Урок математики (технология деятельностного метода «Школа 2100…») 3 класс
Урок математики
(технология деятельностного метода «Школа 2100»)
3 класс
Тип урока: рефлексия
Тема: «Решение задач на движение».
Основные цели:
1)закрепить и систематизировать знания на составление формул пути, зависимости между величинами s, v, t.
2) тренировать вычислительные навыки; умение решать текстовые задачи; способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.
Демонстрационный материал:
Формула пути
1) карточка с темой урока (из урока №2, Д-1):
2) пронумерованные эталоны:
s - расстояние(путь)
км, м
v – скорость
км/ч, м/мин, м/с
t –время движения
ч, мин., с
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3) общий план решения задачи:
План решения задачи:
1. Назвать известные и неизвестные величины.
2. Проанализировать задачу (если нужно составить схему).
3. Составить план решения задачи.
4. Записать решение.
5. Записать ответ.
4) образец выполнения самостоятельной работы №1:
1)
s
v
t
5ч
70м/с
210км
2)
а) Ответ: Мамонтенок встретит маму через 50 минут.
б) Ответ: Королевский нырок может лететь со скоростью 100 км/ч
5) дополнительное задание: №№ 3,4* из С-28, 1 вариант (сборник самостоятельных и контрольных работ стр. 69-70.
Раздаточный материал:
Самостоятельная работа №1:
текст самостоятельной работы № 28 (задание №1), стр.69 (сборник контрольных и самостоятельных работ, вариант 1)
2) Реши задачу:
а) Мамонтенок плывет к маме на льдине. Через сколько времени они встретятся, если скорость плывущей льдине 8м/мин., а расстояние до мамы 400м.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
б) Королевский нырок при перелете на место зимовки может пролететь 300 км за 3 часа. Какую скорость может развивать королевский нырок?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2)эталон для самопроверки самостоятельной работы №1:
1)
s
v
t
90 км
18 км/ч
5ч
t = s : v
90 : 18 = 5 (ч)
280м
70 м/с
4с
v = s : t
280 : 4 = 70 (м/с)
210км
35 км/мин
6 мин
s = v· t
35 · 6 = 210 (км)
2)
а) 400 : 8 = 50 (мин)
Ответ: Мамонтенок встретит маму через 50 минут.
t = s : v
б) 300 : 3 = 100 (км/ч)
Ответ: королевский нырок может лететь со скоростью 10 км/ч.
v = s : t
таблица фиксации результатов выполнения самостоятельной работы, проверки и исправления ошибок:
№ задания
Выполнено
«+» или «?»
№ опорной
схемы
Исправлено
В процессе работы
В самостоятельной работе № 2
1) Заполнение таблицы
2) Решение задачи:
а)
б)
Дополнительные задания
Выполнено «+» или «?»
№ 3
№ 4*
4) Самостоятельная работа №2№:
s
v
t
45 км/ч
6ч
75 м
15с
520 м
40м/мин
2) а) Незнайка катался на машине 16 минут. Какое расстояние он успел проехать до столба, если машина двигалась со скоростью 80 м/мин.
б) Личинка перламутровки может за 2 с. Преодолеть 76 см. С какой скоростью может двигаться гусеница?
5) эталон для самопроверки самостоятельной работы №2:
1)
s
v
t
270 км
45 км/ч
6 ч
s = v· t
45 · 6 = 270 (км)
75 м
5 м/с
15 с
v = s : t
75 : 15 = 5 (м/с)
520 м
40 м/мин
6 мин
t = s : v
520 : 40 = 13 (мин)
2)
а) 80 · 16 = 1280 (м)
Ответ: Незнайка проехал 1280 м.
s = v· t
б) 76 :2 = 38 (см/с)
Ответ: Гусеница может двигаться со скоростью 38 см/с.
v = s : t
______________________________
№Тексты задач в самостоятельных работах под буквами (б) составлены на основе материалов книги «Гиннес». Мировые рекорды.2004»
2
6) задания для выбора:
1)
s
v
t
720 м
?
12 с
?
65 км/ч
3 ч
176 км
8 км/с
?
Убегая от злого пса, Гарфилд пробежал 490 метров со скоростью 70 м/мин. Сколько времени длилась погоня?
