СТАТЬЯ В ЖУРНАЛ ПО ТЕМЕ ОПЫТ НЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОПЫТ НЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Шотояхова Хадиша Жахаевна
ГУ СШ №16
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития».
Л. С. Выготский
Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (интерактивные доски, электронно-вычислительные машины, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера. Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательности – основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности: творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность – способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей).[1] Важной задачей обучения школьников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.
Технология проектной деятельности.
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии [1] (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к школьному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)
Мы используем нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к школьному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» школьный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальным становится применение интерактивных методов обучения, в ходе которых осуществляется взаимодействие педагога и ребенка. [2] Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.[1]
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе даёт несомненные преимущества:
- в активизации познавательной деятельности детей;
- в создании мотивационных установок на проявление творчества;
- в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
- повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
-формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
Л.С.Выготский [3] выделял два уровня в развитии ребенка:
сферу (уровень) актуального развития уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;
) зону ближайшего развития те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.
Литература:
Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1989.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.
Мещеряков Б. Г. Взгляды Л. С. Выготского на науку о детском развитии.
15