Использование метода исследования на уроках и во внеурочное время в начальных классах

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 г. Ейска, Россия, Краснодарский край


Автор: Пеньковская Любовь Николаевна

Аннотация


В своей работе опытным путём на примере нескольких фрагментов уроков по математике, русскому языку, литературному чтению в начальных классах в разные годы обучения одних и тех же детей я постаралась выяснить эффективность использования метода исследования при изучении новой темы и закреплении пройденного. Влияние использования метода исследования на расширение кругозора детей и прочность усвоения знаний.
Исследования проходили в три этапа. На первом этапе выявила наиболее эффективные формы работы на уроке в подготовительный период.
Второй этап исследований состоял в том, чтобы научить ребят использовать составляющие метода исследования (наблюдение, сравнение, проведение анализа и синтеза, обобщения). В ходе такой работы учащиеся овладели приёмами работы с книгой, справочной литературой, научились выделять главное, делать выводы.
Третий этап представлен в работе в виде детских исследовательских и творческих работ.
В результате работы пришла к выводу
1) использование методов исследования на уроке - условие необходимое ученику для основательного и прочного усвоения знаний,
2) исследовательская работа во внеурочное время расширяет кругозор ребёнка, помогает ему раскрыться и утвердиться как личности,
3) вне урока работу лучше проводить в микрогруппах по интересам

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Я работаю по программе «Перспективная начальная школа», которая создана на методических основах развивающих систем обучения, и предоставляет возможность внедрять методы исследования, как на уроке, так и за его рамками посредством кружковых и факультативных форм занятий, проводимых с помощью УМК. Предметно-методические механизмы личностно-ориентированных учебников помогают ребятам самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила при изучении нового материала, способствуют практическому применению получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач, появлению стремления к деловому общению или самоконтролю. Это создаёт условия успешности и эффективности проектной деятельности младших школьников, реализация которой начинается со 2-го класса. В 1-ом же классе основное внимание уделяется развитию общих умений и навыков, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению кругозора детей
В рамках традиционных учебных занятий в подготовительный период рекомендуется использовать:
    проблемное введение в тему урока;
    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
    работа на уроке в группе и в паре, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
    выдвижение идеи (мозговой штурм);
    постановку вопроса (поиск гипотезы);
    формулировку предположения (гипотезы);
    обоснованный выбор способа выполнения задания;
    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
    поиск дополнительной литературы;
    подготовку доклада (сообщения);
    самоанализ и самооценку, рефлексию;
    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Приведу примеры некоторых фрагментов уроков.












- Поможете ребятам? (Да!)
Для того, чтобы успешно выполнить это задание, ребятам нужно соотносить букву и звук, искать место буквы в алфавите, учиться работать в паре с соседом.
Управление восприятием школьника, и, следовательно, направленностью его внимания всегда волновало педагогическую общественность. Среди приёмов, помогающих контролировать этот процесс, важное место занимает наглядный метод обучения. Ещё в 1885 году в своей работе "Дидактические очерки" П.Ф.Каптерев писал: «Педагогу нужно серьёзно озаботиться тем, чтобы по возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были приобретены вполне наглядным путём, иначе будет недостаток основательности и твёрдости в знаниях". Вы можете спросить, тогда при чём здесь исследования?
Одно дело, когда решается задача – показать учащимся живой, красочный образ чего-либо, расширить их чувственный опыт. Другое дело, когда наглядность включается непосредственно в процесс обучения со специальной педагогической задачей: необходимостью раскрыть перед ребёнком сущность природного явления, подвести к открытию алгоритма. Психологическая функция наглядного материала в этом случае заключается в том, что он «служит как бы внешней опорой внутренних действий , совершаемых ребёнком под руководством учителя в процессе овладения знаниями». Наглядный материал в этих случаях представляет собой именно тот материал, в котором и через посредство которого произойдёт «открытие» новой закономерности.
Следовательно, при введении в процесс обучения наглядного материала нужно учитывать два психологических момента: 1) какую конкретную роль наглядный материал должен играть в усвоении нового материала; 2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению. Технические средства нового века (компьютеры, мультимедийные установки, интерактивные доски) позволяют учителю организовать синхронность «слова и иллюстрации», более полно и красочно сочетать наглядные, словесные и практические методы обучения. Проиллюстрирую это на конкретном примере. Урок математики во 2-ом классе по теме «Виды углов».



















