Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время
Статья "Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время "
Автор: Головня Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
МКОУ «Аношкинская СОШ»
Лискинского района,
Воронежской области.
С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании обучающихся. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения.
Важным элементом содержания компонента, формируемого участниками образовательного процесса, является краеведение. В основе реализации по краеведению лежит системно – деятельностный подход. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД.
Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки».
Изучение краеведения продолжается во внеурочной деятельности.
Одна из активных форм изучения исторического краеведения – экскурсии.
Большое значение имеют совместные экскурсии в музей, и как продолжение – организация выставок, конкурсов рисунков, фотографий и поделок, совместный доклад, презентация.
Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.
Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края дает учителю надежный инструмент для реализации государственного образовательного стандарта.
Изучение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] работу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] проводим[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] краеведению [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]?
Из своего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] опыта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] работы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] у меня сложилась небольшая система:
- открытые уроки: «Жизнь и творчество местного поэта И.И.Мокроусова»
-проектно- исследовательская деятельность: «Возникновение села Аношкино», «Люди в истории села», «Самобытный талант поэта-земляка И.И.Мокроусова»
- внеклассные мероприятия: «Что мы знаем о своём селе»,
«Вечер памяти, посвященный местному поэту И.И.Мокроусову».
Познавая родной край, школьники в сотрудничестве с учителем углубляют и расширяют свои знания.
Таким образом, у школьников формируется ряд ключевых компетенций:
- умение применять свои знания в решении практических задач.
-умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение правильно организовывать проектную деятельность.
- познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.
Мне кажется, что краеведческая работа должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России.
15