Урок по литературе на тему Идея художественного произведения (5 класс)
Идея художественного произведения
Цель: выработать навыки определения идеи произведения;
формировать навыки грамотного чтения;
воспитание бережного отношения к животным.
Оформление:
Эпиграф, высказывание В.Катаева.
Ход урока:
организационно-психологический настрой.
Добрый день, ребята! Мне не терпится начать сегодняшний урок. Обещаю вам, что он будет не совсем обычным, но при условии, что вы мне будете помогать. Вместе у нас всё получится.
Беседа.
- Скажите мне, пожалуйста, как пишутся художественные произведения?
- Для чего автор пишет свои произведения?
- Любите ли вы читать? Почему?
- Всегда ли вам понятно всё в прочитанном произведении?
3. Работа над темой урока.
Оказывается существует три степени понимания прочитанного текста. Это:
-прочитал и ничего не понял;
-прочитал и понял только то, что написано;
-прочитал и понял даже то, что не было написано.
Я хочу обратить ваше внимание на слова известного писателя В. Катаева, который сказал: «Меня никогда не покидает мысль, что я пишу для кого-то. Обязательно для кого-то». Что значит «для кого-то»? А это значит – для меня, для тебя, для тебя и для всех нас. Автор хочет своим произведением что-то сказать нам, донести какую-то свою мысль. Но прямо об этом он говорит весьма редко, так как талантливый читатель, грамотный читатель всегда поймёт, что хотел автор сказать своим произведением. Важно только уметь найти эту скрытую мысль. Именно об этом говорит и Марина Цветаева, известная поэтесса, слова которая я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку :
А что есть чтение – как не разгадывание,
Извлечение тайного, оставшегося за строчками,
За пределами слов.
- А как вы, ребята, понимаете это высказывание Марины Цветаевой?
Вот сегодня мы с вами и будем заниматься этим извлечением тайного, скрытого, мы будем отгадывать то, что хотел сказать автор свои произведением, т. е. мы будем определять идею произведения.
- Ребята, а как же происходит общение между писателем и читателем? Конечно же, через книгу. Книга – это связующее звено между автором и читателем. Нарисуем раскрытую книгу. А сейчас я прочитаю текст, а вы постарайтесь вообразить всё то, что услышите.
(Чтении рассказа Е. Носова «Трудный хлеб»)
- Итак я прочитала текст. Кстати, вы согласны, что это текст? Почему?
- А теперь нам необходимо определить жанр этого произведения: сказка, басня, повесть? Почему?
Как определить тему произведения?
Значит темой произведения будет - название произведения.
- Тему мы с вами определили, а вот идею так сразу понять, наверное, не каждый сможет. Напомните мне, что такое идея художественного произведения? Это то, ради чего автор писал произведении. Это то, что он хотел нам сказать.
- Я предлагаю вам немного пофантазировать. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести рассказ. Какие картины встают у вас перед глазами?
1-ая картина – Собака, птица, завязывается разговор между охотником и рассказчиком.
2-ая картина – Разговор охотника и рассказчика из которого мы узнаём о том, что собака слепая.
3-я картина – Хозяин и собака уходят.
Рисуем 1-ую картину. Работаем с ней.
- Как относится хозяин к собаке? (текст) Как он к ней обращается? (текст)
-Что лежит в основе взаимоотношений хозяина и собаки? (дружба)
-Значит ключевым словом в этом эпизоде будет что?
Работа со второй картиной
-Какой момент в рассказе вам кажется наиболее интересным? (Что вас удивило?)
- Как вы представляете себе эту картину?
- Вас удивило то, что собака слепая. Подберите, пожалуйста, ассоциативный ряд к этому слову. (беззащитная, жалкая, бедная).
- Какая профессия у Чанга. (охотничья собака)
-Какие профессиональные требования предъявляются охотничьей собаке?
(ловкость, зоркость, быстрота движений, реакция)
-Чего не достаёт Чангу? (зоркости)
-Легко ли добывать подстреленную хозяином дичь Чангу, не имея при этом самого важного – зрения?
- Вспомните, в какой момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался? Как вам кажется, почему? О чем таком спросил рассказчик, что не понравилось охотнику?
(А не лучше ли вам завести другую собаку?)
- Как на это отреагировал охотник?
-Какие предложения вы считаете ключевым?
(Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный)
- Вашим домашним заданием было: выписать из толкового словаря все значения слова «хлеб»
(1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки; 2. Тесто для приготовления выпечки; 3. Зерно из которого приготавливается мука; 4. Пища, пропитание; 5 Средство к существованию).
-Как достаётся хлеб Чангу? (трудно)
- Какие ключевые слова мы запишем? (Честный, трудный хлеб)
Работа над третьей картиной
- Чем заканчивается рассказ?
-Как бы вы это изобразили на картине? Давайте нарисуем.
- Прочитайте последнее предложение. Почему рассказчик не жалел убитую птицу? Как он стал относиться к Чангу, после того как узнал каким трудом достаётся ему хлеб? (Уважение)
- А сейчас, опираясь на ключевые слова, давайте сформулируем идею рассказа. Какая из картин будет главной. Какую из них мы можем назвать основой, фундаментом рассказа? ( 2)
- Какие в ней ключевые слова (Честный, трудный хлеб)
- Если картина, является основой, то и слова будут главными. Значит честный, трудный хлеб – это основа Основа чего будет являть честный и трудный хлеб? Посмотрите на ключевые слова других картин. Что у вас получилось? (Честный и трудный хлеб основа дружбы и уважения).
- Животные наши друзья и в ответ на их красоту, на ту радость, которую они нам дарят, мы должны беречь и охранять их.
Чтение стихотворении О.Высоцкой «Берегите друг друга»
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга.
Обижать не давайте.
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом с другом побудьте.
Берегите друг друга
Без притворства и лести.
Берегите друг друга:
Ненадолго мы вместе!
Сегодня мы с вами учились определять идею произведения.
-Что значит идея произведения?
- Как вы будете определять идею произведения?
- Зачем нужно находить основную мысль произведения?
- Что особенно понравилось вам в сегодняшнем уроке?
Ну что ж, я желаю, чтобы каждое чтение для вас превращалось в разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов. Пусть это будет вашим домашним заданием на всю жизнь.
15