Дома предлагалось найти предметы, имеющие разные виды углов.
Читая учебник, разбирая новый материал, ученики работают в микрогруппах, потому что на страницах учебников всегда присутствуют Маша и Миша Ивановы, их ровесники.
Учебник является проводником в мир знаний. Содержащиеся в нём вопросы и задания ежедневно ведут ребят по пути исследования и новых открытий. Например на уроке математики по теме «Умножение числа на сумму» ученики сами находят алгоритм умножения суммы на число.
На уроках развития речи и литературного чтения дети исследуют репродукции картин известных художников, произведения писателей и поэтов, используя справочники, словари, лупы. В 4 классе дети знакомятся с былинами. При изучении темы дети могут использовать знания, полученные на уроках окружающего мира по теме «Из истории Отечества». Постараюсь показать, как проходит исследовательская работа на таком уроке.
Тема: «Сказочные и былинные герои. Поход в Музейный Дом. Работа с репродукциями картин Васнецова «Богатыри», М.Врубеля «Богатырь»
Цель: выявить отличие сказочных героев от былинных, провести работу по репродукциям картин Васнецова «Богатыри» и Врубеля «Богатырь», нацелить детей на дальнейшую исследовательскую работу, совершенствовать технику чтения у детей, развивать интерес к литературе, живописи, истории Отечества, воспитывать чувство патриотизма.
Далёкие времена нашей Родины описаны в былинах. Их герои - труженики хлебопашцы такие, как Микула Селянович, Никита Кожемяка или могучие защитники – богатыри. Из поколения в поколения из уст в уста былины пели или произносили на распев под аккомпанемент старинного струнного инструмента - гуслей. Вот как описывал исполнение былины в начале 19 века один из исследователей фольклора: « Горница быстро наполнилась народом Вошёл сказитель, невысокого роста старик, откинул назад голову, с улыбкой обвёл взглядом всех присутствующих и начал петь. Лицо старика-певца мало- помалу изменялось. Он жил со своими любимцами – богатырями, жалел до слёз немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем 30 лет, торжествовал с ним победу над Соловьём – разбойником. Все сидели, не сводя глаз со сказителя, ловили каждый звук монотонного, но чудесного, спокойного мотива. Старец окончил пение, секунду длилось молчание, потом со всех сторон поднялся говор
- Пожалуй, сказка всё это, - нерешительно проговорил один мужик . На него набросились все.
- Как сказка? Ты слышишь, старина это. При ласковом князе Владимире было.
- Мне вот что думается: кому же это по силу – вишь ведь как он его!
- На то и богатырь – ты что думаешь? Не то, что мы с тобой, - богатырь! Нам невозможно,
а ему легко, - разъясняли со всех сторон.»
А вы, ребята, как считаете, кто же они , былинные богатыри – сказочные герои или исторические персонажи? Как побеждают врага – сами или с помощью волшебной силы?
- Рассмотрите иллюстрацию к былине «Илья Муромец и Святогор», выполненную художником Билибиным. Как автор отразил, что богатыри разного происхождения: один обладает человеческой природой, другой – волшебной?
Святогора родила сама Земля –матушка, он обладает волшебными размерами и волшебной силой. Богатырь настолько велик, что может Илью Муромца вместе с конём себе в карман положить:
Он берёт Илью да за жёлты кудри,
Положил Илью он себе в карман,
Илью с лошадью да богатырскою
- Теперь в Музейном Доме найдите картину М. Врубеля «Богатырь».Видно ли. Что богатырь обладает нечеловеческой силой? А как художник подчеркнул богатырскую силу коня? Подтверди, что богатырь и конь - это часть сказочного леса. Таков и Волх (Вольга) из былины «Волх (Вольга) Всеславьевич». Мать Волха – земная женщина, но отец – змей. Отсюда его способность превращаться в разных животных
Именно с помощью своих волшебных способностей Волх побеждает врагов русской земли, - сказала Евдокия Васильевна.
Но богатырей, обладающих волшебной силой, в русских былинах немного. Как правило, русские богатыри обыкновенных человеческих размеров, имеют земных родителей, не могут ни в кого превращаться. Их сила в другом – в любви к Отечеству, в готовности его защищать от любых захватчиков. Таковы Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.




Д/З Подготовь сообщение на тему « Богатыри русские в былинах и в жизни
Релаксация Сможешь ли сам(а) справиться с домашним заданием? Что для этого сделаешь?
На выполнение этого творческого домашнего задания было отведено 10 дней. Проекты выполнялись как индивидуально, так и в микрогруппах. Наиболее удачные работы можно найти в приложении:
«Илья Муромец реальный человек или вымысел?», авторы Заблоцкая М.
«Алёша Попович», автор Романюк И.
«Не перевелись ещё богатыри на земле русской!», автор Сорокина А.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Повышение интереса к различным предметам в ходе исследовательской работы.
Из диаграммы видно, что дети, принимающие участие в различных видах проектов, имеют более высокий результат при выполнении заданий из контрольно-измерительных материалов.
Из своей практики заметила следующее: дети испытывали трудность при изучении темы «Решение задач когда известен результат разностного и кратного сравнения». Организовали творческую группу исследователей, в задачу которых входило вывести формулы для решения подобных задач. Ежедневно в течение недели юные математики решали по 10 задач в день. Заметив закономерность, составили план решения задач, когда был известен результат разностного сравнения, а затем – и кратного сравнения. Предложили ознакомиться с выводами остальных детей класса, предложили пользоваться формулами.

Результаты контрольных работ по математике по теме «Решение задач, когда известен результат разностного и кратного сравнения» до использования формул.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Результаты контрольных работ по математике по теме «Решение задач когда известен результат разностного и кратного сравнения» после использования формул.
Тема: Дети осваивают алфавит

Цель: закрепить знания детей по теме «Алфавит», учить применять их на практике, в жизни, продолжать освоение работы в паре.
Ход урока
Оргмомент.
Сообщение темы урока.

- К нам пришёл Угадайка. Он просит вас вспомнить название дома, где живут книги, куда мы ходили вчера.
- Правильно, это - БИБЛИОТЕКА.Вас пригласили туда, потому что вы уже изучили точный порядок букв. Ой, забыла, как его правильно называют!
АЛФАВИТ
Давайте посмотрим, чем заняты Маша и Миша Ивановы.


«Дети осваивают алфавит».




13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415





«5»











«5»

«3»

«4»

«3»


«4»













чтение

Русский
язык

Математика



Использование метода исследования на урокахTimes New Romanи во внеурочное времяTimes New RomanД H
·
·
·
·U 15