Статья на тему Нетрадиционные формы работы на уроках математики в 5-6 классах


МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А. М. Горького» городского округа город Фролово Волгоградской области
Нетрадиционные
формы работы
на уроках математики в 5-6 классах
Учитель математики Владимирова Т. В.
«Железо ржавеет, не находя себе применения,
стоячая вода гниет или на холоде замерзает,
а ум человека, не находя себе применения, чахнет.» Леонардо да Винчи
Уроки в школе – это значительная часть жизни школьников, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Но эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, наличия целенаправленной мотивации учителя, от их прилежания, трудолюбия и обученности.
Однообразие урока, когда на нём в течение нескольких лет повторяются в неизменном порядке: проверка домашнего задания, опрос, сообщение нового, его закрепление и снова – домашнее задание, постепенно вызывает у учеников скуку, притупляет их внимание.
Можно избежать этого, создав оптимальные условия учащимся в соответствии с их возможностями обучения.Такие условия достигаются определённым соотношением на уроке форм учебной работы. Не высказываясь на уроке, учащиеся хуже усваивают изучаемый материал, развивается неуверенность в своих силах. Я стараюсь ставить их в позицию говорящих, делающих. В процессе общения личность развивается, обогащается нравственными ценностями.
Методисты выделяют пять основных форм организации учебно-познавательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. Каждая из форм имеет свои недостатки и достоинства.
Как и многие учителя, я стремлюсь перестроить учебный процесс, активизировать обучающихся, заинтересовать их, приучить их к самостоятельной работе. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует учить всех учеников воспитывать у себя силу воли, и целеустремленность при решении сложных заданий. Но для создания глубокого интереса обучающихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы творчества обучающихся разного возраста. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.
Применяя в своей практике нетрадиционные формы ведения уроков, сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.
К нетрадиционным урокам можно отнести урок-викторину, урок - поиск, урок - экскурсию, урок - конференцию, интегрированный урок, урок-сказку, урок-спектакль, урок-игру, урок-соревнование, урок-суд, урок-экзамен, урок-тестирование, урок-рассказ, урок-праздник, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-смотр, урок-устный журнал, урок-КВН, урок-отчет и т. д.
Такой урок стараешься подготовить, если он открытый. Данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Нетрадиционные уроки приносят пользу тогда, когда им найдено точное место в системе проведения уроков. И, только проанализировав весь материал по предмету, определяется и выбирается форма проведения конкретного урока. Не всегда содержание учебного материала, темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме, поэтому считаю более целесообразным для повышения эффективности обучения использование на каждом традиционном уроке элемента нетрадиционного или выполнение какого-либо нестандартного задания, например:
В устном счете использую таблицу, в ячейках которой записаны буквы и числа, являющиеся ответами в предлагаемых примерах, которые нужно закрыть листочками, а из оставшихся букв составить слово. Слово является либо новым понятием, которое будет изучаться на уроке, либо связано с текущей темой и нужно найти эту связь;
Предлагаю задания на развитие логического мышления: найти правило нахождения числа, стоящего в средней клетке первой строки и по этому правилу вставить в пустую клетку пропущенное число.
Между сложными заданиями делаю «Геометрический перерыв»: предлагаю посчитать на заранее подготовленном на доске чертеже количество заданных фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников), многие ребята начинают обсуждать этот рисунок между собой уже на перемене;
Задаю творческие задания на дом: придумать рисунок для «Геометрического перерыва», составить задачу по заданному выражению, сделать «Книжку-малышку» с математическими загадками и интересными заданиями, составить «Магический квадрат» и т. п.;
Предлагаю ребятам вести математический словарь: в него записываются изученные понятия и их определения, при проведении текущей контрольной работы он сдается на проверку;
Часто предлагаю ряд заданий, в числе которых уже есть решенные (некоторые неправильно решенные) или не имеющие решения, учащиеся должны выполнить нерешенные, выяснить правильность ответа или прийти к выводу, что задание не имеет решений;
Благодатным периодом для использования нестандартных форм проведения уроков является, безусловно, предметный месячник, в это время обязательно провожу математические КВНы, викторины, конкурс математических газет, эмблем команд.