнения, неуверенность. Не причиним ли мы кому-то боль? Имеем ли мы право, не видя войну собственными глазами, говорить о ней, а тем более препарировать чьи-то души? Точнее же – души ребят, вынесших свои песни с фронтов ВОВ, из опаленного войной Афганистана, из многострадальной Чечни.
- Но ведь эти ребята – почти наши ровесники! В 41-м им было столько, сколько нам. И по Афганским тропкам шагали 18-19 летние парни, и такие же пацаны воевали в Грозном. А потому мы будем говорить о них, о том, что они пережили, и об их песнях! (слайд 7)
- Потому что песня – это их душа! И потому что песни – это наша память! (слайд 8)
Память, память, за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни,
Ты друзей моих умерших оживи,
А друзьям живущим, молодость верни.
Память… Память!
Ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть.
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу друзьям своим в глаза взглянуть.
Память… Память… Память.
(«Журавли»)
- Остановись время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни!
(слайд 9,10,11)
- В далекий год, простясь с учителями,
Длину дорог, измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и в штыковых.
Веселые, отважные, простые,
В свой звездный час не дрогнули они,
И в памяти о них по всей России
Горят сегодня вечные огни.
Горят сегодня вечные огни. (слайд 12,13)
- Чем больше отдаляется от нас эпоха ВОВ, тем масштабнее, грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. Те, кто родился в 30-е, 40-е, 50-е, 70-е, 80-е, знают о войне лишь по рассказам, а большинство – по книгам и кинофильмам. Тем ценнее и дороже становятся дошедшие до нас художественные памятники военных лет. Среди них, конечно, песни. Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью ВОВ.
- Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Они рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Вложенные в солдатские треугольники, они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.
- В полдень 22 июня 1941 года радио принесло страшную весть. И тотчас после этого сообщения прозвучало: (слайд 14)
- Пролетают кони, да шляхом каменистым,
В стременах привстал передовой,
И поэскадронно бойцы-кавалеристы,
Натянув поводья, вылетают в бой!
- Так с первого дня песня воевала вместе с Красной армией, вместе с народом. Пели популярные довоенные песни: «Катюшу», «Три танкиста», «Раскинулось море широко». Создавались новые. Своеобразным гимном ВОВ стала «Священная война», созданная Лебедевым-Кумачом и композитором Александровым. Впервые она прозвучала на шестой день войны на Белорусском вокзале, откуда эшелоны уходили на фронт. (слайд 15)
(«Священная война», Лебедев-Кумач, Александров)
- Но самой первой песней войны оказалась «Песня смелых», которую поэт Суриков, уходя на фронт, оставил в редакции «Правды» 22 июня 1941 года.
- Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют…
Песня – крылатая птица
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет. (слайд 16,17)
- На слова этого поэта написано много песен. А с одной произошла вообще невероятная история. Писал поэт письмо жене на КП возле Волоколамского шоссе. Тревога. Артналет. Оставил письмо. Кто-то из офицеров штаба нашел листок, переписал текст и послал своей жене. И вдруг, Суриков слышит по радио на музыку К.Листова «Бьется в тесной печурке огонь». (слайд 18,19)
(«Бьется в тесной печурке огонь» /Сурков, Листов/)
Жулдан - Шла война, менялась обстановка на фронтах, рождались новые песни. Вся страна пела «Темную ночь», «Прощайте, скалистые горы», «В лесу прифронтовом», «Шумел сурово брянский лес», «Смуглянку». (слайд 20)
Диана - В минуты передышки, между боями на фронте, когда части отходили на переформирование, звучала гармошка, и тогда… (слайд 21,22)
(«Смуглянка», 6 класс)
- А потом были песни победы, мирная жизнь, и песни мирные, счастливые, радостные! (слайд 23,24)
(«День Победы» /фонограмма/)
Стихотворение
О чем пожалеть и чего пожелать вам,
На мерзлом суглинке, замедлив шаги?
Не все еще люди, не все еще братья,
И есть еще в мире друзья и враги.
