АВТОРСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


АВТОРСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Прокеш Наталья Львовна учитель начальной школы
В статье даны методические рекомендации по применению и изготовлению мультимедийных презентаций к урокам в начальной школе. Отличительная особенность презентаций автора – проблемное обучение, которое базируется на материале, представленном на слайдах и особым анимационным эффектам.
На сегодняшний день мультимедиа-презентации – эффективный инструмент, который используется в самых разных сферах бизнеса, а в школе ее применение имеет целый ряд преимуществ. Именно компьютерная презентация наиболее часто создаваемый учителями инновационный методический продукт, на котором базируется современный урок.
Но когда речь заходит о применении компьютера в деятельности учителя, возникает сразу несколько вопросов:
Во-первых, целесообразно ли его применение на уроке?
Во-вторых, а где же, на каком этапе наиболее удачно и педагогически оправдано можно применить ИКТ?
На мой взгляд, компьютер применяется там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время, а так же он применяется для организации проблемного обучения, что бывает редко в тех презентациях, которые я находила на страницах Сети Интернет. Как правило, чаще всего презентации используются для демонстрации, что фактически является простой заменой наглядности. Т.Е. учитель не вывешивает таблицы, картинки, а использует для этой цели слайды. Это удобно - бесспорно, но ведь интерактивность, которую содержат возможности компьютерных технологий могут быть эффективным инструментарием для организации проблемных ситуаций, моделирования научных процессов которые можно наблюдать и анализировать, совершая с детьми маленькие открытия нового!!!
По данным современных исследований, в памяти человека остаётся ¼ услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Именно педагогически грамотная презентация, позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возможности обучения.
Всем известно, что время работы с компьютером в течение урока, согласно санитарным «нормам» для учащихся начальной школы составляет 10-15 минут, а вот нормативов работы на уроке с презентацией нет. Как вы помните, если ТСО используется редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие «вновь создаёт у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение», мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частоё использование ТСО в течение многих уроков подряд приводит к потере учащегося интереса к ним.
Учёные установили, что ИКТ в начале урока (на 5 минут) сокращает подготовленный период с 3-х до 0,5минут, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й позволяет поддержать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Периоды напряжённого умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия.Поэтому очевидно, что я стараюсь найти ту золотую середину, благодаря возможностям преимуществ компьютерных технологий сделать учение лёгким для ребёнка.Не все программные мультимедийные продукты, производимые сейчас, имеют хорошие рекомендации. В Интернете постоянно публикуются рейтинги образовательных ресурсов и отзывы тех, кто пользовался теми или иными программными средствами. Любой учитель внимательно следит за всеми новинками.Я разрабатываю собственные презентации, стараясь, что бы они позволяли организовать обучение не репродуктивном уровне, а на проблемном и развивающем обучении.
Хочется выделить те принципы, которых я придерживаюсь при изготовлении обучающих, педагогических презентаций.Задача мультимедийной презентации – сделать сухую информацию интересной, доступной и приятной для восприятия, выделить важные моменты. Естественно, мультимедийная презентация должна соответствовать стилистике, графическим решениям и общей логике изложения информации.
Единство стиля оформления
Учет возрастных и психических особенностей учащихся
Качество графических объектов
Оправданность применения графики, видео, музыки
Читаемость – размер, стиль шрифта, отсутствие ошибок.
Интерактивность
Уникальность, последовательность изложения
Наличие проблемного или развивающего обучения
Наличие проблемного или развивающего обучения
Наличие обратной связи с аудиторией
Рациональное использование пространство слайда
Возможности дифференциации и индивидуализации обучения
И последнее… Используя компьютер в своей профессиональной деятельности, нужно ни на миг не забывать, что это только лишь инструмент, он может быть более интеллектуальный чем лопата или молоток, но не способный решить окончательно всё решить за нас. Волшебное слово педагога всегда будет основой учения для маленького человека.