Статья по истории на тему: Исполоьзование краеведческого материала на уроках истории
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Привлечения краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед школой на современном этапе. Методист – историк А. И. Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по настоящему преподавание истории.
Рассмотрим на примере тему «Украина во время второй мировой войны 1939 – 1945 гг.» в различных видах краеведческой работы на уроках истории.
3.1 Музейный урок
Для примера рассмотрим урок в музее боевой славы в Куйбышевской общеобразовательной школе. Учитель ставит главной целью урока усилить воздействие на школьников методами музееведения, встречи с наглядностью, с музейными экспонатами, источниками – свидетелями войны, вещественными и письменными; воспитывать эмпатию – сочувствие, сопереживание своему народу, пережившему страшную трагедию войны; гордость за триумф своего народа, величие его подвига в победе над фашизмом. Этого можно достичь на основе изучения краеведческих материалов, находящихся в музее.
В музее работаем с историческими документами, анализируем, делаем выводы. Учитель вырабатывает у школьников умение увидеть, найти в документах историческую сущность, ответить на поставленный учителем вопрос о документе, о личности, которой он принадлежал, аргументировать свой ответ. На таком уроке работает индивидуализация, учет возможностей каждого ребенка. К результатам урока можно отнести и чувство ответственности, эмоции, и то, что урок стал событием. В нашей школе есть музей боевой славы. Ученики школы с большим интересом приходят туда, наверное, это один из лучших способов знакомить детей с темой Великой Отечественной войны. Ученикам очень хочется все потрогать: и гильзу, и каску советского солдата, и каску фашиста, экскурсовод разрешает потрогать, и дети ,,видят на каске” ,,кровь”! А как они волнуются, что фашистская каска крепче, интересуются: откуда она у нас в городе? Жалеют советского солдата, возмущаются: ,,а чего мы фашистам сделали?”
На таком уроке идет развитие творческих возможностей и способностей детей через исследовательский метод, проблемные ситуации. В основе этой творческой деятельности лежит прогноз вероятных результатов через имеющуюся в экспозиции информацию, потребность и поиск недостающей информации. Творческая учебная деятельность школьника возможна, если усвоение теоретической информации доступно и прогноз рассчитан на него конкретно. Учитель создает условия, рекомендует средства, форму деятельности, наиболее оптимальные для развития ребенка [16, с.129].
Музейный урок – это приобщение к культурным ценностям, воспитание гражданственности, патриотизма, повышение интеллектуального уровня, формирование потребности в саморазвитии, умение использовать музейную экспозицию как исторический источник.
3.2 Встреча с Ветеранами войны
На этом уроке могут приглашаться Ветераны войны, Дети войны, участники боевых действий, которые пережили те страшные моменты своей жизни и именно благодаря этим людям, которые освободили нашу Родину от нацистского и фашистского ига. Подготовка к этому мероприятию осуществляет учитель с учениками. Оформляют класс: Цветы, шары, флажки, плакаты военной тематики, выставка работ победителей конкурса рисунков, боевых листков. Ученики поставили стол, на нем солдатская каска из школьного музея.
Приглашенные гости общаются с ребятами, рассказывают о войне, делятся воспоминаниями, ученики внимательно слушают, задают вопросы, участвуют в дискуссии. После общения с ветеранами, ученики читают стихотворения посвященные войне, затем просматривают кинохронику Великой Отечественной войны. После окончание мероприятия дарят цветы ветеранам. На этом уроке формируется патриотичность, гражданственность и ответственность за свою Родину, учащиеся таким образом расширяют и углубляют свои знания по теме ,,Великая Отечественная война”.
Встреча учеников с представителями народов, которые были депортированы из Крыма в мае 1944 года.
