Статья Опыт использования метода проектов на уроках информатики.


Опыт использования метода проектов на уроках информатики.
Учителя информатик МБОУ «Охотская СОШ» Исмаилова ЗС
Проект - замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Метод проектов - педагогическая технология, направленная на применение фактических знаний, и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов, дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности. Проектный метод в школьном образовании можно рассматривает как дополнение к классно-урочной системе, он сделает её менее скучной и однообразной для ученика. Участие в проекте учащегося активизирует познавательную деятельность, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Основной задачей учения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами: планировать, выполнить, проанализировать, оценить. Результатом выполненных проектов должны быть предметными: если это теоретическая проблема - конкретное ее решение, если практическая - конкретный практический результат, готовый к применению.
Метод проектов на уроках информатики
Работа учителей в процессе преподавания информатики направлена на конкретный результат - формирование у учащихся определённых, согласованных с программой знаний и умений по каждой теме школьного курса информатики. Использование метод проектов на уроках способствует формированию навыков системного подхода к решению задач, появлением самостоятельности.
В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие учителя с учеником на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Метод проектов вовлекает ученика в деятельность, где целью является получение интересного результата, результата работы над проектом. Практические знания превращаются в увлекательные, целенаправленные действия. Освоение компьютерной техники и софта становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, мотивированной. Предусмотренное по ходу выполнения проекта, групповое взаимодействие учеников позволяет воспитать и развить важные качества личности. Это способность работать в коллективе, взаимодействовать, помогать друг другу, работать на одну цель, совместно планировать работу и оценивать вклад и результаты работы каждого.
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Самое сложное это роль независимого консультанта (помощника).
- Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
- Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя. Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
- Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
- Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
- Защита проектов, оппонирование. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Приведу пример использования метода проектов на уроках по теме: «Мультимедийные презентации PowerPoint»
Ученикам класса, за 2-3 урока до за планированной защиты, было предложено создать инвестиционный проект по темам: Развитие туризма в регионе.
Инвестиции в ремонт с целью теплоизоляции здания.
Модернизация средств связи.
Ученики должны были подготовить свои предложения, в виде презентации и доклада защитить. Им были созданы условия для работы: компьютерная техника, интернет, консультации.
Урок защита проходил по следующему плану:
Тема урока Демонстрация презентации. Защита проекта
 Цели и задачи:
Образовательные: Закрепить основные приемы работы с презентацией; научиться сопровождать свое выступление компьютерной презентацией; подготовится к предстоящей контрольной работе.
Развивающие и воспитательный: Научится работать самостоятельно или в группе над проектом пройти все этапы от постановки задачи до защиты. Справедливо оценивать работу товарищей, указывать ошибки и недостатки в их работе
Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор с интерактивной доской, Презентации учеников, MSPowerPoint.
Ход урока
Организационный момент Объявление темы и целей урока.
Учитель рассказывает форме проведения урока.
- Урок деловая игра « Презентация инвестиционных проектов»
Коллектив класса участвуют в качестве инвесторов которые должны оценить предложенные проекты для дальнейших инвестиций по предложенным проектам. Каждому из учеников раздается бланк с критериями оценивания (приложение 1).
Ученик подготовивший проект показывает и рассказывает об итогах своей работы. Схема выступления должнабыть следующая:1. Какую основную идею хотили выразить в своей презентации?2. Какие средства былии спользованы в данной презентации?3. Коментирует демонстрацию слайдов. Раскрывает главную идею проекта.
Выступление учеников:
- Верниенко Презентация «Открой для себя Нижнегорье»


- Исмаилов Презентация «Планшетный компьютер»(приложение)


- Алексеенко Презентация «Пластиковые окна» (приложение)


По окончанию защиты проекта происходит тайное голосование. И подведение итогов Критерии оценивания (см. приложение 1к уроку)
Ш. Обсуждение качества выполнения презентаций типичные ошибки и пути их исправления.Работа может быть организована в группах. Обсуждение разработанных презентаций организуется в каждой группе, затем все отвечают на общие вопросы, чтобы выявить основные проблемы в работе. При разработке первых презентаций все допускают типичные ошибки, когда основной упор делается на использование максимального количества цветов, Графики и анимации, что производит достаточно негативное впечатление при просмотре таких работ.
ІVИтоги урока . домашнее задание. Повторить раздел 2 стр 79-184. Повторить. Приложение 1
Оценивание проектов
Критерии 1 2 3 4
Оценивание презентации
Структура презентации(3 б) Оформление слайдов Использование эффектов анимации (3 б) Содержательность презентации (3 б) Оценивание выступающегоГрамотная, хорошо поставленная речь при изложении доклада.(3 б) Убедительность аргументов. (3 б) Убедительность агрументации при ответе на вопросы (3 б) Итого баллов
Итого Подводя итоги могу сказать что главная цель обучения методом проектов была достигнута:
- Учащиеся выступили активными участниками процесса обучения .
- Деятельность в рабочих группах помогла им научиться работать в "команде".
- Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.
На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализировали работы, причины успеха или неудач, осознание допущенных ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию "неуспеха". Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.