Статья Значение изучения метода экологических проектов для организации исследовательской деятельности студентов
Статья
на тему «Значение изучения метода экологических проектов для организации исследовательской деятельности студентов».
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами... Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, телевизором, но никакой, даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. В процессе этой деятельности у детей формируется познавательный интерес к природе.
Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях (Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е.). Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и проектная деятельность. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений и исследований природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектной деятельности. Важным условием является принцип регионализма, который проявляется в изучении объектов живой и неживой природы своего края.
Для реализации проектной деятельности необходимо решить ряд задач в области экологического образования ребенка: формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; развивать познавательный интерес к миру природы; формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы; формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями; формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы); формировать элементарные нормы поведения по отношению к природе, навыки рационального природопользования в повседневной жизни; формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно – природной средой. Этому способствует использование целого ряда методов и приемов, в том числе и метода проектов.
В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов».
Основоположником метода проектов считается американец В.Х. Кильпатрик, который в своей работе «Метод проектов» развивает идею обучения через организацию целевых актов, в которой он предполагал энергичную, «от всего сердца» деятельность ребенка, целесообразную деятельность, целевой акт, особенно подчеркивая слово целевой.
Огромную роль в экологическом образовании детей старшего возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Как уже упоминалось, большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общается с природой.
Тем временем, работая с детьми 5-6 летнего возраста на занятиях и вне их, педагоги - практики замечают, что без надлежащей помощи природная детская любознательность начинает угасать уже на пятом-шестом году жизни. А нам известно, что этот возраст детства - это возраст почемучек, очень благоприятный для обучения. Возникает в связи с этим ряд вопросов: почему большая часть детей на занятиях не задает вопросов познавательного характера? Почему дети не проявляют необходимого интереса к предлагаемому материалу, деятельности, а на вопросы воспитателя отвечают только тогда, когда их вызывают, или механически повторяют ответы своих товарищей, или совсем молчат? У этого феномена много причин. Главные из них такие:
- воспринимая информацию, дети в большинстве пользуются только одним или двумя сенсорными каналами, т.е. они или пассивно слушают, или воспринимают материал только зрительно. Т.е. воспитатель исполняет роль информатора, а дети роль копилки. Как видим, позиция и воспитателя, и детей при этом пассивная;
- воспитатели сами задают детям вопросы;
- дети не владеют познавательными действиями: происходит принуждение детей к обучению, игнорирование того, что обучение должно быть для них забавой (К.М. Фобий).
Так как же построить познавательный процесс так, что бы детям было интересно заниматься, трудиться, познавать? Как сформировать надлежащий уровень познавательного интереса?
По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъем в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлеченность чем-то, тяготение к каким-нибудь определенным видам занятий.
Идея метода проекта очень хорошо вписывается в систему работы
дошкольного учреждения, поскольку мы знаем, что знания, получаемые ребёнком-дошкольником, обязательно сопровождаются чувствами, эмоциями.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на его собственный опыт.
Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что:
- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
- метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребёнка в определённую тему и проблему и формирует у него познавательный интерес;
- использование метода проектов происходит в соответствии с принципом интеграции разных образовательных областей.
Комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе нам помогает метод проектов, который привлек внимание педагогов в 20-е годы, но в практике работы применялся недолго.
Многочисленные опросы показали, что многие дошкольники неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
. Сегодня в реализации различных экологических проектов принимает участие все больше дошкольных учреждений и школ. Практика показала, что дошкольники и младшеклассники, педагоги и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа. В частности, разработанный Рыжовой Н.А. проект «Мое дерево» уже в течение пятнадцати лет используется образовательными учреждениями страны. Он состоит из двух ступеней: проект «Наше дерево» для дошкольников и проект «Мое дерево» для учеников младших классов. Такой подход обеспечивает преемственность двух начальных ступеней системы непрерывного экологического образования.
Этапы проекта:
Проект включает три основных этапа:
й подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
й исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
й обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта - «Мое дерево» разработана с учетом интегрированного подхода. Выполняя задания, ребята ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки и рассказы.
По данной методике может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации, а также начальная школа.
Проект можно рассматривать и как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам и программам экологического направления. В базисную программу развития ребенка «Истоки» (второе издание) его фрагменты включены в качестве факультатива. Имеется опыт работы по проекту дошкольных учреждений, использующих программы «Детство», «Развитие», «Радуга», «Из детства в отрочество». Содержание проекта в той или иной степени отражает материал всех блоков программы автора Н.А. Рыжовой по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа», в особенности по теме «Растения».
Важно помнить о том, что реализация проекта способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетическому развитию), оказывает оздоровительное влияние, формирует познавательный интерес.
