Интегрированный урок по химии — экологии У роковой черты (9 класс)
Интегрированный урок
Химия – экология. 9 класс
Громак Н. М., учитель химии
высшей категории
МКОУ «Унъюганская СОШ №1», п. Унъюган,
Октябрьского района, ХМАО - Югры
Урок является заключительным по итогам изучения раздела «Органическая химия» в 9 классе, урок рассчитан на два часа, один час - за счет предмета «Химия», второй час - предмета «Экология и география ХМАО - Югры».
Тема урока: У роковой черты
Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма урока: Урок – размышление
Цель: Определить причины, которые могут привести к гибели человечества.
Задачи урока:
I. Раскрыть взаимосвязи и взаимодействия природы и общества.
II. Показать глубину современных химических знаний в решении экологических проблем человечества, подвести к выводу о необходимости принятия срочных мер для выхода из очередного, но самого опасного за всю историю человечества кризиса.
III. Развивать навыки критического мышления, умение сравнивать, анализировать, выделять главное, отстаивать свою точку зрения, подкрепляя её выводами.
IV. Содействовать комплексному (эмоциональному и рациональному) восприятию природы, целостному восприятию естественнонаучной картины мира, а именно познанию себя и отношения к окружающему миру как к части самого себя, пониманию ответственности человечества и каждого человека за будущее планеты.
Оборудование для учителя:
Мультимедиа аппаратура для показа презентаций обучающихзся;
Видеофильмы «Жить или не жить», «Экологические системы»;
Таблицы-схемы «Место человека в природе»; «Экологический подход в познании», «Пути возникновения кризиса и катастрофы» (таблица-раскладушка формата А-4);
Словарные слова.
Материалы для детей:
Карточки-задания «Отличие понятий кризис и катастрофа»;
Таблицы «Будущее будет»;
Советский энциклопедический словарь, М., «Советская Энциклопедия», 1981.- 1600 с.;
Словарь русского языка: В 4-х т; Под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд., Стереотип. – М.: Русский язык, 1985-1988, Т.2. К – О. 1986. 736 с.
Ход урока:
Учитель химии:
Добрый день!
Я хочу показать вам фильм, который имеет непосредственное отношение к теме нашего урока.
(Показ видеофрагмента «XX век. Ты смотришь нам в глаза», из видеофильма «Жить или не жить», Видеостудия «Кварт», 2 мин.)ВОПРОС: Какое впечатление, ребята, на вас произвел данный фильм? (Ответы детей.)
Все люди мечтают о счастливом будущем. Но кадры этого фильма не дают нам такой надежды. Они говорят о близкой гибели человечества. На сегодняшний день в мире известно уже более 20 миллионов органических веществ, созданных искусственным путем. Для их создания человек использует нефть, природный и сланцевый газ, тяжелые металлы, продукты переработки которых и неправильные способы добычи отрицательно сказываются на состоянии нашей планеты и всего живого. В погоне за материальным благополучием человек истощает сырьевые запасы планеты и превращает Землю в мусорную кучу. Он живет по принципу «На наш век хватит!».
Да, пока мы живем на Земле. А смогут ли жить наши дети?
Человечество подошло к опасной черте. Что стоит за этой чертой, предстоит нам выяснить. Эта черта – роковая.
Тема нашего урока: «У роковой черты».
ВОПРОС: Как вы думаете, что ждет нас за этой чертой? (Ответы детей о гибели человечества.)
Сегодня на уроке мы с вами должны определить причины, которые могут привести к гибели человечества.
(Цель урока: Определить причины, которые могут привести к гибели человечества,выводится обучающимися и записывается на доске.)
Человек неотделим от природы. Какое место человек занимает в природе? Я предлагаю вам составить схему, которая продемонстрирует место человека в природе и прокомментировать, объяснив свою точку зрения. (Работа учащихся со схемой).
?
ВОПРОСЫ: Могут ли быть другие варианты ответов? (Ответы ребят, составление другого варианта схемы.)
Как вы считаете, какой из 2-х вариантов отвечает современным представлениям о месте человека в природе? (Ответы детей.)