Ответы к заданиям для выбора 9млжно напечатать на обратной стороне листа):
1)
s
v
t
720 м
60 м/с
12 с
v = s : t
720 : 12 = 60 (м/с)
195 км
65 км/ч
3 ч
s = v · t
65 · 3 = 195 (км)
176км
8 км/с
22 с
t = s : v
176 : 8 = 22 (с)
2)
а) 490 : 70 = 7 (мин)
Ответ: 7 мин длилась погоня.
t = s : v
7) образец выполнения дополнительных заданий:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·) х 70 920 4) _ 42 552 000 | 9000
+ 598 046 36 40008 600 36
36 007 200 _ 72 42 522 000
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 4*) Если к пятизначному числу приписать слева цифру 3, то цифра 3 будет обозначать количество сотен тысяч. Значит, число увеличиться на 300000.
8) карта для этапа рефлексии:
Утверждения
«+» или «-»
перечисление ошибок,
темы для доработки
У меня всё сегодня всё получилось, я не допускал ошибок («+» или «-»)
Я допустил ошибки в самост. работе №1 (перечислить ошибки)
Я самостоятельно исправил свои ошибки в процессе работы над ними
(«+» или «-»)
Я без ошибок выполнил самостоятельную работу № 2 («+» или «-»)
Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их)
Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера)
В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их)
Мне необходимо поработать над (перечислить темы)
Ход урока:
I. Мотивация к коррекционной деятельности.
- С какими величинами вы работали на предыдущих двух уроках? (Скорость, время расстояние.)
- Какое открытие вы сделали на прошлом уроке? (Мы открыли формулу пути.)
- С какой целью вы открыли формулу пути? (Для того чтобы решать задачи на движение.)
- Допускали ли вы ошибки при решении задач? (Допускали.)
- Что надо сделать, чтобы ошибок стало меньше? (Тренироваться в решении задач с использованием формулы пути, разобраться в причинах ошибок.)
- Какова же цель урока – понять и устранить свои затруднения по теме «Формула пути». Д-1
- По какому плану вы работаете на уроке, когда разбираетесь в причинах своих ошибок? (Дети вспоминают план работы)
- Что вам может помочь в работе? (Эталоны, внимательность, алгоритм выхода из затруднения.)
- Чтобы работа была успешной с чего надо начать? (Надо повторить все необходимое.)
На доске висят карточки с пронумерованными эталонами Д-2, Д-3.
II. Повторение. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
- Откройте учебник на стр. 5 № 4 (б). Решите задание с проговариванием номера эталона. (Надо найти v – это скорость, эталон 1. Чтобы найти скорость надо путь разделить на время – эталон 3.
320 : 80 = 4. Скорость равна 4 км/ч)
- Еще одно задание для тренировки стр. 5 № 6. Дети по одному выходят и решают задачи на доске с проговариванием. В тетрадях и на доске запись:
а) 441 : 9 = 49 (с) Э-1, Э-4
Ответ: за 49 с космический корабль пролетит 441 км.
б) 80 ·8 = 640 (м) Э-1, Э-2
Ответ: окунь проплывет 640 м.
в) 228 : 6 = 38 (км/ч) Э-1, Э-3
Ответ: скорость подводной лодки 38 км/ч.
- Как вы дальше будете проверять свои знания? (Мы напишем самостоятельную работу и проверим её по образцу и эталону для самопроверки.)
2) Самостоятельная работа № 1. (5 минут).
Учитель раздает листы с самостоятельной работой № 1 (Р-1).
- выполните задание самостоятельно, подписывая номер эталона.
Учащиеся выполняют работу.
- Вы выполнили задание. Что нужно сделать дальше? (Нужно проверить свою работу.)
III. Локализация индивидуальных затруднений.
На доску вывешивается образец (слайд презентации) выполнения самостоятельной работы.
- Вы зафиксировали наличие или отсутствие затруднений, что теперь надо сделать? (Проверить работы по эталону для самопроверки.)
Учитель показывает (раздает Р-2) эталон для самопроверки, работа проверяется фронтально во внешней речи (проговаривается каждый шаг выполнения задания), и результаты фиксируются во второй графе таблицы Р-3. Дети ставят знаки «+», если задание выполнено правильно, или «?», если задание выполнено с ошибкой.