Куда ни поставь это горькое слово,
Но каждая буква в нем криком полна:
А что, если снова, а что, если снова,
А что, если снова на свете война?
- Вновь о войне в нашей стране заговорили в конце семидесятых, когда началась Афганская эпопея, мы, 17-18 летние и об этой войне знаем тоже больше понаслышке. О ней много говорят, и больше – плохо, да война – это и есть плохое, война – это зло. (слайд 25)
- Но сколько бы мы не спорили - нужна была эта война, или нет, герои те, кто там воевал, или совсем наоборот, бесспорно одно: ребята, которые шли в бой, не за свою, кстати, землю, свято верили в то, что выполняют свой долг, и так же свято его выполняли.
Стихотворение (слайд 26,27)
Над горами, цепляя вершины, кружат вертолеты,
Где-то эхом вдали прогремели последние взрывы.
Только изредка ночью взорвут тишину пулеметы,
Проверяя, а все ли мы живы.
Здесь про страх и опасность мы будто с тобою забыли,
И в минуты отчаянья мы научились смеяться,
И с друзьями, которых на целую жизнь полюбили,
Мы привыкли надолго прощаться.
Время медленно шло, только быстро усы отрастали.
Снились ночью нам дети, любимые жены нам снились,
Но когда, расставаясь, с друзьями прощаться мы стали,
Почему-то опять загрустили.
По афганским дорогам пришлось нам проехать немало.
Мы тряслись в бэтээрах, нам небо служило палаткой.
И надолго под звездами твердым законом нам стало –
Не искать на земле жизни сладкой.
- Когда я увидела с экрана телевизора в каком-то концерте поднявшихся зрителей на прозвучавшие со сцены строки:
И отсчитает кто-то
Последний шаг и вздох,
И получишь пулю
На вздохе в твой живот…
Вот почему, ребята,
Мы постарели там,
Мы – раненые в душу
Тобой, Афганистан…
У меня защемило сердце, и набежали слезы на глаза от боли, сердечной, душевной боли за израненные, искалеченные войной души этих мальчиков, как их тогда называли – «афганцев».
(«Афганистан») (слайд 28,29)
- Водоворот времени подхватил их, бросив по течению, этих ребят, не подготовленных к смерти и не знающих жизни. Уродство реальности гнетет человека: прекрасное, светлое, чистое – питает его душу. Они вернулись в общество, чтобы принести с собой свои песни – горькие, но чистые и искренние.
- Но самое главное – они принесли желание рассказать обществу правду о честно выполненном солдатском долге, об утерянных друзьях, о сломанных душах, о добром отношении к людям, о непримиримости к несправедливости, о любви к жизни.
- Возможно, кто-то скажет, что их нужно пожалеть… Нет! Они не нуждаются в жалости. А вот без мужества и гордости им не обойтись… Это проникло с войной в их сердца и сознание.
- Там, в Афганистане, не надо было приспосабливаться, лицемерить. С этим они и сегодня не хотят мириться. И дай им Бог сил и удачи!
(«Давай за…»)
Стихотворение (слайд 30,31)
С утра в строю
Не в счет дожди и ветры,
И зной – не в счет,
И лютый посвист вьюг.
Зовут судьбы солдатской километры,
На запад, север, на восток, на юг.
Ровесник штатский
Молвит с удивленьем:
Ты что за долю выбрал, старина?
Тебя со службы и по воскресеньям
До поздней ночи мать ждет и жена…
Что я отвечу? Да, покоя нету,
Скупа судьба на радости порой.
Но, предложи мне выбор, - снова эту
Я изберу, не пожелав иной.
Я знал вчера и повторю сегодня:
Солдатской честной службы суть строга,
Но я не мыслю дела благородней,
Чем защищать Отчизну от врага!
