Использование школьного музея и краеведческого материала на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности


Л.В. Субботина, учитель русского языка и литературы
МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области.
Использование школьного музея и краеведческого материала на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Чувство Родины нужно заботливо взращивать, 
прививать духовную оседлость. 
Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
Лихачев Д.С.
В «Концепции модернизации российского образования» одним из приоритетных направлений развития всей системы российского образования  является воспитание подрастающего поколения, ориентированного на нравственные ценности, позволяющие максимально реализоваться личности в современной культуре, социуме.
Таким образом, в основу воспитания положен культурологический подход, способствующий формированию у детей уважения к национальной культуре, народным традициям, обычаям и обрядам, являющийся связующим звеном поколений.
Несомненно, огромная роль в этом отводится краеведческому школьному музею, который призван сохранить для последующих поколений нашу самобытную культуру.
На базе нашего образовательного учреждения с 1994 года функционирует музей Русской старины через реализацию музейно – педагогической программы «Истоки», разработанной в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом образовательного учреждения. Эта программа включает различные модули: познавательный (связан с познанием истории своего села, края, с народными промыслами); тренинговый (в рамках взаимодействия с межрайонным Центром помощи семье и детям проводятся различные тренинги, ролевые игры, например, экскурс в историю, «Колесо истории»); информационный (создание и распространение информационных листовок, выпуск приложений к школьной газете «Бумажный Интернет», выпуск буклетов, содержащих информацию о деятельности музея); поисково – исследовательский (включает в себя сбор и обобщение информации об истории села, колхоза, школы, о знаменитых людях села, о Великой Отечественной войне); социально – значимый (шефство над ветеранами войны, солдатскими вдовами, старожилами села, оформление экспозиций, передвижных выставок, стендов, уход за воинскими захоронениями, связь со СМИ, социальными партнерами).
Конечно, большая роль в реализации данной программы отводится учителям филологических дисциплин, в том числе русского языка и литературы.
Немного из опыта работы. В своей практической деятельности я реализую познавательный, поисково- исследовательский и социально – значимый модули, определяющие основные направления работы по краеведению как в урочной, так и внеурочной деятельности.
 Начинать работу по  краеведению следует в 5 классе, изучая устное народное творчество. Познакомившись с русскими народными сказками, провожу в музее внеклассное мероприятие «Русские посиделки». Урок литературы в 8 классе по теме «Русские народные песни» проходит также в музее. Приглашаю школьную фольклорную группу «Золотые ворота» (в нее входят взрослые и дети). Учащиеся не только знакомятся с фольклорными песнями родного края, но им дается возможность соприкоснуться с обрядами и традициями русского народа, понять, чем жили наши предки. В качестве домашнего задания предлагаю создать исследовательский проект «Фольклор родного села».
В рабочей программе по русскому языку 5 класса выделяются часы для развития речи учащихся. Одна из тем – «Письмо». Начинаю урок с сообщения, какие бывают письма: дружеские, поздравительные, официальные, в газету… (выясняем на примерах таких писем, чем они отличаются). Далее говорю, что они отличаются не только по содержанию, но и формой обращения: адресатом может быть один человек или группа людей, а иногда – целое поколение (предварительно проведена работа над лексическим значением слов адресат и адресант). Затем, знакомлю учеников с письмом начальника военной кафедры харьковского мединститута, полковника медицинской службы И. И. Рыжикова, обращенного к школьникам семидесятых (письмо датировано 9 маем 1970 года).
В годы Великой Отечественной войны в 1942 году он освобождал наше село Субботино в составе 293 стрелковой дивизии, будучи врачом 1036 стрелкового полка.
Вот некоторые строки из письма:
«…Я, Рыжиков Иван Иванович, после того, как немцы были выбиты из села, срочно был вызван в штаб полка. Прибыв в штаб полка, я узнал, что в школе отступившими фашистами расстреляна группа советских солдат. Вместе с другими должностными лицами я направился в школу… Окна и двери школы были выломаны, помещение запорошено снегом. Вошли в коридор, повернули направо и вошли в заснеженный класс… Действительно, на полу в различных позах лежало одиннадцать трупов бойцов. Они были в разорванных гимнастерках, без обуви… документов ни у кого не было, но по петлицам мы определили, что все они были рядовыми. Произведя тщательный осмотр, мы установили, что все они были расстреляны в упор, одни – в спину и затылок, другие – в грудь. Видимо, перед расстрелом фашисты поставили пленных бойцов к стене, однако некоторые солдаты решили принять смерть, глядя на врага и повернувшись лицом к нему. У каждого солдата было по несколько пулевых ран - фашисты расстреливали их из автомата… Их похоронили в Субботино, недалеко от школы…
Знаете ли вы, дети, что пол, по которому вы сейчас ходите, полит кровью солдат, отдавших свою жизнь за Родину, за ваше счастье быть свободными советскими, пока маленькими гражданами? Сейчас вы сидите, я уверен, в теплом классе школы и учитесь всему прекрасному. А в январе 1942 года здесь умирали солдаты Великой Советской Родины. О чем они тогда думали, стоя перед дулами фашистских автоматов? Конечно, о жизни, с которой они прощались, конечно, о победе, до которой они не дожили, о своих родителях, о детях своих, которых они больше никогда не увидят…». Это послание тронуло детей. Они спрашивали, где находится этот класс (здание старой школы частично сохранилось), известны ли имена погибших, жив ли свидетель этого страшного события. В итоге были созданы исследовательский проект «Письма с фронта», репортаж «Расскажи мне о войне».