Учитель экологии:
Я с вами согласна, но в каждом из вариантов есть своя доля истины. На самом деле, с точки зрения науки экологии, между человеком и природой существуют более тесные ВЗАИМОСВЯЗИ. (Работа учителя со схемой экологического подхода в познании.)
Это: пища, энергия, информация. Получая от природы пищу, человек приобретает энергию для жизни и становится способен обмениваться информацией. (Прорисовка на схеме экологического подхода букв П, Э, И, затем эти буквы соединяются пунктирной линией так, чтобы получился треугольник в круге.)
Таким образом, человек становится в центре треугольника, вершина которого показывает, что он стремится к РАЗВИТИЮ. То есть взаимосвязи с природой дают развитие. (Работа учителя с таблицей-раскладушкой, по ходу рассказа учителя открываются сверху-вниз листы таблицы с опорными словами.)
Противоречие
Взаимодействие
Развитие
Человек для своего развития берет из природы все, что ему нужно, не задумываясь о последствиях. В итоге возникает ПРОТИВОРЕЧИЕ между человеком и природой, нарушаются взаимосвязи.
В подтверждение этого я хочу продемонстрировать фрагменты фильма.
ЗАДАНИЕ: После просмотра вы, ребята, дадите мне ответ на вопрос:
Каковы будут результаты подобной деятельности человека?
(Показ видеофрагмента фильма об отстреле волков, видеофильм «Жить или не жить», Видеостудия «Кварт», 1 мин.)
(Ответы детей о гибели многих видов животных.)
ВЫВОД: В природе все взаимосвязано. Природа – целостная система. И если из природы исчезнет хотя бы один вид – связи будут нарушены.
Я с вашей помощью продемонстрирую это.
ИГРА: «Взаимосвязи в природе».
У вас на партах имеются карточки с названиями видов животных. Каждый из вас продемонстрирует определенный вид. Я прошу вас встать и взяться за руки. Вы – целостная система природы. Когда я буду называть один из видов, вы будете крепче сжимать руки, чтобы ваши соседи почувствовали единство с вами. Но у кого-то на карточках написано слово «отстрел». Когда я назову такой вид, тот, у кого было написано данное слово, подогните ноги и повисните на руках соседей. (При назывании всех видов дети стоят, при слове «глухарь» виснет один человек и система не теряет своей устойчивости, но при слове «волки» повисает 4-5 человек и система рушится.)
ВОПРОС: Что произошло с нашей системой?
(Ответы детей о разрушении, разрыве системы.)
Подведем итоги ваших ответов: Система потеряла устойчивость.
ВЫВОД: Таким образом, система теряет устойчивость, если нарушаются взаимосвязи. Разрыв связей ведет к противоречию между человеком и природой. Противоречия могут накапливаться, обостряться и привести к КРИЗИСУ и КАТАСТРОФЕ. (Учитель истории раскрывает листы таблицы-раскладушки с данными понятиями.)
Катастрофа
Кризис
Противоречие
Давайте попытаемся выяснить, в чем различие между этими понятиями.
ВОПРОСЫ: Что такое кризис? Что такое катастрофа?
(Работа с понятийным аппаратом: учитель предлагает подобрать ассоциативные слова к словам «кризис», «катастрофа», помещенными на доске. Работа может выполняться как на доске, так и в тетрадях самостоятельно детьми с последующим чтением написанного.) КРИЗИС КАТАСТРОФА
затруднение внезапное бедствие
тяжелое положение событие с трагическими последствиями
недостаток чего-либо
(Учитель просит одного из обучающихся прочитать по словарю значение слов «кризис» и «катастрофа».)
Кризис – (от греч. «krisis» - решение, поворотный пункт). Острое затруднение с чем либо, тяжелое положение, острый недостаток.
Катастрофа – внезапное бедствие, событие с трагическими последствиями.
(В тетрадях записываются данные определения.)
У вас на столах карточки с заданиями. Давайте проверим, как вы поняли отличие понятий кризис и катастрофа.
РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ.
Задание: Какие из примеров относятся к кризису (А), а какие – к катастрофе (В)?
