Статья Метод проектов в процессе организации научно – исследовательской работы студентов
Метод проектов в процессе организации научно – исследовательской работы студентов.
Кравчук Светлана Александровна
КГА ПОУ «Дальневосточный технический колледж»
Метод проектов обеспечивает создание условий образовательной среды, необходимых для развития творческих способностей будущих специалистов, познавательных навыков, критического мышления, умений самостоятельно приобретать знания, способностей находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных предметных областей и сфер деятельности, умение устанавливать причинно-следственные связи и прочее.
Сегодня существует широкая типология учебных проектов, используемых в образовательном процессе. Наибольшее распространение получила классификация по признаку доминирующей деятельности студента при работе над проектом. В данном случае выделяют следующие проекты:
Исследовательский проект (это самый сложный проект, выбранная студентами тема должна быть актуальна, а цель – четкой;
Поисковый проект (анкетирование, составление таблиц);
Творческий проект (в процессе работы над таким проектом студенты развивают творческий подход в профессиональной деятельности – разработка видеороликов для туристов, выпуск газет о туризме, разработка уникальных туристских маршрутов и т.д.);
Ролевой или игровой проект (результатом данного проекта является постановка различных анимационных программ для работы с туристами);
Практикоориентированный (разработка различных игр с туристами во время туристического маршрута).
В колледже создана творческая студенческая лаборатория (ТСЛ) «Путешествие в мечту». Участниками лаборатории являются студенты 2 и 3 курсов. Данная лаборатория, позволит обучающимся в совершенстве овладеть профессиональными компетенциями и с успехом применять их в области туризма. Цель ТСЛ - формирование общих и профессиональных компетенций студентов специальности «Туризм».
Достижению цели лаборатории способствуют следующие задачи:
Образовательные: углубление и расширение профессиональных знаний, овладение навыками и умениями использования теоретических знаний применительно к особенностям изучаемой отрасли для решения интеллектуально-профессиональных проблем и задач.
Воспитательные: воспитание профессиональных качеств, таких как профессиональный долг, ответственность, исполнительность и т.д. воспитание у студентов стремления к активной познавательной профессионально ориентированной деятельности.
Развивающие: развитие самостоятельности, волевых качеств, развитие творческого профессионального мышления и умения отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать мнение других и т.д.
Исходя из вышеперечисленных задач ТСЛ «Путешествие в мечту» будет способствовать эффективной реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов, так как деятельность ТСЛ направлена на формирование у обучающихся следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Творческая студенческая лаборатория (ТСЛ) «Путешествие в мечту» является проектом, который интегрирует в себе все вышеперечисленные виды проектов, цели и функции:
Как исследовательский проект ТСЛ имеет четкую цель – разработать уникальный туристический маршрут;
Как поисковый проект ТСЛ формирует у студентов умение собирать и обрабатывать необходимую информацию;
Результатом творческой деятельности студентов является проект уникального туристического маршрута;
Как ролевой проект ТСЛ основывается на работе студентов в группе с распределением ролей (должностей) среди ее участников, которые соответствуют определенным видам деятельности (например: специалист, отвечающий за подбор транспорта для маршрута, экскурсовод – отвечающий за проведение качественной экскурсии по предварительно подобранным достопримечательностям и т.д.);
Как практикоориентированный проект ТСЛ позволяет понять действующий механизм создания уникального маршрута, что позволяет студентам ближе познакомиться с достопримечательностями родного края, страны.
Поэтому данный проект можно назвать интегрированным, или комплексным.
При углубленной подготовке специалистов по специальности 100401 «Туризм» участие студентов в ТСЛ «Путешествие в мечту» будет способствовать закреплению теоретических и практических навыков при изучении ПМ 03 «Предоставление туроператорских услуг», ПМ 02 «Предоставление услуг по сопровождению туристов».
По итогам работы ТСЛ «Путешествие в мечту» студенты награждаются дипломами участников. Участие в ТСЛ учитывается при проведении квалификационного экзамена ПМ 03 «Предоставление туроператорских услуг», ПМ 02 «Предоставление услуг по сопровождению туристов».
Литература
Санников Д.В. Творческий проект – активный метод подготовки конкурентоспособного специалиста // Среднее профессиональное образование. 2006. № 8. – С. 35-38
Склярова Е.Е. Организация научно - исследовательской работы студентов в условиях перехода на ФГОС СПО // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2013. № 4. - С. 7-14.
ФГОС СПО по специальности 100401 «Туризм» (по отраслям).
Шуберт Н.П. Метод проектов и профессиональная компетентность преподавателя // Среднее профессиональное образование. 2009. № 11. – С. 79-81.