(«Чечня»)
Диана - Конец 90-х… И вновь на нашей земле полыхает пожар. На нашей, потому что мы не делили и не делим землю на русскую, чеченскую, украинскую – это была наша общая земля. А сейчас каждый тянет одеяло на себя, каждый, отхватив кусок земли, кричит: «Это моя земля», - и … стреляет. (слайд 32,33)
- И как тут снова разобраться, кто прав, а кто виноват, справедлива ли эта война, если стрелять приходится в тех, кто кого еще вчера считал своими друзьями. И снова гибнут мальчики. А те, кто выжил, слагают стихи и песни.
(слайд 34,35,36)
- Профессиональный поэт, слушая их, скажет это – не стихи, профессиональный композитор – это не музыка. Они же – эти ребята, слагающие песни, – еще не успели коснуться вершин поэзии и величия музыки. Они очень и очень молоды. А их песни ярки и имеют глубокий смысл, выходящий за рамки канонов поэтического и музыкального искусства. И не надо править то, что написано кровью и поется душой, за занавесом которой укрыты следы.
(«Над Грозным тают звезды») (слайд 37,38,39)
- Не будем править их. И не будем судить. Не нам судить их. Жизнь расставит все по своим местам. Жизнь – она главный судья. И этот судья должен быть безгранично добрым, ибо в основе мира доброта лежит.
- История советской литературы оставила нам удивительный факт. Я бы даже сказала факт символический… Судите сами! А.Н. Толстой 19 лет писал свою бессмертную трилогию «Хождение по мукам». Заканчивал он свою рукопись июньскими ночами 41-го года – ночью не мешают разговоры. Не отвлекают телефонные звонки…
- В ночь с 21 на 22 июня он писал последние строки трилогии. Написав заключительную фразу будущей книги, писатель посмотрел на часы: было 4 часа утра 22 июня 1941-го года! Уже сражалась Брестская крепость, уже фашисты бомбили Киев, Львов, Минск – по дорогам страны уже шла война, а последняя фраза его трилогии звучала так: «Мир будет вами перестраиваться для добра».
- Конечно, это можно посчитать случайным совпадением, но если вдуматься, то ведь все 1418 дней и ночей войны как раз и были яростной борьбой со злом ради торжества добра!
- Сегодня мы оглядываемся на те «сороковые - роковые, на те трагические, огненные, горькие и радостные четыре года войны, и хочется сказать: «Поклонимся великим тем годам…» (слайд 39,40)
(На фоне песни «Синева»)
Диана - Поклонимся живым и мертвым, бессмертным и бесстрашным, и тем, кто принял первый бой на рассвете 22 июня 41-го года у стен Брестской крепости, и тем, кто, пройдя через всю войну – такую войну! – добил врага там, откуда война началась – в поверженном Берлине! Поклонимся тем, кто шагал по выжженным тропкам Афганистана, тем, кого подстерегала пуля на каждом шагу, тем, кто горел в танках в Грозном, всем тем, кто лежит в солдатских могилах и всем тем, кто уцелел в этих войнах! (слайд 40)
- Пусть в домах не гаснет свет, сохраняется тепло. А если кто-то из вас из нас столкнется с этими ребятами, участниками войн, с их песнями, относитесь к ним так, как они этого заслуживают.
За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,
В своих руках мы держим автоматы.
Не для войны рождаются солдаты,
А для того, чтоб не было войны!
(«Журавли», на фоне музыки – стихи)
Стихотворение (слайд 41,42,43)
Так песне с далеких времен суждено –
Родившись, внезапно умчится в окно
И ходит по свету сама.
То в сердце твое застучит горячо,
То ласково тронет тебя за плечо,
То горе разделит с тобой.
Теплом из далекого дома пахнет.
И силу в солдатскую душу вольет,
На подвиг, ведя боевой.
И где б ни случилось – в походном строю,
В землянке, у смерти на самом краю.
Иль в мирном девичьем окне, -
Что может быть большей наградою мне,
Чем песню подслушать свою!
Пускай ни один из ее запевал
Не знает того, кто ее создавал,
Пусть только, народному сердцу верна,
Кому – нибудь в жизни поможет она.