Запишите в тетрадях номера вопросов и рядом – буквы правильных ответов.
Авария на Чернобыльской АЭС.
Разлив нефти у берегов Японии в результате аварии на танкере «Находка».
Загрязнение вредными сбросами реки Обь.
Пересыхание Аральского моря.
Значительное превышение норм содержания токсичных веществ в воздухе крупных городов.
САМОПРОВЕРКА. (Правильные варианты ответов: 1 –Б, 2 –Б, 3 –А,4 –Б, 5 –А.После самопроверки учитель проводит проверку вслух, дети выставляют в тетрадях оценки за работу.)Вы прекрасно справились с заданием. Как вы видите, кризис и катастрофа могут быть вызваны самыми разными причинами. В зависимости от причин, кризисы бывают разные.
Например, если обесценивается курс рубля, то это будет какой кризис? (Учащиеся среди предложенных примеров определяют финансовый, экономический, производственный, межнациональный кризисы, кризис здоровья, экологический кризис, подтверждаемый просмотренными кинофрагментами, о которых напоминает учитель, задавая соответствующий вопрос.)
НА ДОСКЕ: ВИДЫ КРИЗИСОВ:
Финансовый
Экономический
Производственный
Межнациональный
Здоровья
Экологический
ВОПРОСЫ: Кинофрагменты, которые вы посмотрели, говорят о каком кризисе? (Экологический)
Какой из них представляет наибольшую опасность для людей? Почему? (Экологический, потому что ведет к гибели человечества.)
Учитель химии:
Я предлагаю вам заслушать сообщения одноклассников о кризисах, вызываемых неправильным использованием органических веществ и их влиянии на экологическое состояние нашей планеты. (Презентации обучающихся, подготовленные в качестве опережающего домашнего задания).
Хочется задать вопрос: Куда движется человечество? К какому будущему? (Ответы детей.)
Учитель экологии:
Каким хотели бы видеть будущее вы, ребята? Помечтаем? Тогда закройте глаза.
ИГРА «УБЕЖИЩЕ»:
Представьте себе, что у вас есть удобное надежное убежище, в котором вы можете укрыться тогда, когда пожелаете. Место не обязательно должно существовать в реальности, его можно придумать. Это может быть остров в океане, корабль, берег реки или просто уютная комната. Мысленно опишите это безопасное и удобное место. А теперь опустите голову на руки и представьте себе, что вы направляетесь туда, каждый в свое личное убежище. Вы можете слушать музыку или слышать шум водопада, можете разговаривать с другом, а можете просто слушать тишину…
Помечтали? А теперь давайте сделаем прогноз: Какой будет планета Земля в будущем?
(Заполнение таблицы «Будущее будет». У доски работают два помощника, заштриховывая квадраты цветным мелом по результатам опроса учащихся. Опросный лист прилагается.)Больше Так же Меньше
Загрязнение природы Биоразнообразие Автотранспорт Население Уровень жизни Обеспеченность продуктами питания Промышленность Сведение лесов Заброшенность земель Потребление энергии Рост числа и размера городов Чистая вода Я вижу, что ваш прогноз хороший, оптимистичный (Или наоборот, плохой, пессимистичный). Этот прогноз подтвердится, если каждый из нас (не) будет чувствовать ответственность за будущее нашей планеты. Если человек будет поступать бездумно, не задумываясь о последствиях, то нарушится связь между человеком и природой, что может привести к противоречиям, кризисам, катастрофам, а, значит, и к гибели человечества.
Как предупреждение звучат слова нашего земляка, поэта Ювана Шесталова всем будущим поколениям:
Хранителем природы
Стань, человек.
С бедою не шутя
Побереги леса свои и воды –
Ведь ты не безрассудное дитя.
Учитель химии:
А закончить сегодняшний урок я хочу следующими словами:
Ст. 42 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду».
Ст. 58 Конституции РФ дополняет: «Каждый обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам».
А какие меры предпринять, чтобы не перейти эту роковую черту, решать вам, выбирая свое будущее и будущее планеты.
СПАСИБО ВСЕМ, УРОК ОКОНЧЕН.