- Какие правила вы использовали при выполнении задания?
- Сколько человек допустили ошибки в первом шаге? Во втором шаге? И т.д. – поднимите руки.
- В каком месте допустили ошибку?
- Вы определили место затруднения, что дальше? (Надо понять причину затруднения.)
IV. Коррекция выявленных затруднений.
- Почему возникло затруднение при составлении схемы? Какими формулами вы должны были воспользоваться?
- Дети записывают номер эталона в таблице в третьей графе.
- Учитель записывает количество детей, допустивших ошибки в каждом задании.
- Поднимите руки, у кого нет затруднений? ()
- Уточните цель своей дальнейшей работы. Исправить ошибки, пользуясь эталоном, потренироваться в решении аналогичных заданий.)
V. Обобщение затруднений во внешней речи.
- Что будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритм выхода из затруднения, эталоны.)
- Как будете исправлять свои ошибки? (Исправим ошибки, пользуясь эталоном для самопроверки, решим аналогичные задания.)
- А кто выяснил, что нет затруднений, вы, что будете делать? (Мы будем решать дополнительные задания.)
Далее дети исправляют ошибки. Выполняют задание для тренинга, проверяют по образцу Р-6. 4
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель при необходимости оказывает им помощь. Результатом работы на данном этапе должны быть выбор и уточнение учащимися способов действий, в которых были допущены ошибки.
Дети, у которых работа выполнена правильно, получают дополнительное задание: текст самостоятельной работы № 28 (задание № 3,4*), стр. 69..
- Каждый из вас самостоятельно исправил свои ошибки. В каких шагах было допущено большее количество ошибок? ()
Учитель обращает внимание детей на таблицу фиксации на доске.
- Как исправляли ошибки? (Определить место, причину, исправили ошибки, потренировались в решении аналогичных заданий.)
- Дети проговаривают правила, на которые были допущены типичные ошибки , и заполняют четвертую графу таблицы.
На данном этапе учащимися предлагается выполнить самостоятельную работу № 2.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
1). Самостоятельная работа.
- Учитель раздает самостоятельную работу № 2 (Р-4).
- Выполните эти задания самостоятельно.
2). Проверка самостоятельной работы по эталону.
Правильность работы проверяется по эталону для самопроверки Р-4. Дети заполняют пятую графу
Таблицы.
Учащиеся, которые выполняли дополнительное задание, проводят самопроверку своих работ, используя карточку Р-7.
Текст самостоятельной работы № 28 (задание № 2), стр. 69.
Задание выполняется у доски и на листочках, с комментариями.
Заполним таблицу:
Запишем данные на I участке пути: расстояние равное 432 км, скорость неизвестна – поставим «?», время движения 9 ч.
Запишем данные на II участке: расстояние то же – 432 км, скорость неизвестна – поставим «?»,
время движения 6 ч.
Надо найти, на сколько надо увеличить скорость – поставим стрелку для сравнения скорости и вопрос задачи.
s
v
t
I
432 км
?13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
9 ч
II
432 км
?
6 ч
Найдем скорость на первом участке пути:
432 : 9 = 48 (км/ч)
Найдем скорость на втором участке пути:
432 : 6 = 72 (км/ч)
Найдем на сколько надо увеличить скорость:
72 – 48 = 24 (км/ч)
VIII. Рефлексия деятельности на уроке.
- Чему был посвящён сегодня урок? (Мы проверяли свои умения решать задачи по формуле пути.)
- Какие цели вы ставили в начале урока? (Понять свои затруднения и ошибки, и исправить их.)
- При ответе, на какие вопросы были допущены ошибки?
- Назовите причины типичных ошибок. ()
- Что вам помогло преодолеть затруднения? (Эталоны, эталон для самопроверки, алгоритм исправления ошибок.)
- Над чем вам надо ещё поработать? ()
- Как вы проверяли свои знания? ()
- Кому удалось на уроке поработать с дополнительными заданиями и справиться с ними? ()
- Оцените свою работу, пользуясь таблицей (Р-8).
№ 1, стр. 7; № 10 стр. 8;
По желанию: № 11, стр. 6.
Домашнее задание:
Э - 4
Э - 3
Э - 2
s = v
· t
v = s : t
t = s : v
15