Статья по теме Использование краеведческого материала по формирования личности обучающегося
Тема. Использование краеведческого материала с целью формирования личности обучающегося.
Современные концепции развития личности ребёнка, а также региональные подходы к образовательному процессу в учреждениях образования предполагают включение народной культуры в процесс развития ребёнка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранения и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию учащегося к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Народная культура обладает высоким воспитательным потенциалом, открывает детям нравственные ценности: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле, к родному дому, к семье.
В условиях возрастающей нагрузки на человека в современном обществе при увеличении потока информации, которую необходимо усвоить привлечение учащихся к научно – исследовательской деятельности есть путь, который в конечном итоге положительно скажется на уровне подготовки человека в будущей жизни.
История начинается с познания и осознания себя частью исторического процесса. И лучше всего начинать это, делать через изучение истории своей семьи, место, где родился и живёшь. Ребята с интересом составляют генеалогическое дерево, занимаются сбором информации о членах своей семьи. Можно выбрать определённый период, например, десятилетие истории своей семьи. В первую очередь следует составить блок вопросов, план исследования, выяснить, какие фотографии относятся к этому периоду. Далее уточнить, кто запечатлен этих фотографиях, какому поводу сделаны снимки. Выяснить родственные связи лиц, запечатленных на фотографии, где они работали и учились в то время. Эту работу можно дополнить сбором документов, записью воспоминаний, касающихся этому периоду истории. Сведения, добытые таким образом, делают изучении истории более понятным, приводит к осознанию сопричастности истории родного края и страны.
Одним из важнейших направлений работы с учащимися является патриотическое воспитание: воспитание чувство любви к своему краю, городу, селу, родному дому. Незабываемые впечатления и хороший воспитательный эффект дает посещение музеев при ознакомлении школьников с родным городом, памятниками архитектуры, заповедниками, лесопарками. Ученик, который будет знать историю своего села, города, быт предков, памятники архитектуры никогда не совершит акт вандализма в отношении этих объектов, так как будет знать им цену.
На лето учащимся можно дать на выбор разные задания. Например, одни могут собрать и оформить материалы об истории своих деревень. Другие учащиеся заниматься сбором легенд и сказок, которые родились на нашей земле. Изучая историю села, можно выяснить, кто его основал, сколько жителей проживало в нём разные периоды. Чем они занимались, в каких исторических событиях принимали участие. Кто живёт в селе сейчас,
чем занимается. Такая работа направлена на повышение самосознания и оценки учащихся, проживающих в селе, даёт возможность получения новых знаний, их систематизации. Подробнее остановлюсь на оформлении материала истории деревни Торганово Звениговского района.
Совершая экскурсию по родному краю, учащиеся учатся понимать красоту природы. Это способствует эстетическому воспитанию и развитию у них чувства любви своей Родине. На экскурсии имеются большие возможности научить школьников видеть прекрасное в природе, узнать о жизни марийского народа, о природе, экономике и культуре родного края.
Большое значение в формировании личности имеют родной язык и литература. Язык не просто отражает культуры народа, он хранит эту культуру и передает её из поколения в поколение. Именно поэтому язык играет столь значительную, решительную роль в формировании личности, национального характера, этнической общности, народа, нации. Образ жизни, географическое положение, историю, традиции наиболее наглядно иллюстрируют народные пословицы, поговорки, приметы. В них мы видим отражение национального характера. Своими корнями уходят далёкие исторические времена. Работа с ними на уроках марийского языка и литературы имеет большое воспитательное значение, вырабатывая положительные качества, например, трудолюбие, пушенге саскаж дене чаплана, айдеме – пашаж дене ( дерево славится плодами, а человек делами).
В пословицах особо выделяется добро по отношении к материи: кече икте, ава икте (солнце одно, мама одна), илыш поро пашалан пуалтын
( жизнь дана на добрые дела).
Язык – зеркало культуры, в нём не только отражается реальный мир, окружающий человека, реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа. Язык хранит культурные ценности в лексике, пословицах, поговорках, художественной литературе, речи.
Учащиеся, которые занимаются исследовательской работой, принимают активное участие в конференциях, разных конкурсах.
Итак, знакомясь с народной культурой учащиеся осознают собственное «Я» через свою семью,, малую родину, свой народ, регион, осмысливают свою причастность к России, ко всему человеческому роду, познают, что культура их народа является достоянием мировой художественной культуры.
Научно – исследовательская работа учащихся позволяет им повысить свой социальный статус, самореализоваться, подготовиться к учению в техникуме, в вузе.
Учитель: Григорьева Раисия Александровна
15