ДОКЛАД на тему: «Реализация компетентностного подхода на уроках математики»
ДОКЛАД
Тема: «Реализация компетентностного подхода на уроках математики»
На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, мотивированный на успех. В связи с этим во всем мире идет поиск новых систем образования. Очевидно, что образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию.
Поэтому задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости, применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования компетенций.
Понятие «компетентностный подход» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации образования.
Компетентностный подход заключается в привитии и развитии у учащихся набора ключевых компетентностей, которые определяют его успешную адаптацию в обществе.
Компетентностный подход позволяет:
• научить учиться (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, выбирать оптимальные способы реализации поставленных целей, оценивать полученные результаты);
• научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи;
• научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических и др.;
• научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения;
• научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
• научить решать проблемы, общие для различных видов профессии и иной деятельности.
В своей работы для формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках математики я вместе с учащимися, осваиваю новые технологии. Компетентностный подход требует изменения системы оценивания: оценку выставлять не за понимание текста, а за умение работать с информацией, оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным.
С целью создания на уроках развивающей среды поощряю учащихся за попытки что-то сделать самостоятельно, побуждаю к опробованию других способов мышления, включаю учащихся в различны виды деятельности, развивающие у них различные способности, учу не бояться высказывать свое понимание проблемы, особенно тогда, когда оно отличается от мнения большинства. На уроках математики учу задавать вопросы, объясняю им, что необходимо выслушать мнение всех, но у них есть право не согласиться с мнением большинства, они должны аргументироваться свое мнение. Я поддерживаю учащихся, когда они делают ошибки, помогаю им справиться с ними.
На своих уроках формирую элементарные общеучебные компетенции учащихся. Учу их:
точно формулировать мысли по теме;
исследовать различные варианты решения задач, выбирать наилучшие, принимая во внимание различные критерии;
выбору основного содержания прочитанного или услышанного;
работать в сотрудничестве при выполнении общего задания;
оценивать результат своей деятельности.
Термин "компетенция" имеет два значения: круг полномочий какого-либо лица и круг вопросов, в которых данное лицо обладает опытом, познаниями. Применительно к образованию имеет смысл второе значение термина. Формирование компетентностного подхода на уроке дает возможность формировать у учащихся способность действовать в ситуации неопределенности.
Компетентностное обучение становится перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер. Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. Такие элементарные общеучебные компетенции, как выделение главного из прочитанного, точная формулировка правил, теорем, аксиом, исследование различных вариантов решения задач, оценка результатов своей деятельности должны формироваться не отдельно, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.
На уроках, посвященных решению задач, учащиеся не копирует готовые решения с доски, а занимается поиском решения задач. Во время самостоятельной работы предлагаются разноуровневые карточки.
В своей работе использую промежуточный, текущий и итоговый контроль, тесты с выбором ответов и требующие развернутого ответа.
Реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, нацеливает учащегося и педагога на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
Для формирования информационной компетентности использую задачи, содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др.
Для формирования коммуникативной компетентности использую групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Учащимся можно разделиться на несколько групп, каждая группа должна решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам. Например, на гипотенузе АВ прямоугольного треугольника АВС построен квадрат ABDE в той полуплоскости от прямой АВ, которой не принадлежит треугольник АВС. Найти расстояние от вершины С прямого угла до центра квадрата, если катеты ВС и АС имеют соответственно длины a и b. Решить задачу возможно несколькими способами: используя теорему синусов, используя теорему косинусов, при помощи метода площадей, при помощи метода координат.
Для формирования исследовательской компетентности учащимся предлагаю задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод.
Для формирования готовности к самообразованию учащимся предлагаю самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, написать реферат, составить задачу и т.д.
Формирование ключевых компетентностей посредством задач позволяет реализовать компетентностный подход на уроках математики как средство повышения математической грамотности учащихся. Часто одна и та же задача способствует созданию условий для формирования нескольких ключевых компетентностей.
Таким образом, компетентностный подход на уроках математики является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, в том числе профессиональные, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей. Следовательно, компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды учреждения и, в основном, образовательными технологиями.
В заключение хотелось бы отметить, что при обучении математике всегда стремилась формировать у своих учащихся креативное мышление, способность к решению нестандартных задач, и т. п., т.е. всё, что сейчас заложено в компетентностном подходе, но всегда эту работу немного сдерживали программные требования, традиционность подхода к оцениванию результата труда педагога и учащихся, отсутствие соотвествующей материальной и методической базы. Надеюсь, что продуманное введение нового поколения позволит поднять на новый более высокий уровень работу педагога по формированию у обучающихся универсальных учебных действий.