К этому уроку тщательно готовятся как учитель, так и ученики, ведь пригласили в гости депортированного крымского татарина Аблязиза Айдера Сулеймановича. Предоставляется слово гостю, учительница задает общий вопрос проблемы, на что гость отвечает. Ученики имеют возможность задать в конце выступления вопросы, касающиеся депортациями, запоминать и записывать важную информацию, передаваемую из уст депортированного. Также учащиеся могли просмотреть фотографии тех времен, как осуществлялось депортация. Именно благодаря живому рассказу, ученикам дается возможность более подробно и глубже узнать о событиях, которые проводились сталинским режимом. В конце учащиеся с учительницей поблагодарили Аблязиза Айдера Сулеймановича, что нашли время прийти к нам и поделиться с нами о депортации крымскотатарского народа. Приглашения гостей способствует у учеников развитие и воспитание патриотизма, любовь к Родине, уважение к другим национальностям.
3.3 Урок с просмотром кинохроники
На этом уроке ученики изучают новую тему ,,Оккупация Украины войсками нацисткой Германии и ее союзников”. При изучении новой темы, учитель объясняет материал, а ученики выполняют задания, отвечают на вопросы, анализируют и делают выводы.
Мультимедийные технологии все активнее входят в учебный процесс, и это безошибочный рецепт интересного урока – так материал по истории Великой Отечественной войны, очень хорошо дополняют документальные фильмы и кинохроника тех лет. Кинохроника снята во время Героическая Оборона Севастополя или воспринимаются немного по-другому, когда видишь все, как будто глазами очевидца. Вот наши машины стараются доставить продовольствие по ,,Дороге жизни”, тонкий лед не выдерживает и транспорт, часто вместе с людьми, идет ко дну вместе с драгоценным грузом. Когда смотришь про то, как люди в во время обороны Севастополя голодали, умирали, но все равно работали и воевали, мурашки по коже пробегают. Благодаря кинохронике, ученики воспринимают, узнают новую для себя информацию, анализируют и делают выводы по просмотренному кадру. Во время просмотра учитель может остановить фильм, задать вопрос для общего развития, например (Когда началась оборона Севастополя?) и т.д.
Таким образом, использование на уроках истории кинохроники помогает реализовать следующие задачи:
1. Повысить мотивацию учащихся к изучению определенной темы.
2. Развить определенные умения, навыки и компетенции учащихся.
3. Привлечь внимание детей к той или иной проблеме изучаемой темы.
4. Превратить продукцию кинематографа в одно из мощных средств образовательного процесса.
5. Расширить кругозор и познавательную активность учащихся [18, с. 86].
Также использование на уроках кинохроники воспитывает нравственные и патриотические и эстетические чувства у школьников.
3.4 Внеклассное мероприятие - экскурсия по местам боевой славы
Тема экскурсии: ,,Посещение Братской могилы воинов Великой Отечественной войны” в п. Куйбышево, Бахчисарайского района. Учитель, разрабатывая такой урок, главной целью ставит воспитательную: воспитывать патриотические, гражданственные чувства и черты характера.
Подготовительный этап. Осуществление договоренности о выходе на экскурсию группы детей, назначение даты и времени проведения, утверждение ответственных и помощников.
Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление со специальной инструкцией проводится ответственным должностным лицом под личную подпись инструктируемых и инструктирующих (техника безопасности, охрана труда, правила поведения).
Проведения экскурсии.
1. Сообщение детям темы и целей экскурсии;
2. Сообщение о памятнике, его история;
3. Чтение стихотворения о ВОВ;
4. Подведение итогов экскурсии;
Во время экскурсии ученики внимательно слушают учителя, записывают основные события и даты, потому что после экскурсии ученикам будет дано задания, ответить на вопросы. Ученики рассказывают стихотворения, посвященные Великой Отечественной Войне.
Экскурсия по местам боевой славы играет большую роль. Формируются знания о подвигах в войне с фашистами. Прививаются уважение к памяти павших бойцов: беречь обелиски, памятники, выращивать и возлагать цветы. И еще развивают и воспитывают гражданственность, патриотичность и любовь к Родине.