Методический доклад на тему Реализация компетентностного подхода посредством использования интерактивных технологий


Реализация компетентностного подхода посредством использования интерактивных технологий.
Шмакова Елена Александровна,
преподаватель ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж»
В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивную, активную и интерактивную . В условиях компетентностного подхода интерактивные технологии являются основой для формирования профессиональных и общих компетенций выпускников. И неслучайно их относят к инновационным образовательным технологиям.
Они основаны на взаимодействии студентов с педагогом и друг с другом.
Существует множество интерактивных технологий.
В своей практике я использую такие, как работа в микро-группах, «мозговой штурм», проектная деятельность, кластер, метод проблемного обучения, игровые технологии, кейс-метод, электронные интерактивные тренажеры, веб- квест.
Метод  мозгового  штурма  подразумевает  поиск  решения  нестандартной  задачи,  но  чаще  всего  нестандартные  задачи  сводятся  к  ряду  ключевых  задач,  которые  решаются  по  определенному  алгоритму. Предлагаю студентам высказать идеи решения. Данный метод успешно применяется на занятиях по математике: при закреплении пройденного материала; при получении различных способов решения задач.
На занятиях может использоваться работа в микрогруппах.
Плюс этой работы заключается в том, что все студенты имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всей группе. Примерами такой работы является: анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к аудитории или ответы на вопросы преподавателя и т.д.
На уроках повторительно-обобщающего характера, когда перед ребятами ставится задача, направленная на развитие творческого потенциала, обычно группа разбивается на 4 подгруппы, получающие задания:
на основе материалов учебника составить тесты разных видов (альтернативный, на соответствие, исключение лишнего);
придумать задания («угадай слово», составить задачу на основе материала учебника);
сформулировать вопросы к материалу учебника, начинающиеся со слов «Что…», «Когда…», «Где…», «Почему …», «Как…», «Какой…» (возможны иные варианты вопросов). Применяю  на уроках метод проектов, при этом обучающиеся используют различные информационные источники, включая глобальную сеть Интернет. Мои студенты выполняли проекты по темам: «Многогранный мир рекурсии», «Статистические характеристики и здоровый образ жизни», «Многогранники в жизни», «Тела вращения в нашей жизни», «Комбинаторика в нашей жизни» и многие другие. Обучающиеся, выполняя проекты, занимаются поиском решения какой-то проблемы. Это позволяет овладевать большим объемом предметных знаний, творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.
На уроках систематизации знаний использую такие приёмы как составление опорных схем, кластеров.
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Использование методов проблемного обучения обеспечивает:
1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения;
2) овладение методами познания и научного мышления;
3) овладение опытом, особенностями, процедурами творческой деятельности.
Суть метода проблемного изложения состоит в том, что преподаватель ставит проблему, при этом совместно со студентами находят пути ее решения в доступных студентам противоречиях.
Так, изучая сходимость рядов, доказываю расходимость гармонического ряда. Задаю вопрос: «Почему данный ряд расходится, ведь общий член его стремится к нулю?» В результате обдумывания студенты делают вывод о том, что стремление к нулю общего члена ряда, недостаточно для его сходимости. Затем знакомлю с необходимым и достаточным условиями сходимости числовых рядов.
Особо привлекательной формой проведения занятий для обучающихся является игра. Они увлечены пробой сил и способностей в условиях конкуренции; возможностью действовать, не боясь ошибок.
Разработанные мной игры такие, как «Своя логическая игра», «Умники и умницы», «Логическое кафе», «Математический вояж» и др. сделаны с использованием технологии «Брейн-ринг», подходящей для уроков- обобщения изученного материала. Содержательное наполнение раундов может быть абсолютно разнообразным. Данная технология требует серьезной подготовительной работы, которая включает в себя: выбор темы, составление задания, создание презентации, продумывание вопросов на внимание, заготовка бланков ответов, дипломов. В начале игры происходит выбор жюри, студенты разбиваются на команды. Правильность ответов проверяется и обсуждается после каждого раунда, а затем задается серия вопросов на внимание, что тоже приносит дополнительные очки командам.
Такая технология позволяют повысить интерес обучающихся к учебным занятиям, усвоить большее количество информации, помогают ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях, дает умение работать в команде. Используя кейс-метод, предлагаю студентам решить задачи прикладного характера, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, и предлагаю им найти путь решения проблемы.
Совершенно новое качество идея интерактивного обучения приобретает с использованием компьютерных технологий. Здесь интерактивность достигается за счёт специальной организации обучающих компьютерных программ, а также использованием таких технических средств обучения, как интерактивная доска, электронные учебники, электронные энциклопедии, медиатеки цифровых образовательных ресурсов, мультимедийные учебные пособия.
Одно из основных направлений деятельности преподавателя математики – научить студентов решать задачи. Эффективным помощником в этой работе могут оказаться электронные интерактивные тренажеры, снабженные лаконичным и удобным справочным материалом и предлагающие большое количество разнообразных задач. Наглядность демонстрации, компьютерная анимация, графики, четкость комментариев и инструкций повышает качество усвоения учебного материала. Используя новые электронные средства обучения, выступаю инициатором проблемных вопросов, организатором самостоятельной работы студентов и обсуждения ее результатов, консультантом, помогающим преодолеть текущие затруднения при работе с новыми средствами обучения. Данная технология позволяет
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Применяю в процессе обучения также и веб- квест- это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.  Цель работы в данной образовательной среде: организовать грамотную работу студентов в Интернете, при этом сформировать общие и профессиональные компетентности.
Предлагаю студентам разбиться на группы не менее пяти человек в каждой. Все участники группы должны выбрать себе одну из ролей.
Каждая роль предполагает выполнение определённых заданий, справиться с которыми помогут полезные ссылки в Интернет.
После выполнения всех заданий следует составить итоговый отчёт, который будет сформирован из отчётов каждого участника группы. Отчёт должен быть представлен в виде презентации. Результатом работы с веб-квестом является публикация проектов в виде веб-страниц и веб-сайтов.
Таким образом, основой веб-квестов является проектная методика.
На мой взгляд, профессиональный рост будущего специалиста невозможен без владения этой технологией, т.к. дает возможность студенту
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Вывод:
Все общие компетенции способствуют формированию и профессиональных компетенций:
выполнять разработку спецификаций отдельных компонент;
осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля;
реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных;
осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
Таким образом, интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач: оно развивает коммуникативные умения и навыки, носит исследовательский и практико-ориентированный характер, способствует саморазвитию и самореализации личности, помогает установлению эмоциональных контактов между студентами, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.