Доклад на тему: Применение современных образовательных технологий в начальной школе.
Применение современных образовательных технологий в начальной школе
Соколова Н.А., учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Августовка
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».
А. Дистервег
В Концепции модернизации образования говорится «модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Набирая очередной первый класс, передо мной стоит задача – не только научить, но и изучить:
- уровень знаний учащихся по предметам,
- уровень мотивации учащихся класса,
- психологическую комфортность в классном коллективе,
- медицинские карты учащихся, выявить знания о здоровье,
- изучить семьи.
Исходя их вышесказанного, целью моей работы стало:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи:
- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;
- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить;
- сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах;
- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающей технологии, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.
Сочетание элементов современных образовательных технологий
в структуре урока
№ п/п
Этап урока
Варианты использования образовательных технологий
Методы и приёмы
1
Актуализация знаний
Игровые технологии
Создание игровой ситуации.
Педагогика сотрудничества
Совместная деятельность.
Эвристическая беседа.
Здоровьесберегающий подход
Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок).
Психогимнастика.
Алгоритмическая разминка.
2
Сообщение темы и целей урока
Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации.
Педагогика сотрудничества
Работа в группах, парах.
Эвристическая беседа.
Информационно-коммуникативные технологии
Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской).
3
Работа по теме урока
Индивидуальный и дифференцированный подход
Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках).
Гуманно-личностная технология
Создание ситуации успеха.
Компетентностно- ориентированное обучение
Исследовательская работа в группах, парах.
Информационно-коммуникативные технологии
Знакомство с новым материалом на ПК.
Разноуровневые задания на ПК.
Развивающее обучение
Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения.
Игровые технологии
Игровая ситуация.
Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации.
4
Физкультминутка
Здоровьесберегающий подход
Гимнастика для тела,
слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию.
5
Индивидуальная (самостоятельная) работа
Индивидуальный и дифференцированный подход
Разноуровневые задания.
Информационно-коммуникативные технологии
Тестирование на ПК.
Разноуровневые задания на ПК.
6
Подведение итогов урока.
Педагогика сотрудничества
Коллективный вывод.
Подведение итогов в паре (сравнение).
Гуманно-личностная технология
Создание ситуации успеха.
7
Рефлексия
Гуманно-личностная технология
Создание ситуации успеха.
Здоровьесберегающий подход
Тренинг «Я смогчто не получилось?»
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в своей практике укрепляю психическое здоровье учащихся, используя:
1. Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.
2. Аутогенную тренировку (самовнушение).
3. Занимательный аутотренинг (индивидуально или в парах, групповой игровой треннинг с элементами соревнования), («Полет на космическом корабле», «Смешинка»).
4. Упражнение на снятие нервного напряжения у детей.
5. Упражнения на развитие эмоциональной сферы.
Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход используются мной на уроках и во внеклассной работе по предмету.
Формы урока личностно-ориентированной направленности и методы, используемые внутри данной технологии.
Методы.
Формы урока.
· Проблемный метод
· Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
· Работа в группах, парах
· Работа с портфолио
· Урок - дискуссия
· Урок - игра
· Урок - КВН
· Урок - беседа
· Урок - экскурсия
· Интегрированный урок
· Урок – концерт
· Урок – спектакль
· Урок - размышление
Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
Пример. Урок русского языка. На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).
Пример. Урок математики. Ученик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и помножь на 3; 2) к 2 прибавь 5, помноженное на 3. У него получились вот такие записи: 2+5·3=21
2+5·3=17. Найди ошибку в записях.
Верный вариант: (2+5)·3=2, 2+5·3=17
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная
технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
1 часть. Учебная деятельность.
Включает в себя:
· результаты обучения ученика по четвертям и за год;
· отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, «Лисенок», конкурсах сочинений и т.п.
· самооценку школьника своей учебной деятельности.
2 часть. Участие в делах класса и школы.
Включает в себя:
· результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;
· отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
· спортивные достижения учащихся;
· оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.
Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников) «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т.п.
Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности:
Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, интерактивной доски, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир «Путешествие по Москве», русский язык «Состав слова», литературное чтение «творчество С. Есенина». Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-десяти лет является игра, предлагаю решить примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания на ПК. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности при помощи компьютера знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
Применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Применяю игровые технологии на уроках. Игра это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
· Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
· В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».
Например: «Перевернутые слова»
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
Пример: МАИЗ - ЗИМА.
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются. Пример: НЯНААВ ВАННАЯ.
Технологии внеклассной работы (метод коллективных творческих дел).
Свою работу как учителя строю, творчески применяя опыт коллег, работающих по различным учебным методическим программам. Применяю на уроках педагогику сотрудничества, гуманно-личностную технологию.
В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
По моему мнению, процесс обучения детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю: стабильно высокое качество знаний по предметам (80-90%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю.
15