Доклад Использование метода проектов в практике работы преподавателей дисциплин профессионального профиля
Министерство образования Оренбургской области
ГАПОУ "Сельскохозяйственный техникум" г. Бугуруслана
ДОКЛАД
на тему "Использование метода проектов в практике работы преподавателей дисциплин профессионального профиля"
подготовила Карпова М.А.
Бугуруслан
Наше время - время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе формируется социальный заказ: вместо послушных исполнителей, работающих по устоявшей традиции, стали востребованы люди быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникающие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек способный творчески мыслить обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, способностью осуществлять свой выбор.
Сегодня педагогов волнует вопрос: что нужно современному обучающемуся, чтобы комфортно чувствовать себя в новых социально -экономических условиях? Общество заинтересовано в специалистах способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед учебным заведением встает задача подготовки выпускников, соответствующих запросам общества: способных грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать, обобщать их, выделять гипотезы, предлагать способы решения различных реальных производственных ситуаций), коммуникативных, умеющих работать в группе.
Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения обозначенной задачи. Внимание современного педагога должно быть направлено на вовлечение каждого студента в активную познавательную деятельность. Это возможно при использовании новых образовательных и информационных технологий. Одна из таких технологий - метод проектов.
Впервые термин «метод проектов» был введен американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать обучающимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Каждый из нас значительную часть времени проводит в рамках классно-урочной системы. Очень часто студенты, даже хорошисты и отличники не могут применить на практических задачах свои знания из предметных областей. Особенно явно возникает эта проблема при выполнении курсового и дипломного проектирования. При выполнении теоретических расчетов теряется взаимосвязь с практикой. Например: необходимо рассчитать количество светильников в производственном помещении. Площадь прямоугольника все студенты вычислить умеют, а вот симметрично разместить светильники затрудняются. Поэтому меня заинтересовала другая философия построения образовательного процесса. Вести обучение через целесообразную деятельность студента с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный ощутимый результат.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет создать творческую исследовательскую атмосферу. В этом виде работы студенты имеют возможность выразить свои идеи в удобной для них форме: рефераты, исследования, проекты, презентации, диспуты и т.д. метод проектов кардинально меняет роль студентов: они выступают активными участниками процесса и учатся работать по-новому. Кроме того, работа в малых группах позволяет им научиться работать в коллективе, позволяет ощутить себя членом команды - подчинить свой темперамент, характер, личное время интересам дела. Самое важное, что студенты свободны в выборе и способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Считаю применение метода проектов в преподавании спецдисциплин особенно важным, т.к. в учебном процессе возникает исследовательская творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Для метода проектов существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов.
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность обучающихся сосредотачивается на следующих этапах:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их исследования;
- обсуждение методов исследования;
- проведение сбора данных;
- анализ полученных данных;
- оформление конечных результатов;
- подведение итогов, корректировка, выводы
Еще одной формой метода проектов в моей практике - это курсовое проектирование обучающихся.
Курсовое проектирование - это выполнение учебного проекта с целью завершения курса обучения по дисциплинам, связанным со специализацией обучения. Курсовой проект разрабатывается в течение времени установленного графиком учебного процесса и предполагает выполнение самостоятельной творческой работы с учащимися, при которой актуализируются знания, полученные за весь период изучения курса, отрабатываются и демонстрируются практические умения и навыки работы будущего специалиста. Методика курсового проектирования предусматривает решение учащимися задачи, формулируемой в какой-либо проблемной области и связанной с формализацией и последующим решением с помощью компьютера.
Все учебные проекты проходят процедуру защиты. Образовательная ценность данной процедуры состоит в том, что авторы проектов учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. В это же время остальные ученики учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами.
Метод проектов и методика учебного проектирования универсальны и могут применяться при обучении любой специальности, все зависит от опыта, квалификации и творческого потенциала преподавателя. Именно технология учебного проектирования позволяет сформировать навыки студентов по эффективному поведению на рынке труда, стимулирует развитие ключевых компетенций обучающихся, формируют способности к самозанятости и получению дополнительных (резервных) компетенций. А в конечном итоге метод проектов ориентирован на развитие личностных и образовательных ресурсов студентов в целях адаптационного потенциала и повышения шансов на эффективное трудоустройство и становление профессиональной карьеры.