Формы, методы и объем работы педагог определяет в зависимости от их возрастных особенностей. Малыши знакомятся с деревом, на прогулках воспитатель обращает их внимание на самые яркие сезонные изменения, которые затем отмечаются в календаре наблюдений. Дошкольники средней группы выполняют меньший объем работы, чем старшие, в работе с ними педагоги используют самые простые методы наблюдений, результаты исследований обобщаются, в основном, в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем менее значима руководящая роль взрослого, тем больше объем и разнообразие выполняемых ребенком исследований. Разнообразнее становятся и формы обобщения материала.
К выполнению проекта обязательно привлекаются родители. Хорошо, если детский сад сможет наладить контакты с ближайшей начальной школой, которая работает по проекту.
Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. А что делает их жизнь интересной? Здесь много условий, но главное из них постоянная занятость ребенка и ее можно осуществить посредством проектной деятельности.
Формируя у детей интерес к миру природы, педагог одновременно воспитывает у них бережное отношение ко всему живому, к растениям, природным богатствам родного края. Он не только учит детей видеть красоту природы и наслаждаться ею, но и приучает оберегать ее, не относиться к ней потребительски, а активно охранять ее, принимать посильное участие в создании прекрасного в природном окружении.
Психологическая структура интересов как черт личности обязательно содержит в себе следующие три стороны:
а) повышенный уровень знаний в интересующей человека области;
б) практическая деятельность в этой области;
в) эмоциональное удовлетворение, испытываемое в связи с этими знаниями и деятельностью.
Все эти моменты присущи и методу проектов.
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ребенка в целом.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, или, как его принят теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ребенок получает образование.
Другой важной стороной ценности познавательного интереса для процесса обучения является то, что в нем наиболее ощутимо проявляется закономерность перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающего обучения.
В этой связи нужно обратить внимание еще на одну сторону ценности познавательного интереса, которая связана с психологической структурой самого феномена.
Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей. Активность как особенность личности, проявляется как особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять и выявляется в энергичной, интенсивной деятельности: в труде, обучении, в общественной жизни, разных видах искусства, в спорте, в играх (Педагогическая энциклопедия). То есть человек с такими качествами стремится принимать активное участие во всем, показывает себя в деятельности.
Утверждая ценность познавательного интереса как фактора процесса обучения, следует обратить внимание и на то, что под его влиянием активизируются не только указанные процессы, он активизирует всю познавательную деятельность, в целом и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности.
Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивней работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Все это присуще методу проектов.
Эти вопросы мы изучали со студентами в курсе «Теории и методики экологического образования» в теме «Методы экологического образования». Метод проектов показался студентам настолько интересным, что некоторые их них избрали данное направление для организации своего исследования в процессе курсового проектирования.
Одинокова Л., студентка 504 группы ОЗО, темой своего исследования выбрала «Экологические проекты как средство развития познавательного интереса к природе у детей старшей группы». Базылевская О.(гр 502 ОЗО) проводила исследование на тему: «Формирование представлений о животных у детей второй младшей группы посредством экологических проектов».
Измагилова Ю., студентка 3/1 группы, выбрала тему «Формирование познавательного интереса к природе у детей подготовительной к школе группы в процессе использования экологических проектов».
Студенты не только глубоко изучили теорию вопроса. Главное – они реализовали изученную проблему в практике работы с детьми. Одинокова Л. работала над проектом «Белоствольная красавица». Измагилова Ю. реализовала проект «Лягушка», Базылевская О. выбрала проект «Дикие и домашние животные»
Студентами был собран и использовался в ходе реализации проектов интересный практический материал: справочный биологический материал, циклы наблюдений, конспекты образовательной деятельности («В гости к березке», «Крылатые семена», «Превращение лягушки», «Путешествие в деревню» и др ), серии экспериментов, подобрана познавательная и художественная литература в соответствии с темами, сценарии праздников и развлечений («День дерева», «Лягушачий концерт» и др.). Весь материал красочно иллюстрирован, в ходе работы использовались электронные презентации, видеофильмы, игры для компьютера и т.д.
Данная исследовательская работа не только помогла студентам изучить на практике значимость метода проектов для формирования у детей интереса к природе, но и доказала их состоятельность как педагогов - дошкольников.
Список литературы.
Масленникова, О.М. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О.М. Масленикова, А.А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009.
Рыжова, Н.А. Экологический проект "Здравствуй, дерево"[Текст]/ Рыжова Н.А. // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.
Рыжова, Н. А. Экологический проект «Мое дерево» [Текст] / Н. А. Рыжова. – М., 2006.
Экологическое воспитание дошкольников[Текст]: практическое пособие / Л.Н. Прохорова и др. – М.: АРКТИ, 2004.