В 6 классе урок русского языка по теме «Устаревшие слова» провожу тоже в музее, так как музейные экспонаты из раздела экспозиции «Как жили наши предки» способствует формированию прежде всего личностных универсальных учебных действий: развитию интереса к изучению русского языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитанию внимания к культуре речи. Не составит труда добиться и предметных результатов: усвоить понятие «устаревшие слова» (архаизмы, историзмы), научить их опознавать и уместно употреблять в речи. Итогом таких уроков стала выставка творческих работ обучающихся (сочинение, эссе). После этого урока провожу внеклассное мероприятие «Так жили наши предки» с приглашением старожилов села, которые повествуют о быте крестьян, об их трудовой деятельности. Особый интерес у школьников вызывает назначение орудий труда. Если на уроке русского языка они узнали и увидели, что такое цеп, рубель, патефон, прялка, лапти, ступа, коромысло, примус и так далее, то на внеклассном мероприятии услышали из первых уст, как этими предметами пользовались, как, вообще, жилось крестьянам в старину. Да и сама обстановка, музей представляет собой старинную русскую горницу, способствует развитию интереса к культуре и быту русского народа.
Реализуя региональный компонент по литературе в 8 классе «Литература родного края», рассматриваем творчество Н. Шумакова, К. Воробьева, Е. Носова. Одна из основных тем их произведений – Великая Отечественная война. И вновь помощь школьного краеведческого музея неоценима. В музее создана экспозиция «Великая Отечественная война в истории села». Накануне организую экскурсию в музей, рассказываю о событиях военных лет на территории села. Особый интерес у школьников вызывает рассказ о партизанском отряде, действовавшем на территории района, в который входили и наши земляки. (К сожалению, просуществовал он недолго: девушка, посланная в наше село за продуктами, была схвачена фашистами, ее жестоко пытали, и она выдала место расположения отряда. Вызвали карателей из поселка Солнцева, и почти весь отряд был уничтожен. Выжили немногие, среди них наш земляк - Гридасов Н. Д., который рассказал нам об этом). На это мероприятие приглашаю ветерана Великой Отечественной войны Леонидову Н.Е. (в живых осталась только она) или «детей» войны. Они делятся воспоминаниями о том, как в 1941 и 1943 годах наше село было занято фашистами (наше село дважды занимали фашисты, и окончательно их выбили 13 февраля 1943 года), об их жестокости (часть села была сожжена дотла), об освобождении села.
Солнцевский район – это родина известного русского поэта Н. Шумакова, родившегося в селе с одноименным названием. В школе его родного села Шумакова есть краеведческий музей, одна из экспозиций в нем посвящена жизни и творчеству знаменитого земляка. В рамках социального партнерства наши ученики вместе с учителями русского языка и литературы посещают музей, знакомятся с этой экспозиций.
Естественно, после такой внеклассной работы ученики с особым интересом на уроках литературы изучают творчество писателей родного края.
Итогом работы стали публикации в местной газете «За честь хлебороба» под рубликами «Как это было», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
Основная роль школьного краеведческого музея не только в закреплении программного материала, но и в пробуждении у школьников стремления к самопознанию, в патриотическом воспитании подрастающего поколения через экскурсии и походы по родным местам. Занимаясь поисковой деятельностью, изучая фольклор, обряды и традиции, школьники создают экспозиции, проекты, пишут исследовательские работы. Обучающимися были созданы исследовательские проекты: «Наше село в годы Великой Отечественной войны», «Ими гордится село», «История нашей школы», «История села», «История нашего колхоза». Написаны исследовательские работы «Наш земляк – отец Ипполит», «Клоков Н. С. – Герой Социалистического Труда», «История храма иконы Казанской Божией Матери». В результате исследовательской деятельности учащиеся узнали интересные факты, познакомились с жизнью известных людей. Например, существует несколько версий происхождения названия нашего села Субботино, одна из них - от названия племени «субти», которое поселилось на берегу реки Лещинка. Наше село – это родина отца Ипполита, настоятеля Свято – Николаевского мужского монастыря в городе Рыльске (это имя известно далеко за пределами области). Ученики с удовольствием занимались исследованием его жизни и духовного подвига.
Конечно, такая работа велась под руководством не только учителей филологических дисциплин, но и истории и обществознания, школьного библиотекаря.
Являясь руководителем школьного музея, стараюсь поддерживать тесную связь с социальными партнерами: с работниками сельской библиотеки, с межрайонным Центром помощи семье и детям, со школами района, в которых функционирует краеведческий музей (на территории района еще в двух школах созданы краеведческие музеи, вошедшие наряду с нашим музеем в «Каталог музеев Курской области»). Формы социального партнерства разнообразны: совместно с сельской библиотекой проводятся различные мероприятия, конкурсы, праздники, встречи; со школами происходит обмен информацией, экспонатами, проводятся экскурсии, совместные внеклассные мероприятия; педагоги Центра помощи семьи и детям реализуют тренинговый модуль.
Итогом музейной и краеведческой деятельности стало участие в грантовом конкурсе для сельских базовых общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, на лучший инновационный образовательный продукт в 2014 году. Наше образовательное учреждение, представлявшее образовательный продукт «Школьный музей как образовательный и социокультурный центр сельского базового общеобразовательного учреждения», стало призером и было отмечено денежной премией. И в этом немалая заслуга учителей русского языка и литературы.
Литература и интернет – ресурсы
Ахунов В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления: Вестник Московского университета. - 2008.
Акинина Г. А. Музейная педагогика в школе: Вып. IV. – СПб., 2005.
Ванслова Е. Мир музея. – 2005. - № 8.
Загороднова Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!»: Вып. IV. – СПб., 2005.
Лукашева Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся: Начальная школа. – 2007. - № 9.
http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14/http://www.rg.ru/2012/12/30/