ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

И.Ю. Иванова
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 21 им. Н. И. Рыленкова, Смоленск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (К 1150 – ЛЕТИЮ СМОЛЕНСКА)
Всегда задумчива, скромна, 
Как верба у ручья, 
Моя родная сторона, 
Смоленщина моя. 
Николай Рыленков
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Малая родина. Как близка она нашему сердцу. Каждому дороги свой город, дом, улица, лес и поляны, где гуляли в детстве. Использование местного исторического материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям действительности, помогает выработке самостоятельного творческого мышления, твёрдых убеждений, умений и навыков.
Образование в современных условиях должно обеспечивать социальную адаптацию и самореализацию личности, воспитывать успешного человека. Личность на выходе из школы должна адаптироваться, прежде всего, к местным условиям, войти в окружающий ее социум (« где родился, там и пригодился»). Это произойдет, если выпускник будет знать и любить родной край, будет гордиться его историей, земляками, будет знать его традиции, менталитет.
В условиях модернизации образования, когда учитель располагает многообразием педагогических средств осуществления связи школы с жизнью, безусловно, не должен забывать об организации работы по краеведению и, по возможности, максимально сочетать учебную и внеклассную деятельность школьников. Тем самым, создавать условия для самообразования и всестороннего развития детей. Содержательный аспект краеведения выражается в познании различных сторон жизни края: социальной, культурной, политической, экономической; представителей разных поколений своей семьи, жителей края, представителей ближайшего окружения.
Суть краеведческого принципа в обучении заключается в установлении связи изучаемого в школе материала с теми знаниями и умениями, которые приобретаются в результате исследований родного края.
Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую работу проводим в начальных классах по краеведению?
Из своего опыта работы у меня сложилась небольшая система:
Прежде всего – это семья. Семейные традиции. Практическая деятельность по созданию презентаций о семье. Считаю, что именно в семье дети получают практический опыт познания своего края, его обычаев, традиций.
Имя твоё. История фамилий. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. Составление листа с описанием значения своего имени (фамилии) в портфолио..
Моя школа – мой дом.
Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.
Обзорная экскурсия в исторический музей. Памятные места города Смоленска. Экскурсия.
Мой город - герой. Из истории образования города, основанного в 863 году.
Мой край на карте страны.
Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе.
Удивительная природа. Национальный парк «Смоленское Поозерье».
Знакомство с творчеством поэтов Смоленщины (М.В. Исаковский, А.Т. Твардовский, Н.И. Рыленков).
Знакомство с традициями и обычаями русского народа. Рождество, Широкая масленица, Пасха.
День птиц. Акция «Покорми птиц». Практическая деятельность по созданию кормушек, скворечников.
Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи. Экскурсия в музей Великой Отечественной войны..
Люди земли Смоленской.
Я не только знакомлю учащихся с “малой Родиной”, но и использую материал о природе родного края, его историческом и культурном наследии, о хозяйственной деятельности местного населения на уроках и во внеурочной деятельности.
При отборе краеведческих сведений для урока придерживаюсь правил:
- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;
- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
- предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например улице, где находиться их дом или школа;
- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.
Начинаю работу в 1 классе. На интегрированных уроках обучения грамоте при написании букв связываю уроки с местным материалом, знакомым детям. Практически каждый урок мы превращали в маленькое путешествие по Смоленску. Знакомились с названиями улиц, в честь кого они получили такие названия.
Например, при изучении темы «Написание заглавной буквы в начале слов» можно работать со словами: город Смоленск, Смоленская область, река Днепр, улица Твардовского, и т.д. Параллельно с основным учебным материалом дается информация, связанная с этими словами.
Для первого класса можно давать только краткие исторические справки или просто объяснять значения этих слов, чтобы дети имели представление о городе или области, в которых они живут; об улице, на которой расположен их дом или школа и т. д. Можно спросить у ребят, какие знаменитые имена и фамилии, связанных с нашей территорией они может быть знают.
Приведу пример фрагмента урока при знакомстве с некоторыми словами.
Для начала давайте вспомним некоторые близкие нам слова и объясним их значения. (Учитель раздает детям карточки с изображением площади, памятника. Ученики называют слово и объясняют его значение.)
Памятник это постройка, которая напоминает нам о человеке или событии. Например, памятник Михаилу Ивановичу Глинке
Площадь это большое свободное место, окруженное постройками, например, площадь Победы.
В старом Смоленске насчитывалось 190 улиц..